НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
14
июля
2017
Итоги веб-марафона «Пушкин без границ» Государственное бюджетное учреждение культуры «Псковская областная универсальная научная библиотека» благодарит всех соавторов и участников международного Открытого творческого веб-марафона памяти А. С. Пушкина «Пушкин без границ». Всем вместе нам удалось сформировать достойный великого русского поэта ресурс, в котором каждый нашел для себя либо опыт видения личности и творчества поэта с другого ракурса, либо возможность самовыразиться, сказав «свое» слово о Пушкине.
07
июля
2017
День Достоевского в Челябинске 4 июля 2017 года в открытой площадке перед Челябинской областной универсальной научной библиотекой впервые состоялся «День Достоевского» — городской праздник, который появился 8 лет назад в Санкт-Петербурге благодаря инициативе Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, а теперь был организован для жителей Челябинска. 
03
июля
2017
Псковская областная библиотека подвела итоги работы за первый месяц летних каникул В июне 2017 года Псковская областная универсальная научная библиотека в помощь педагогам летних школьных лагерей города Пскова организовала и провела цикл мероприятий «Летнее чтение. Сезон 5». За это время прошли 31 мероприятие, их посетили 884 человека.
25
июня
2017
В Вологде стартовала экологическая викторина Межрегиональная интернет - викторина «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу!» стартовала на сайте Юношеского центра Вологодской областной универсальной научной библиотеки.
22
июня
2017
Пассажиры поездов РЖД могут слушать аудиокниги в пути «Федеральная пассажирская компания» и издательская группа «Эксмо-АСТ» запустили культурно-просветительский проект «Библиотека путешественника». Об этом сообщается на официальном сайте РЖД.
10
июня
2017
Книжный фестиваль «Красная площадь» завершился Главный книжный фестиваль страны в третий раз прошел у стен Московского Кремля с 3 по 6 июня 2017 года. И стал самым масштабным за всю его историю.
06
июня
2017
Медведев подписал Концепцию развития детского чтения в РФ Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Концепцию по развитию детского и юношеского чтения в России. Об этом он сообщил на встрече во время посещения книжного фестиваля на Красной площади с руководителями детских издательств и библиотек.
02
июня
2017
Всероссийская акция «Детская книга на пьедестале почёта» Ассоциация «Растим читателя» приглашает библиотеки и издательства принять участие во Всероссийской акции «Детская книга на пьедестале почёта». 
26
мая
2017
XI Городской праздник книги и чтения «Читай, Екатеринбург!» 20 мая 2017 года в «Литературном квартале» Екатеринбурга состоялся XI Городской праздник книги и чтения «Читай, Екатеринбург!», организаторами которого выступили управление культуры городской администрации, Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга, Объединенный музей писателей Урала, Библиотечный центр «Екатеринбург»
28
апреля
2017
Круглый стол «Читатели и чтение: популяризация книги в XXI веке» В среду, 26 апреля, в Московском государственном университете на базе кафедры общей теории словесности состоялся круглый стол «Читатели и чтение: популяризация книги в XXI веке»

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

01
декабря
2016

Возвращение ЧИТАТЕЛЯ: от громких чтений к библиопрочтениям

Изменения в образовательных школьных стандартах, демографические проблемы, возрастающая информатизация оказали и оказывают существенное влияние  на состояние детского и подросткового чтения.

Вопрос «Как привлечь читателя в библиотеку?» остро стоял перед библиотечным сообществом и 30, и 20, и 10 лет назад. Актуален он и сейчас.

Отток читателей, опустевшие читальные залы, «пользователи» вместо «читателей»,  смена приоритетов в выборе способа получения информации – яркие штрихи, рисующие «портрет» состояния чтения в современной библиотеке и придавшие особую остроту извечной проблеме привлечения читателя в библиотеку.

Библиотекари никогда не были простыми наблюдателями происходящих изменений. К чести сказать, мы достаточно быстро реагируем на происходящие изменения и начинаем искать пути решения возникающих проблем. По понятным причинам особое внимание мы всегда уделяем детям.

Решая вопрос привлечения читателей-детей в библиотеку, мы на разных этапах искали и находили свои формы и методы работы: проводили рекламные кампании, привлекали актив библиотеки, выступали на родительских собраниях в детских садах и школах, организовывали экскурсии по библиотеке, общебиблиотечные рекламно-информационные акции, привлекали средства массовой информации, реализуя программы и проекты, вели большую работу с будущими мамами, создавали клубы по интересам, проводили детские творческие конкурсы, подведение итогов которых были настоящим праздником, вышли на улицы города и вели большую массовую работу…

Во все времена именно массовые мероприятия служили своего рода заслоном оттоку читателей, являлись действенной и эффективной формой привлечения читателей в библиотеку. Но мало только привлечь ребенка в библиотеку. Нужно еще и удержать его здесь. В значительной мере этому служат те же самые массовые мероприятия.

