НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3 Номинация «Лучший пример – личный пример»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2 Номинация «Как хорошо уметь читать»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 1 Лучшие работы в номинации «От двух до пяти»
13
марта
2017
Неделя детской и юношеской книги в Пскове Ежегодно в последние дни марта проводится Всероссийская Неделя детской и юношеской книги. Централизованная библиотечная система г. Пскова для юных читателей псковичей и их родителей подготовила насыщенную программу, тема которой – книга, экология и природа. С 24 по 31 марта в библиотеках города пройдет множество интересных и познавательных мероприятий для детей всех возрастов: встречи с писателями и фотохудожниками, творческий фестиваль, презентации новых книг, мастер-классы, выставки, виртуальные путешествия. 
11
марта
2017
II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского» 2 марта в Тамбовской областной детской библиотеке состоялась II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского».
03
марта
2017
Сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки» 27 февраля Областная детская библиотека им. А. М. Горького (Новосибирск) презентовала новый сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки».
02
марта
2017
Стартовали районные этапы «Живой классики» Второй этап проекта “Живая классика” начался 1 марта во всех муниципальных образованиях страны. По итогам этого тура определятся участники региональных финалов.
06
февраля
2017
"Читай, мама!": читают все Прием работ на Иркутский региональный конкурс «Читай, мама!» завершен
06
февраля
2017
Впервые в Ульяновске прошла Всемирная ночь Гарри Поттера Мероприятие состоялось 2 февраля во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И. Ленина.
03
февраля
2017
Самые читаемые книги отдела абонемента Псковской областной библиотеки в 2016 году На пике популярности у читателей абонемента библиотеки в 2016 году стали дебютный роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, произведения Сергея Довлатова и Александра Терехова, роман «Священный мусор» Людмилы Улицкой, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Война и мир» Льва Толстого.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

01
декабря
2016

Литературный квест по повести-сказке Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

      Не секрет, что в последнее время часто приходится слышать разговоры о том, что дети стали меньше читать. И очень приятно, когда среди детей находятся  энтузиасты,    которые и сами читают, и хотят заинтересовать этим других. Так произошло в нашей школе. Группа учащихся пятого класса гуманитарного профиля выразила желание «что-нибудь придумать и провести для ребят в начальной школе».

     В 2016 году нашей школе исполнилось 50 лет. Открытие школы состоялось в ноябре 1966 года. Повесть-сказка Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» увидела свет в том же 1966 году, а к своему пятидесятилетию стала бестселлером. Именно эту повесть мы взяли в основу своей работы для проведения мероприятия в начальной школе. Учащиеся 1-4-ых классов получили задание прочитать книгу, нарисовать рисунки или сделать поделки.                     

     Какую же форму проведения мероприятия выбрать, чтобы было интересно? Ведь надо еще учесть, что пятиклассников, желающих провести само мероприятие, набралось около десяти человек. Решили остановиться на модном сейчас «квесте».  Само понятие «Квест»  происходит от английского слова «поиск»  - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями и игрой.

     Слово пришло из компьютерных игр, где квест - разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, выполняет ряд заданий, преодолевает препятствия. В библиотеках квест – это своеобразная литературная игра, путешествие по станциям с использованием маршрутного листа. Учащиеся делятся на 5-6 команд по 5 человек в зависимости от количества обучающихся в классе. Цель библиоквеста: закрепление и проверка уровня усвоения основных читательских    знаний, умений и навыков, развитие творческого потенциала, формирование умения работать в команде.

     Итак, форма мероприятия по повести-сказке  Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» выбрана, задания подготовлены, разработан маршрутный лист.

      Для того чтобы учащимся 1-4-ых классов  было привычнее, станции квеста были названы также, как уроки: Литературное чтение, Русский язык, Речь и культура общения, Изобразительное искусство, Математика, Музыка, Физкультура. Капитаны команд получили бейджики с номером своей команды и маршрутный лист. В маршрутном листе  прописана последовательность прохождения всех испытаний.  Чтобы команды не пересекались на этапах,  время выполнения каждого задания строго ограничено:  4 минуты  плюс одна минута для перехода на другой этап маршрута.

     Надеемся, что выбор новой формы работы будет полезен, поможет проверить,      насколько внимательно учащиеся прочитали книгу, привлечет внимание  к книге тех, кто не успел по какой-то причине прочитать ее.

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» 

Маршрутный лист          Класс _________    Команда ___________                  

№п/п

Название

Предмет

Баллы

 

1

 

«Полет с воздушными шарами»  

 

Литературное чтение

 

 

2

 

«В поисках друзей»

 

Русский язык

 

 

3

 

«Приветственная речь»

 

Речь и культура общения

 

 

4

 

«Умелые руки»

 

Изобразительное искусство

 

 

5

 

«Легко считать до двух»

 

Математика

 

 

6

 

«А не спеть ли нам песню?..»

