Реализация культурного потенциала является одним из базовых факторов регионального развития. Помимо создания инфраструктуры, которая определяет возможности и качество культурной жизни, важное значение приобрела поддержка социальных практик и активностей, направленных на удовлетворение личностных, культурно-образовательных потребностей жителей; развитие социальной коммуникации. Актуальной задачей является и обеспечение сохранения национально-культурного наследия. Исходя из этого, продвижение чтения можно выделить как значимый вектор в реализации культурного потенциала региона.
Процессы, происходящие на региональном уровне, безусловно, являются частью процессов в общероссийском культурном пространстве. Рассмотрение базовых статистических показателей показывает, что понимание тенденций, связанных с востребованностью и практиками чтения, возможно только с учетом особенностей современной эпохи цифровых технологий. С одной стороны, за последние два десятилетия в России увеличилось число выпускаемых книг и брошюр (112, 2 тыс. в 2014 г.). С другой стороны, произошло существенное сокращение выпускаемых тиражей (1313 млн. в 1992 г., 485 млн. в 2014 г.) [1, с. 166]. Как следствие, снизились и показатели выпуска книг на 1000 человек населения (см. таблицу 1). Очевидно, что данные изменения связаны как с трансформацией самой книжной индустрии, так и отражают изменения в практиках чтения россиян.
Таблица 1
Динамика выпуска книг и брошюр в России в 1992-2014 гг.
Годы |
1992 |
2005 |
2010 |
2014 |
Число книг и брошюр (печатных единиц) – всего, тыс. |
28,7 |
95,5 |
121,7 |
112,2 |
Тираж – всего млн. экз. |
1313 |
669 |
654 |
485 |
Издано книг на 1000 чел. населения, экз. |
8839 |
4664 |
4577 |
3323 |
Ключевое значение имеет распространение медиапотребления и то, что, наряду с печатной формой, в повседневную жизнь вошли электронные книги и аудиокниги. По данным исследовательской компании «TNS Россия», общее медиапотребление россиян в возрасте старше 16 лет в 2015 г. составляло 8 часов 36 минут в сутки. Из них чтению книг в общем объеме медиапотребления отводится только 1,7 % (10,1 мин.), чтению газет – 1,2 % (7,2 мин.), чтению журналов – 0,8 % (4,9 мин.). Ведущую роль играет телевидение (42,1 %, 3 часа 37 мин.), доля радио имеет тенденцию сокращения (27,6 %, 2 часа 22 мин.), существенно возросла доля Интернета (24,3 % 2 часа 54 мин.) [2, с. 67].
С учетом выше обозначенных моментов при рассмотрении возможностей продвижения чтения необходимо выделить как традиционные направления (в частности, библиотеки), так и новые формы актуализации и инициативы (культурно-просветительские мероприятия, социально-культурные проекты, сетевые акции и др.).
Библиотечные сети были и остаются важнейшими учреждениями, предоставляющими возможность бесплатного получения информации, доступа к произведениям культуры, образовательным ресурсам. Данные социологических опросов показывают, что для большинства жителей характерна эпизодичность посещения библиотек (1-3 раза в полгода и реже). Такая картина была выявлена по данным опросов 2006 и 2012 гг. в Чебоксарах (см. таблицу 2). Это является достаточно закономерным на фоне как увеличения многообразия форм досуга, так и роста популярности онлайн библиотек.
Таблица 2
Посещаемость жителями г. Чебоксары библиотек
по данным опросов 2006, 2012 гг. (в % от числа опрошенных)
Годы |
Раз в неделю |
1-3 раза в месяц |
1-3 раза в полгода |
Раз в год и реже |
Затрудняюсь ответить |
2006 |
8,2 |
9,7 |
14,7 |
47,8 |
19,7 |
2012 |
7,6 |
9,8 |
15,5 |
28,9 |
38,2 |
Вместе с тем, проводимая модернизация библиотечных сетей способна укрепить их востребованность и выдвинуть на новые позиции. Как отмечается в официальных документах, деятельность в данной сфере направлена на повышение качества предоставляемых услуг, открытие новых направлений в работе, перепрофилирование библиотек и создание на их базе молодежных центров, детских и семейных центров [3].
Новым решением также является применение современных технологий и появление такого формата как мобильные библиотеки. Они устанавливаются в общедоступных местах и призваны привлечь внимание к книгам и чтению, показать достоинства электронных книг. Это достаточно удобный способ для знакомства с известными литературными произведениями. Желающие могут скачать на свое мобильное устройство книги (русскую и зарубежную классическую литературу, детские книги, современную прозу и др.) при помощи технологии QR-сканирования. Проект мобильных библиотек реализуется в более чем в 40 регионах России, в том числе в Чебоксарах, Ульяновске, Самаре, Нижнем Новгороде, Ижевске, Уфе, Кирове и других городах.
За последние годы устоявшимся способом повышения внимания к ценности книг и культуре чтения стали регулярные книжные мероприятия, фестивали, ярмарки и выставки, а также тематические акции, получающие освещение в СМИ, поддержку в социальных медиа. Обратим внимание на ряд из них. В России, как и во всем мире, 23 апреля отмечается Всемирный день книг и авторского права (World Book and Copyright Day). Он был учрежден ЮНЕСКО в 1995 г., и его целью является просвещение, развитие осознания культурных традиций.
Заметным явлением в отечественном пространстве стала «Библионочь» – ежегодный фестиваль чтения, который проходит в апреле по всей России. В эту ночь библиотеки, литературные музеи и арт-пространства расширяют время и формат своей работы. Впервые акция была инициирована в 2012 г. библиотечным сообществом и Ассоциацией менеджеров культуры (АМК). Библионочь 2016 включала в себя 2000 мероприятий, прошедших на 1500 площадках: библиотеках, музеях, галереях, книжных магазинах и культурных центрах в 82 регионах (в том числе, конечно и в Чувашии).
Новую планку и передовой опыт задает проведение книжного фестиваля «Красная площадь», ставшего главным книжным событием года. Впервые книжный фестиваль на Красной площади прошел в июне 2015 г., который был объявлен Годом литературы. По окончании этого масштабного и успешного проекта было принято решение сделать книжный фестиваль ежегодным.
В национальных регионах важной отличительной особенностью является проведение мероприятий по популяризации литературы на национальных языках. В Чувашии, в частности, проходит ежегодный Фестиваль национальной книги, который организуется в рамках празднования Дня чувашского языка.
Также на региональном уровне большой интерес представляет имеющийся опыт развития литературного туризма, библиоэкскурсий, актуализирующий историко-культурное наследие, повышающий привлекательность различных регионов.
Наконец, в продвижении чтения следует отметить и позитивную роль в повседневных практиках таких активностей как буккроссинг (обмен печатными книгами), литературные флэш-мобы и т. п., охватывающих самые разные возрастные и социальные аудитории.
Таким образом, как на официальном уровне, так и в социуме можно фиксировать актуальность разноплановой, в том числе, инновационной деятельности по продвижению чтения. Необходимо более предметное изучение данной сферы на региональном уровне с целью поиска эффективных инструментов и форм работы с различными группами населения. Имеющийся опыт служит основанием для обозначения точек роста и дальнейшей деятельности по продвижению ценности и культуры чтения в комплексе задач реализации культурного потенциала региона.
Список литературы:
1. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. M.: Росстат, 2016. 543 с.
2. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. 107 с.
3. Итоги социально-экономического развития отрасли «Культура» в городе Чебоксары за 2014 год. URL: http://tvorite.ru/2015/01/26/itogi-socialno-yekonomicheskogo-razvitiya-otrasli.html (дата обращения: 29.11.2016).