НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3 Номинация «Лучший пример – личный пример»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2 Номинация «Как хорошо уметь читать»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 1 Лучшие работы в номинации «От двух до пяти»
13
марта
2017
Неделя детской и юношеской книги в Пскове Ежегодно в последние дни марта проводится Всероссийская Неделя детской и юношеской книги. Централизованная библиотечная система г. Пскова для юных читателей псковичей и их родителей подготовила насыщенную программу, тема которой – книга, экология и природа. С 24 по 31 марта в библиотеках города пройдет множество интересных и познавательных мероприятий для детей всех возрастов: встречи с писателями и фотохудожниками, творческий фестиваль, презентации новых книг, мастер-классы, выставки, виртуальные путешествия. 
11
марта
2017
II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского» 2 марта в Тамбовской областной детской библиотеке состоялась II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского».
03
марта
2017
Сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки» 27 февраля Областная детская библиотека им. А. М. Горького (Новосибирск) презентовала новый сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки».
02
марта
2017
Стартовали районные этапы «Живой классики» Второй этап проекта “Живая классика” начался 1 марта во всех муниципальных образованиях страны. По итогам этого тура определятся участники региональных финалов.
06
февраля
2017
"Читай, мама!": читают все Прием работ на Иркутский региональный конкурс «Читай, мама!» завершен
06
февраля
2017
Впервые в Ульяновске прошла Всемирная ночь Гарри Поттера Мероприятие состоялось 2 февраля во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И. Ленина.
03
февраля
2017
Самые читаемые книги отдела абонемента Псковской областной библиотеки в 2016 году На пике популярности у читателей абонемента библиотеки в 2016 году стали дебютный роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, произведения Сергея Довлатова и Александра Терехова, роман «Священный мусор» Людмилы Улицкой, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Война и мир» Льва Толстого.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

01
декабря
2016

Возвращение ЧИТАТЕЛЯ: от громких чтений к библиопрочтениям

Изменения в образовательных школьных стандартах, демографические проблемы, возрастающая информатизация оказали и оказывают существенное влияние  на состояние детского и подросткового чтения.

Вопрос «Как привлечь читателя в библиотеку?» остро стоял перед библиотечным сообществом и 30, и 20, и 10 лет назад. Актуален он и сейчас.

Отток читателей, опустевшие читальные залы, «пользователи» вместо «читателей»,  смена приоритетов в выборе способа получения информации – яркие штрихи, рисующие «портрет» состояния чтения в современной библиотеке и придавшие особую остроту извечной проблеме привлечения читателя в библиотеку.

Библиотекари никогда не были простыми наблюдателями происходящих изменений. К чести сказать, мы достаточно быстро реагируем на происходящие изменения и начинаем искать пути решения возникающих проблем. По понятным причинам особое внимание мы всегда уделяем детям.

Решая вопрос привлечения читателей-детей в библиотеку, мы на разных этапах искали и находили свои формы и методы работы: проводили рекламные кампании, привлекали актив библиотеки, выступали на родительских собраниях в детских садах и школах, организовывали экскурсии по библиотеке, общебиблиотечные рекламно-информационные акции, привлекали средства массовой информации, реализуя программы и проекты, вели большую работу с будущими мамами, создавали клубы по интересам, проводили детские творческие конкурсы, подведение итогов которых были настоящим праздником, вышли на улицы города и вели большую массовую работу…

Во все времена именно массовые мероприятия служили своего рода заслоном оттоку читателей, являлись действенной и эффективной формой привлечения читателей в библиотеку. Но мало только привлечь ребенка в библиотеку. Нужно еще и удержать его здесь. В значительной мере этому служат те же самые массовые мероприятия.

Уделяя большое внимание массовой работе, цель которой показать детям прелесть чтения, научить любить книгу, мы решаем важнейшую стратегическую задачу: научить хотеть читать, помочь в получении осмысленной информации и знаний.

Вся палитра мероприятий по привлечению читателя в библиотеку привела к тому, что библиотеки все чаще становились местом проведения свободного времени читателей (это подтверждают проводимые нами исследования и опросы). Родилось явление, которое в настоящее время в библиотечной теории и практике называется культурно-досуговой деятельностью публичной библиотеки (КДД), а библиотеки всё чаще позиционируют себя как «третье место».