Уделяя большое внимание массовой работе, цель которой показать детям прелесть чтения, научить любить книгу, мы решаем важнейшую стратегическую задачу: научить хотеть читать, помочь в получении осмысленной информации и знаний.

Вся палитра мероприятий по привлечению читателя в библиотеку привела к тому, что библиотеки все чаще становились местом проведения свободного времени читателей (это подтверждают проводимые нами исследования и опросы). Родилось явление, которое в настоящее время в библиотечной теории и практике называется культурно-досуговой деятельностью публичной библиотеки (КДД), а библиотеки всё чаще позиционируют себя как «третье место».

В общем и целом культурно-досуговая деятельность библиотек обладает широкими потенциальными возможностями, большим арсеналом методов, форм и средств эмоционального воздействия на человека в достижении главной цели – пропаганде книги и активизации внимания к самой библиотеке. Но…

Что мы имеем сейчас? Мы живем в напряженном ритме. Львиную долю сил и времени библиотечных специалистов отнимают массовые мероприятия: подготовка, организация, проведение. «Бум» массовой работы все меньше времени оставляет для традиционной работы с книгой и индивидуальной работы с читателем, которая  всегда была объектом пристального внимания библиотек.

Мы, библиотекари, как никто понимаем, что последствия отхода от книжного чтения могут быть самыми непредсказуемыми и иметь необратимые последствия. И при этом продолжаем вести активную массовую работу.

На мой взгляд, подобное «увлечение» массовой работой – мера вынужденная. И превращение библиотек из центров информации в культурно-досуговые центры вызвано потребностью стабилизировать обстановку в области чтения, не дать окончательно угаснуть интересу к чтению  книжному. А организация культурно-досуговой деятельности – лучший способ сохранения высокого уровня востребованности в условиях жёсткой конкуренции.

Кроме того, наши мероприятия все-таки носят  библиотечный характер. А это значит, что в них должна присутствовать (и обязательно присутствует!!!)  книга и, по  возможности, новейшие визуальные средства информации.

А той «изюминкой», которая привлекает в библиотеки юных читателей, становятся элементы развлекательности, творчества или творческого поиска.  Это характерно не только для массовых мероприятий, но и для организации выставочной деятельности библиотек. Все чаще наши выставки носят интерактивный характер. Возле них можно отвечать на вопросы викторин, рисовать, петь, читать стихи, участвовать в дискуссиях или громких чтениях.

Вернувшиеся в библиотечную практику наших библиотек после некоторого забвения, сейчас громкие чтения являются актуальной формой работы с детьми. Они помогают нам научить детей и подростков слушать и понимать прочитанное,  воспитать чувство слова, выработать умение читать выразительно, вызвать интерес, любовь и тягу к книге, побудить к самостоятельному чтению.

Начиная с 2012 года, когда в рамках Недели детской и юношеской книги мы провели общебиблиотечную акцию «День громкого чтения», такой способ общения детей и взрослых в библиотеке прочно вошел в жизнь библиотек Централизованной библиотечной системы города Ельца. Читают дети, библиотекари, родители, читают в библиотеках, на площадках возле библиотек, на скамейках скверов и парков, читают на мероприятиях отдельных библиотек и во всех библиотеках в дни проведения общебиблиотечных акций («Всемирный день чтения вслух», «Читаем детям о войне»), просто читают с книгой в руках или включая в чтение элементы театрализации…

Нравится ли такое времяпровождение в библиотеке нашим детям? Безусловно. Ребята с удовольствием приходят на подобные мероприятия и активно в них участвуют.

Техническое оснащение наших библиотек позволило нам пойти дальше в этом направлении. А если записать громкие чтения на видео и потом показывать видеоролики посетителям библиотек? Так в наших библиотеках появилась такая,уже популярная у юных читателей,форма громких чтений, как библиопрочтения.

Многие видеоролики размещены на сайте учреждения (cbse.ru) в разделе «Наша видеотека»: дети и библиотекари читают И.А. Бунина, группа школьников с книгами в руках читают «Бородино» М.Ю. Лермонтова, Пасхальные чтения в детской библиотеке №3…

Создание видеороликов – процесс творческий: выбор произведения для чтения, репетиции, обсуждения, создание костюмов (в случае необходимости), и, что не маловажно, работа с книгой, общение и эмоциональный настрой. Ребята не только слышат, но и видят результат своего труда. С удовольствием бегут они в библиотеку, а на показы приводят друзей, родителей.Видеоролики демонстрируют на библиотечных мероприятиях, вызывая у зрителей массу положительных эмоций. Не меньший интерес вызывают библиопрочтения самих библиотекарей.

