НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
14
апреля
2017
В Пскове пройдут VII Всероссийские Каверинские чтения 19 апреля 2017 года в Пскове пройдут Всероссийские Каверинские чтения. Мероприятие стало уже традиционным и состоится в 7 раз. Чтения приурочены к 115-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка - писателя Вениамина Александровича Каверина. Мероприятие пройдет в рамках XIV Международного книжного форума «Русский Запад».
09
апреля
2017
Столичные библиотеки запустят интернет-акцию «Читаем Евтушенко» Известные артисты прочитают стихи Евгения Евтушенко. Видеозаписи опубликуют в сети. К проекту смогут присоединиться все желающие интернет-пользователи.
06
апреля
2017
Челябинские хоккеисты читают серьёзную литературу Лучший игрок «Трактора» по версии болельщиков Максим Якуценя и дебютант сезона 2016/2017 Александр Тридчиков 5 апреля встретились со своими поклонниками – читателями Публичной библиотеки.
05
апреля
2017
В Акции «Бороться и искать, найти – и не сдаваться» примут участие более 300 библиотек Более трехсот библиотек, учебных заведений, музеев, творческих коллективов России и ближнего зарубежья заявили о своем желании провести с 1 по 19 апреля мероприятия о творчестве писателя, географических открытиях, истории освоения Севера.
29
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 4
28
марта
2017
Китай, Россия и Испания возглавили список самых читающих стран Россия вошла в тройку самых читающих стран, наряду с Китаем и Испанией: по результатам онлайн-опроса, проведенного международным институтом маркетинговых исследований GfK, 59 процентов респондентов в нашей стране читают книги “ежедневно или почти каждый день”, либо хотя бы раз в неделю. В Китае доля таких респондентов самая высокая – 70 процентов, в Испании – немного меньше России, 57 процентов.
28
марта
2017
Псковская областная библиотека назвала пять самых популярных книг по искусству Отдел литературы по культуре и искусству представляет пять самых востребованых книг в начале 2017 года. Особой популярностью среди посетителей пользовались издания о художниках Иване Айвазовском, Марке Шагале, композиторе Петре Чайковском, книги «Основы истории искусств» и «Искусство эпохи Возрождения».
26
марта
2017
В Самаре открылся планетарий в библиотеке Отличный весенний подарок дарит Библиотека №8 «Самарской муниципальной информационно-библиотечной системы» детям и взрослым на школьных каникулах. Это бесплатный просмотр фильмов в планетарии.
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3 Номинация «Лучший пример – личный пример»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2 Номинация «Как хорошо уметь читать»

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

01
декабря
2016

Чтение студентов библиотечно-информационного факультета: реалии ХХI века

Библиотечный специалист – профессия, требующая особого отношения к книге и чтению. Не любящий книги и не уделяющий должного внимания чтению библиотекарь подобен сапожнику из всем известной поговорки. К сожалению, в вузовской программе подготовки будущих библиотекарей нет предмета «Книголюбие», и в списке обязательных компетенций (которыми должен сопровождаться любой учебно-методический комплекс) ничего подобного не найдешь. Приходится полагаться на случай, а также на то, что абитуриенты, поступающие на библиотечно-информационный факультет СПбГИК, если и не мечтают работать в библиотеке, то хотя бы являютсялюдьми, увлеченными чтением.

Для того, чтобы проанализировать читательское поведение библиотечного студенчество, было проведено анкетирование.  Опросный лист заполнялся анонимно (автор исследования отмечал лишь курс и форму обучения).

В анкетировании[1] приняли участие 140 студентов библиотечно-информационного факультета СПбГИК: 91 студент, обучающийся на очной форме, и 49 студентов-заочников. По курсам респонденты распределились следующим образом:

Форма обучения

Курс

Количество опрошенных студентов

Очная

1 курс бакалавриата

35

2 курс бакалавриата

23

3 курс бакалавриата

17

4 курс бакалавриата

15

1 курс магистратуры

1

Заочная

3 курс бакалавриата

13

4 курс бакалавриата

24

5 курс бакалавриата

12

Анкета включала 12 вопросов, большинство из которых допускало выбор более чем одного варианта, поэтому сумма ответов по отдельно рассматриваемым позициям в количественном отношении превышает 140 (а в процентном – более 100%).

Исследование дало следующие результаты.

В первую очередь, респондентам предлагалось распределить формы досуга по доли времени, которое на них затрачивается.