 

Музыка

 

 

7

 

« Не спать!»

 

Физкультура

 

 

8

 

«Наш домик Дружбы»

 

Технология

 

 

ИТОГО

 

 

 


Итак, 8 уроков – 8 заданий. Вместо оценок – баллы. На каждом этапе квеста участников встречает герой повести (специально подобраны костюмы или взята игрушка). Названия предлагаемых конкурсов соответствуют заявленному уроку.

Задания квеста:

1.      «Полет с воздушными шарами»   Литературное чтение

Для этого этапа квеста используем викторину, разработанную в двух вариантах: для    учащихся 1-2-ых классов и для учащихся 3-4-ых классов.

Викторина 1 – 2-ые классы с вариантами ответов

1. Почему забавного зверька назвали Чебурашкой?

1 чебурахнулся со стола на стул

2 объелся чебуреков

2. Чебурашка оказался неизвестным науке зверем.  В клетку к каким животным его хотели поместить в зоопарке?

1к медведям

2 к зайцам

3.Кем  работал крокодил Гена?

1 крокодилом

2 сторожем

4. Где работал крокодил Гена?

1  в школе

2 в зоопарке

5. Какой кружок хотели организовать Галя, Гена и Чебурашка?

1 «Умелые руки»

2 «Умная голова»

6. Что делали Гена, Галя и Чебурашка, когда собирались  после работы у крокодила дома?

1 учили уроки

2 играли в крестики-нолики

7. Какую роль в спектакле вместо Гали  должен был сыграть крокодил Гена?

1 роль Золушки

2 роль Красной Шапочки

8. Среди посетителей Дома дружбы был необыкновенно растрепанный и чумазый мальчик. Какого друга он попросил для себя подобрать?

1 круглого двоечника

2 отличника

9. Как звали милую и симпатичную жирафу?

1 Анюта

2 Мария

10. Какие ценности хранились во рту у обезьянки Марии Францевны?

1 пуговица

2 чупа-чупс

11. Что тикало в ушах у обезьянки?

1 будильник

2 колокольчик

Викторина 3 – 4-ые классы

1. Почему забавного зверька назвали Чебурашкой?

 

Слишком много  времени провел в ящике, у него затекли лапы, чебурахнулся со стола на стул, со стула – на пол. «Чебурашка какой! Совсем не может сидеть на месте!»

2. Чебурашка оказался неизвестным науке зверем.  В клетку к каким животным его хотели поместить в зоопарке?

Никто не знал, куда же его поместить: то ли к зайцам, то ли к тиграм, то ли к  морским черепахам».

3. Кем и где работал крокодил Гена?

 

Крокодилом. В зоопарке.

4. Какой кружок хотели организовать Галя, Гена и Чебурашка?

 

«Умелые руки», «Умелые ноги», «Умелый хвост»

5. Что делали Гена, Галя и Чебурашка, когда собирались  после работы у крокодила дома?

Мирно беседовали, пили кофе, играли в крестики-нолики.

6. Какую роль в спектакле вместо Гали  должен был сыграть крокодил Гена?

Роль Красной Шапочки

7. Среди посетителей Дома дружбы был необыкновенно растрепанный и чумазый мальчик. Какого друга он попросил для себя подобрать?

Круглого двоечника

8. Как звали милую и симпатичную жирафу?

 

Анюта.

9.. Какие ценности хранились во рту у обезьянки Марии Францевны?

Гаечки, винтики, коробочки из-под гуталина, ключики, пуговицы, ластики и прочие нужные и интересные предметы.

10. Что тикало в ушах у обезьянки?

 

Маленький крокодиловский будильник.

11. Как хотела прославиться старуха Шапокляк?

 

Собирала «злы».  Она делала пять зол в день.

12. Сколько кирпичей сгрузила грузовая машина для строительства Дома дружбы?

Тысячу штук.

13. Как звали носорога, живущего в зоопарке?

 

Птенчик.

14. Какого цвета были стены у Дома дружбы?

«Все стены у него получились разные: одна-зеленая, другая-коричневая, третья-желтая с черными пятнами, а четвертая отливала всеми цветами радуги».

15. За время строительства дома все передружились. Что было решено устроить в  нем вместо Дома дружбы?

Клуб, чтобы приходить по вечерам, играть и видеться друг с другом.

16. Куда отдали Чебурашку?

 

В детский сад игрушкой.

17. Как  Галя, Гена и Чебурашка проучили старуху Шапокляк?

«Заявились во двор … держали большие разноцветные красивые воздушные шары». Три связки воздушных шаров унесли ее на небо.