Ярким воплощением идеи в наших библиотеках стал просветительский проект 2015-го года «Перечитаем Чехова».  Идея проекта: снять библиопрочтения рассказов Антона Павловича Чехова в каждой из библиотек централизованной библиотечной системы и разместить видеоролики для широкого доступа на сайте учреждения.  Итогом проекта стали 17 видеороликов, в  записи которых приняли участие 28 человек (22 библиотекаря и 6 читателей-детей)  (http://cbse.ru/internet-proektyi/perechitaem-chehova/ ). Проект стал участником V открытого конкурса профессионального мастерства «Ревизор – 2016», в ходе народного онлайн-голосования занял пятое место среди представленных на конкурс 15-ти библиотечных проектов.

Создание подобных видеороликов, несомненно, имеет ряд плюсов: помогает увеличить читательскую аудиторию, служит весомой поддержкойв продвижении литературы, книги и чтения, рождает новые творческие идеи.

В рамках акции Библионочь-2016 сборная команда библиотечных специалистов Централизованной библиотечной системы города Ельца подготовила веселую программу «Необычайное киноприключение, или Добро пожаловать, кино» (http://cbse.ru/bibliosumerki-neobyichaynoe-kinopriklyuchenie-ili-dobro-pozhalovat-kino-v-eltse/ ), одним из главных событий которой стала съемка кино в реальном времени. В фильме «Умелые руки» по сказке Владимира Сутеева снялись шесть юных артистов, выбранных среди участников кастинга «Библиопробы  по-библиотечному». Фильм размещен на сайте учреждения и, по сути, представляет собой вариацию библиопрочтений: чтение слов автора чтецом за кадром и  героями сказки – в кадре.  (http://cbse.ru/igrovoy-film-snyali-uchastniki-bibliosumerek-neobyichaynoe-kinopriklyuchenie-ili-dobro-pozhalovat-kino-v-biblioteke-eltsa/).

Такой прием эффективен и в реальном времени. Театрализованным библиопрочтением сказки  местного поэта и барда Юрия Ширяева «Колобок» завершился  фестиваль детской поэзии «Литературные мостки»  в дни празднования 870-летия города Ельца. (http://cbse.ru/nash-gorod/literaturnye-mostki/2/ )

1 июня этого года город Елец принял участие в литературном проекте «Классики в российской провинции» Ассоциации малых туристских городов России (АМТГ). В этот день в Городском парке возле  каменного грота с беседкой  проходила акция «Древний город листает страницы». Каждой из библиотек предстояло прочитать одну из 12-ти глав сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Каждую главу читали от 3 до 6 человек.

1 июня в течение четырех часов над Ельцом звучали пришвинские строки, а в перерывах между главами – стихи И.А. Бунина, а также современных авторов, пишущих о родном городе. (http://cbse.ru/drevniy-gorod-listaet-stranitsyi-literaturnyiy-proekt-klassiki-v-rossiyskoy-provintsii-assotsiatsii-malyih-turistskih-gorodov-rossii-v-eltse/ ).

Это практика. А в теории – продвижение  «книжных» форм работы: возвращение  громких чтений в библиотечную практику, появление их вариаций как возможность вернуть ЧИТАТЕЛЯ в библиотеку. Того самого настоящего читателя, воспитанию которого мы отдавали столько сил в доперестроечное время.

Главная задача Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в том, чтобы «вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей…». Потребность в этом уже назрела.

Библиотекам для этого надо быть, по меньшей мере, интересными для читателей  в эпоху всеобщей компьютеризации. Нужна ли при этом всеобъемлющая массовизация жизни пользователей библиотек?  Произойдут и происходят ли положительные изменения во взаимодействии библиотекаря и читателя в связи с применением новых форм массовой работы? Сможем ли мы повернуть читателей от экранного чтения к книжному?

На данном этапе «бум» «культмассовости» в нашей работе  в сочетании с книжными формами работы способен если не решить проблему, то, по крайней мере, не дать ей разрастисть до катастрофических размеров.

Современное развитие общества требует формирования нового типа личности с повышенным уровнем информационных запросов и потребностей, высоким уровнем интеллекта. Это в свою очередьтребует, чтобы человек с детства получал и накапливал по мере взросления огромную базу знаний и постоянно актуализировал её. Важную роль в этом играет библиотека, в особенности это касается детской библиотеки.

И если для этого пока  надо одновременно быть массовиками-затейниками и грамотными руководителями детского чтения; петь, плясать, играть и читать, прижавшись, на скамейке; организовывать досуг и возвращать к книжному чтению, – мы будем это делать.







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!