Чтение выбрано в качестве приоритетного способа проведения свободного времени 26 студентами (18,6%), еще 31 студент (22,1%) поставил чтение на вторую по доли затрачиваемого времени позицию. Таким образом, 40,7% опрошенных тратит на чтение значительную часть своего свободного времени. 53 студента (38 %) поставили чтение на 3-ю и 4-ю позиции. Для 23 студентов (16%) чтение «волочится» в конце списка приоритетных форм досуга. К сожалению, 6 респондентов не поставило чтение ни на какую позицию, т.е. не читают.

Другой популярной формой досуга оказалось «общение и «серфинг» в сети Интернет». 33 студента (23,6%) отметили, что именно это занятие занимает большую часть их свободного времени. 22 студента поставила эту форму на 4-е место, 19 – на 3-е и 18 – на 2-е. Таким образом, большую долю времени проводит в сети Интернет 36,4% опрошенных (51 студент). Среди респондентов были и те, кто ранжировал Интернет на места с 5 по 7 (в общей сложности 36 студентов, 25,7%), т.е. не тратят на поиски информации и общение в сети значительного количества времени. 10 студентов пропустили этот вариант досуга. 

На третьем месте по популярности оказалось живое общение. Так, 30% опрошенных (42 студента) предпочитают проводить свой досуг, устраивая встречи с родными и близкими.

Замыкают список приоритетных форм досуга современных студентов:  просмотр фильмов и сериалов (отметили 35 респондентов, 25%), а также хобби (на него в первую и вторую очередь тратит свое свободное время 23% опрошенных, т.е. 32 студента). Среди Хобби наиболее популярными являются рукоделие, музыка (прослушивание, а также пение и игра на музыкальных инструментах), рисование, литературное творчество и, конечно, фотография.

Следующий вопрос анкеты предлагал студентам оценить свою читательскую активность. Результаты распределились следующим образом. 33 респондента (23,6%) читают эпизодически и столько же - регулярно, 32 – запоем. Почти 40% респондентов (55 человек) предложили свой вариант ответа, самым популярным из которых было утверждение «читаю, когда есть время/возможность» (21 респондент). Действительно, многие из опрошенных сетовали на отсутствие свободного времени, некоторые из них прямо писали «раньше читала часто, а сейчас не хватает времени». Другими факторами, влияющими на читательскую активность студентов, отмечены настроение («читаю, когда есть настроение» ответили 9 человек) и желание («читаю, когда хочется» - 7 человек). Среди других ответов: «иногда читаю запоем, иногда периодически», «читаю то, что использую в работе» и т.д.

Относительно основной функции чтения большинство студентов высказались в пользу «самообразования и самообучения» (этот вариант выбран 88 студентами, 63%). 35% опрошенных (49 респондентов) выбрали вариант «приятное времяпрепровождение, отдых от забот». Еще 17 студентов (12%) отметили, что чтение для них, в первую очередь, «обязанность, связанная с учебной и/или профессиональной деятельностью». 10 респондентов не смогли разделить для себя эти три функции. Среди собственных вариантов, чем же является для них чтение, студенты отмечали: «потребность», «стиль жизни», «развитие способности мыслить», «расширение действительности за счет новых образов и вопросов», «погружение в мир, где происходит действие, абстрагирование от реальности» и т.д.

Другой вопрос, который интересовал автора исследования, заключался в том, где же чаще всего читают студенты? 70% участвовавших в анкетировании студентов (98 человек) утверждают, что читают дома. При этом 38 респондентов читают и дома, и в общественном транспорте. 25 респондентов (18%) читают исключительно в общественном транспорте. Следует отметить, что этот вариант (чтение в общественном транспорте) в комбинации с другими местами для чтения является вторым по популярности – в общей сложности в транспорте читает ровно половина опрошенных студентов (70 человек).

К сожалению, уходит в прошлое чтение в читальном зале библиотеки. Это место выбрали всего лишь 4 респондента (менее 3 %): двое студентов, обучающихся на заочной форме, и два первокурсника.

Несмотря на говорящее название факультета, лишь 33 респондента (23,6%) указали библиотеку основным каналом приобретения книг. При этом библиотечный абонемент является единственным вариантом получения изданий для 18 респондентов (13%). В основном это студенты-первокурсники, не имеющие возможности тратить скромный бюджет на покупку книг, а также заочники ускоренной формы обучения, имеющие среднее специальное образование и работающие в библиотеках.

Наиболее часто отмечаемым вариантом ответа было - «скачиваю книги в сети Интернет». В общей сложности к Всемирной паутине в поисках книг для чтения обращаются 62 студента (44,3% от числа респондентов). Для половины из них интернет – единственный канал приобретения книг.