В общем и целом культурно-досуговая деятельность библиотек обладает широкими потенциальными возможностями, большим арсеналом методов, форм и средств эмоционального воздействия на человека в достижении главной цели – пропаганде книги и активизации внимания к самой библиотеке. Но…

Что мы имеем сейчас? Мы живем в напряженном ритме. Львиную долю сил и времени библиотечных специалистов отнимают массовые мероприятия: подготовка, организация, проведение. «Бум» массовой работы все меньше времени оставляет для традиционной работы с книгой и индивидуальной работы с читателем, которая  всегда была объектом пристального внимания библиотек.

Мы, библиотекари, как никто понимаем, что последствия отхода от книжного чтения могут быть самыми непредсказуемыми и иметь необратимые последствия. И при этом продолжаем вести активную массовую работу.

На мой взгляд, подобное «увлечение» массовой работой – мера вынужденная. И превращение библиотек из центров информации в культурно-досуговые центры вызвано потребностью стабилизировать обстановку в области чтения, не дать окончательно угаснуть интересу к чтению  книжному. А организация культурно-досуговой деятельности – лучший способ сохранения высокого уровня востребованности в условиях жёсткой конкуренции.

Кроме того, наши мероприятия все-таки носят  библиотечный характер. А это значит, что в них должна присутствовать (и обязательно присутствует!!!)  книга и, по  возможности, новейшие визуальные средства информации.

А той «изюминкой», которая привлекает в библиотеки юных читателей, становятся элементы развлекательности, творчества или творческого поиска.  Это характерно не только для массовых мероприятий, но и для организации выставочной деятельности библиотек. Все чаще наши выставки носят интерактивный характер. Возле них можно отвечать на вопросы викторин, рисовать, петь, читать стихи, участвовать в дискуссиях или громких чтениях.

Вернувшиеся в библиотечную практику наших библиотек после некоторого забвения, сейчас громкие чтения являются актуальной формой работы с детьми. Они помогают нам научить детей и подростков слушать и понимать прочитанное,  воспитать чувство слова, выработать умение читать выразительно, вызвать интерес, любовь и тягу к книге, побудить к самостоятельному чтению.

Начиная с 2012 года, когда в рамках Недели детской и юношеской книги мы провели общебиблиотечную акцию «День громкого чтения», такой способ общения детей и взрослых в библиотеке прочно вошел в жизнь библиотек Централизованной библиотечной системы города Ельца. Читают дети, библиотекари, родители, читают в библиотеках, на площадках возле библиотек, на скамейках скверов и парков, читают на мероприятиях отдельных библиотек и во всех библиотеках в дни проведения общебиблиотечных акций («Всемирный день чтения вслух», «Читаем детям о войне»), просто читают с книгой в руках или включая в чтение элементы театрализации…

Нравится ли такое времяпровождение в библиотеке нашим детям? Безусловно. Ребята с удовольствием приходят на подобные мероприятия и активно в них участвуют.

Техническое оснащение наших библиотек позволило нам пойти дальше в этом направлении. А если записать громкие чтения на видео и потом показывать видеоролики посетителям библиотек? Так в наших библиотеках появилась такая,уже популярная у юных читателей,форма громких чтений, как библиопрочтения.

Многие видеоролики размещены на сайте учреждения (cbse.ru) в разделе «Наша видеотека»: дети и библиотекари читают И.А. Бунина, группа школьников с книгами в руках читают «Бородино» М.Ю. Лермонтова, Пасхальные чтения в детской библиотеке №3…

Создание видеороликов – процесс творческий: выбор произведения для чтения, репетиции, обсуждения, создание костюмов (в случае необходимости), и, что не маловажно, работа с книгой, общение и эмоциональный настрой. Ребята не только слышат, но и видят результат своего труда. С удовольствием бегут они в библиотеку, а на показы приводят друзей, родителей.Видеоролики демонстрируют на библиотечных мероприятиях, вызывая у зрителей массу положительных эмоций. Не меньший интерес вызывают библиопрочтения самих библиотекарей.