Вторым по популярности вариантом была покупка книг в магазинах – его отметили 54 респондента (38,6%). При этом 25 студентов ограничились исключительно этим ответом, а 20 – предпочитают и покупать книги, и скачивать их в интернете.

Наименьшее количество респондентов – 14 – отметили вариант «одалживаю у друзей, знакомых и родственников».

На вопрос «Что влияет выбор Вами книг?» 62 респондента (44%) отметили, что учитывают рекомендации родственников и друзей. 40 респондентов (28,6%) выбрали вариант «отзывы в СМИ интернете», 31 респондент (22%) - «учебная программа по литературе», а 28 респондентов прислушиваются к рекомендациям преподавателей специальных дисциплин.

Выбирают книги самостоятельно в соответствии с личными интересами и предпочтениями 29 респондентов. Полагаются на интуицию 3 человека. Создают собственный план чтения двое. Среди прочих вариантов ответов, предложенных респондентами: «общение с писателями», использование списков книг (внутрикнижной библиографии и списков лучших книг), ориентирование на «популярное» в социальных книжных сетях (например, Bookmate) и т.д.

В следующем вопросе анкеты студентам предлагалось ранжировать типы литературы/информации по доли времени, затрачиваемого на их чтение. В числе популярных типов литературы (т.е. в шкале предпочтений занимает 1-е и 2-е место) лидирует художественная литература – 118 респондентов выбрали именно этот вариант.

Среди других типов изданий, относительно которых студенты высказались скорее «за», чем «против» (количество отметок «1» и «2» превалирует над количеством отметок «5-6» и «0» - совсем не читаю): «новости в интернете и печатных периодических изданиях», а также учебная литература.

Наибольший разброс ответов характерен для комплекса изданий, который был назван «литература по саморазвитию» (сюда отнесены прикладная психология, книги о личностном росте и т.д.). 39 респондентов отметили этот вариант как предпочтительный и 31 респондент поставил этот вариант на последние места в репертуаре чтения, а ещё 20 респондентов ответили, что не читают подобную литературу. Таким образом, «литература по саморазвитию» скорее отталкивает, чем привлекает 51 респондента.

Наименьшую долю в чтении библиотечного студенчества занимает профессиональная литература. Лишь 26 респондентов указали этот тип в числе приоритетных. Большинство из ответивших подобных образом – студенты старших или выпускных курсов. Их интерес к профессиональной литературе можно объяснить уже сформировавшимися компетенциями, а также сугубо прагматической задачей – работой над ВКР. 35 респондентов поставили чтение профессиональной литературы на последнее место, а 20 респондентов не читают ее вообще.

Вопрос «Есть ли у Вас домашняя библиотека?» уже в ходе проведения исследования пришлось скорректировать. Тенденцией последних лет является превалирование на факультете иногородних студентов. Естественно, что эти респонденты спрашивали, нужно ли им рассказывать о библиотеке, оставленной в родном городе, или о той, которую они успели сформировать в Санкт-Петербурге. В новой редакции анкеты пришлось уточнять, что речь идет о «личной библиотеке, а не семейной». В результате 13 респондентов ответило, что не имеет своей личной библиотеки. Часть из давших такой ответ респондентов указало, что не может выделить личную часть в семейной библиотеке; одна студентка отметила, что со временем у нее обязательно будет своя библиотека; еще одна студентка ответила, что не покупает книги, т.к. «их трудно хранить».

Остальные респонденты дали утвердительный ответ, причем четверо уточнили, что формируют электронную библиотеку.

Относительно размера домашней библиотеки ответы распределились следующим образом:

до 100 книг – 51 респондент, при этом до 50 книг – у 31 респондента (большинство из них – студенты 1 и 2 курсов),

100-500 книг – 19 респондентов,

500-1.000 книг – 2 респондента,

более тысячи книг насчитывает библиотека у 3 респондентов (студенты старших курсов и магистр).

Значительное число респондентов не смогли подчитать количества книг в своей библиотеке, ограничившись ответом «много», «немного», «полка», «шкафчик», «несколько шкафов» и т.д.

Преобладает в студенческих домашних библиотеках художественная литература. Среди жанров художественной литературы лидирует русская и зарубежная классика, а также фантастика и фэнтези. Помимо беллетристики, студентов увлекает научная и научно-популярная литература гуманитарного цикла (философия, история, психология, лингвистика). Некоторые студенты собирают библиотеку в соответствии со своим хобби (фотография, дизайн, театр и актерское мастерство и т.д.).

На вопрос «Сколько книг Вы обычно прочитываете в месяц?» ответ «0» дали только 4 респондента. 3 респондента отметили, что у них бывают ситуации, когда за месяц они не прочитали ни одной книги, но это вызвано одновременным чтением нескольких книг или перерывами из-за настроения или нехватки свободного времени.

Остальные респонденты читают активно или достаточно регулярно:

от 1 до 3 книг – 76 респондентов (54,3%),

4-6 книг в месяц читает 31 респондент (22%)

от 7 до 10 книг в месяц прочитывают 14 респондентов,

а есть книгочеи, успевающие за месяц прочитать более 10 книг (однако таковых в библиотечном студенчестве оказалось всего двое).

Остальные студенты затруднились ответить на данный вопрос, дав ответы «много», «не считал(а)», «когда как», или вовсе пропустив вопрос.

Два последних вопроса анкеты были направлены на выявление репертуара чтения студентов.

Среди последних прочитанных студентами книг особое место занимает зарубежная классика, эти произведения отметили 38 респондентов (27%). Наибольшей популярностью у студентов пользуются романы Эриха Марии Ремарка (7 ответов) и Виктора Гюго (5 ответов).

Следующей по популярности категорией является современная зарубежная проза, такую литературу читает 27 респондентов. Однако размах читательских интересов здесь так велик, что наиболее популярных авторов выявить не удалось.

Русскую классику и современных отечественных авторов отметили 18 и 12 респондентов соответственно. Среди классиков лидируют романы Михаила Булгакова (5 ответов) и Ф.М. Достоевского (4 ответа).

16 респондентов в качестве последнего прочитанного произведения отметили литературу в жанре фэнтези и фантастика. Наибольший интерес в этой категории вызывает творчество Терри Пратчетта (3 ответа).

Среди последних прочтенных студентами книг значительную долю занимает научная и научно-популярная литература (13 ответов), среди тем: история Россия, религия, филология, космос и многие другие.

Жанры типа любовных романов, приключенческой литературы и детективов в ответах респондентов встречались редко (менее 5 упоминаний).

Последний вопрос анкеты - «Какая книга произвела на Вас неизгладимое впечатление и почему?». Интересна в полученных ответах именно аргументация своего выбора. Большинство студентов отмечает сюжетные повороты и новизну тематики впечатливших их книг: «затронуты интересные вопросы», «подняты вечные темы: Добра и Зла, Света и Тьмы» (о романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова), «книга перевернула представление о профессии врача» («Записки врача» В. Вересаева), «показана та сторона войны, о которой не принято говорить» («Колыбель для кошки» К. Воннегута) и т.д.

Некоторые респонденты отмечали характеры главных героев, например Мартина Идена (одноименный роман стал самым популярным ответом на данный вопрос) или Скарлетт О'Хары: «во многом увидела себя», «пример стойкой, выносливой и сильной женщины».

Приятно отметить, что многие респонденты обращают внимание литературный язык и манеру повествования. С восхищением студенты писали о «глубине и красоте слога» Л.Н. Толстого. Утверждали: «мощная книга, каждое слово на своём месте» (о романе «Доктор Фаустус» Т. Манна), «поразила точность формулировки мысли» («Мартин Иден» Дж. Лондона). Отмечали «слог и монументальность» («Божественная комедия» Данте Алигьери), «интересный язык и манера повествования» (о бестселлере австралийского писателя Маркуса Зусака «Книжный вор») и т.д.

Однако были и курьезные объяснения, вызванные тем, что впечатление о книге может быть и негативным. Так, студентка ответила, что ее впечатлил роман Франца Кафки «Замок», потому что это «тяжелая книга, крышу сносит!»

По популярности ответы студентов о впечатлившей их книге распределились следующим образом:

5 – «Мартин Иден» Дж. Лондона,

4 – произведения Э.М. Ремарка,

4 – романы Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы» и «Идиот»),

4 – романы В. Гюго («Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери»),

4 – произведения Р. Брэдбери,

3 – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова,

3 – «Коллекционер» Дж. Фаулза,

3 – романы Л.Н. Толстого.

Среди других произведений дважды были отмечены бессмертная философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», романы «Великий Гетсби» Ф.С. Фицджеральда и «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, а также фантастические саги Дж.Р.Р. Толкина и Дж.К. Роулинг.

В качестве вывода следует сказать, что чтение библиотечного студенчества отличается большим разнообразием как в отношении репертуара, так и относительно места чтения в жизни современных студентов. Тем не менее, общая картина представляется весьма позитивной: живы ещё истинные «книжники», без ума влюбленные в книгу и чтение!


[1] По состоянию на 30 ноября  2016 г.







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!