Ярким воплощением идеи в наших библиотеках стал просветительский проект 2015-го года «Перечитаем Чехова».  Идея проекта: снять библиопрочтения рассказов Антона Павловича Чехова в каждой из библиотек централизованной библиотечной системы и разместить видеоролики для широкого доступа на сайте учреждения.  Итогом проекта стали 17 видеороликов, в  записи которых приняли участие 28 человек (22 библиотекаря и 6 читателей-детей)  (http://cbse.ru/internet-proektyi/perechitaem-chehova/ ). Проект стал участником V открытого конкурса профессионального мастерства «Ревизор – 2016», в ходе народного онлайн-голосования занял пятое место среди представленных на конкурс 15-ти библиотечных проектов.

Создание подобных видеороликов, несомненно, имеет ряд плюсов: помогает увеличить читательскую аудиторию, служит весомой поддержкойв продвижении литературы, книги и чтения, рождает новые творческие идеи.

В рамках акции Библионочь-2016 сборная команда библиотечных специалистов Централизованной библиотечной системы города Ельца подготовила веселую программу «Необычайное киноприключение, или Добро пожаловать, кино» (http://cbse.ru/bibliosumerki-neobyichaynoe-kinopriklyuchenie-ili-dobro-pozhalovat-kino-v-eltse/ ), одним из главных событий которой стала съемка кино в реальном времени. В фильме «Умелые руки» по сказке Владимира Сутеева снялись шесть юных артистов, выбранных среди участников кастинга «Библиопробы  по-библиотечному». Фильм размещен на сайте учреждения и, по сути, представляет собой вариацию библиопрочтений: чтение слов автора чтецом за кадром и  героями сказки – в кадре.  (http://cbse.ru/igrovoy-film-snyali-uchastniki-bibliosumerek-neobyichaynoe-kinopriklyuchenie-ili-dobro-pozhalovat-kino-v-biblioteke-eltsa/).

Такой прием эффективен и в реальном времени. Театрализованным библиопрочтением сказки  местного поэта и барда Юрия Ширяева «Колобок» завершился  фестиваль детской поэзии «Литературные мостки»  в дни празднования 870-летия города Ельца. (http://cbse.ru/nash-gorod/literaturnye-mostki/2/ )

1 июня этого года город Елец принял участие в литературном проекте «Классики в российской провинции» Ассоциации малых туристских городов России (АМТГ). В этот день в Городском парке возле  каменного грота с беседкой  проходила акция «Древний город листает страницы». Каждой из библиотек предстояло прочитать одну из 12-ти глав сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Каждую главу читали от 3 до 6 человек.

1 июня в течение четырех часов над Ельцом звучали пришвинские строки, а в перерывах между главами – стихи И.А. Бунина, а также современных авторов, пишущих о родном городе. (http://cbse.ru/drevniy-gorod-listaet-stranitsyi-literaturnyiy-proekt-klassiki-v-rossiyskoy-provintsii-assotsiatsii-malyih-turistskih-gorodov-rossii-v-eltse/ ).

Это практика. А в теории – продвижение  «книжных» форм работы: возвращение  громких чтений в библиотечную практику, появление их вариаций как возможность вернуть ЧИТАТЕЛЯ в библиотеку. Того самого настоящего читателя, воспитанию которого мы отдавали столько сил в доперестроечное время.

Главная задача Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в том, чтобы «вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей…». Потребность в этом уже назрела.

Библиотекам для этого надо быть, по меньшей мере, интересными для читателей  в эпоху всеобщей компьютеризации. Нужна ли при этом всеобъемлющая массовизация жизни пользователей библиотек?  Произойдут и происходят ли положительные изменения во взаимодействии библиотекаря и читателя в связи с применением новых форм массовой работы? Сможем ли мы повернуть читателей от экранного чтения к книжному?

На данном этапе «бум» «культмассовости» в нашей работе  в сочетании с книжными формами работы способен если не решить проблему, то, по крайней мере, не дать ей разрастисть до катастрофических размеров.

Современное развитие общества требует формирования нового типа личности с повышенным уровнем информационных запросов и потребностей, высоким уровнем интеллекта. Это в свою очередьтребует, чтобы человек с детства получал и накапливал по мере взросления огромную базу знаний и постоянно актуализировал её. Важную роль в этом играет библиотека, в особенности это касается детской библиотеки.

И если для этого пока  надо одновременно быть массовиками-затейниками и грамотными руководителями детского чтения; петь, плясать, играть и читать, прижавшись, на скамейке; организовывать досуг и возвращать к книжному чтению, – мы будем это делать.







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!