2. «В поисках друзей»      Русский язык
                                            

Урок-задание  начинается с цитаты из повести.

«В … городе…жил да был  крокодил по имени Гена. Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. А работал он в зоопарке… крокодилом… Когда кончался рабочий день, Гена тщательно одевался и шагал домой… Дома он читал газеты, курил трубку и весь вечер играл сам с собой в крестики – нолики. Однажды когда он проиграл сам себе сорок партий подряд, ему стало очень и очень грустно».

И он решил завести себе друзей. Он написал объявления и развесил их по всему городу. Участникам квеста предлагается текст с ошибками. Задание: Исправить ошибки в тексте. Вспомнить и назвать еще одну ошибку*, на которую обратила внимание девочка Галя.

Текст: Маладой кракодил пятидесяти лет  хочет зависти себе друзей.                                                        

С придложениями абращаться по адресу: Большая Пирожная улица, дом 15, корпус ы. Звонить три с паловиной раза.

Правильный вариант: Молодой крокодил пятидесяти лет  хочет завести себе друзей.                                                        

С предложениями обращаться по адресу: Большая Пирожная улица, дом 15, корпус ы. Звонить три с половиной раза.

Исправив семь ошибок, ребята набирают 7 баллов (1 балл за каждую исправленную ошибку).

Если ребята называют еще одну ошибку, то зарабатывают дополнительно 1 балл:

*Галя сказала: «Какой же вы молодой крокодил, если вам пятьдесят лет?»

3. «Приветственная речь»      Речь и культура общения                                                           

Крокодил Гена и Галя решили, что Чебурашке «надо сказать приветственную речь при открытии домика» дружбы. Чебурашка никогда не говорил приветственных речей. Галя предложила ему потренироваться. Она прочитала ему небольшое стихотворение. Если повторить его без запинки, можно сказать любую речь. Участники квеста прослушивают дважды текст стихотворения, запоминают его.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали –

Зубы сразу же сломали.

Задание: быстро повторить  этот текст друг за другом.  1 балл  каждому, кто произнесет быстро и правильно.

  4. «Умелые руки»                Изобразительное искусство                           

Для учащихся разного возраста предлагаются разные варианты заданий.

 5.  «Легко считать до двух»     Математика                      

Участники квеста получают   карточки с именами героев и карточки с изображением предметов. Задание: Каждому герою подобрать два подходящих предмета.                                              

(Вместо карточек можно использовать сами предметы или использовать компьютерный вариант выполнения задания).

Герой

Предметы

Комментарии для ведущих

Чебурашка

Телефон, апельсин

Жил в телефонной будке, путешествовал в коробке с апельсинами

Крокодил Гена

Справочник, учебник

Гена любил читать такие серьезные книги

Корреспондент

Газета, блокнот

Высокий рыжий гражданин с блокнотом в руках. Из газеты.

Старуха Шапокляк

Крыса, сумочка

Маленькая юркая старушка. Вела на веревочке большую серую крысу. Маленькая сумочка, висевшая на руке, в которую быстро забралась крыса Лариска.

Лев Чандр

Пенсне (очки), шляпа

Большой пребольшой лев  в пенсне и шляпе

Мария       Францевна

Ключ, пуговица

Это и многое другое хранилось у обезьянки во рту

Мальчик Дима

Рогатка, дневник с двойками

Условия Димы при поиске друга: «У моего приятеля целых восемь двоек…»,«И еще надо бы, чтобы он хорошо стрелял из рогатки»


6.  «А не спеть ли нам песню?..»     Музыка                                               

2016 год в России  объявлен годом кино. И, наверняка, участники квеста смотрели мультфильмы про крокодила Гену и его друзей. Они сняты на студии «Союзмультфильм» режиссером Романом Качановым.  Герои повести Эдуарда Успенского шагнули из книги  на экран. Участникам квеста предлагают просмотреть  отрывки из мультфильма, в которых прозвучат песни. Песни будут неожиданно остановлены.

Задание: Продолжить пение песен из мультфильмов про крокодила Гену.

7. « Не спать!»                 Физкультура                                       

«Чебурашка съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улегся спать».

Вместо апельсинов участники квеста получают «несъедобный предмет» - мячик для настольного тенниса – и  ракетки.

Задание: Ударять ракеткой по шарику столько раз, сколько позволит  ловкость участников,  пока шарик не упадет. Количество ударов всех участников суммируются и получается общее количество баллов команды.

8. «Наш домик Дружбы»       Технология                                                                                                                                                              

В коробке находятся детали конструктора.

Задание: Построить свой дом Дружбы.

За каждую использованную деталь конструктора - 1 балл + 1 дополнительный  балл за красоту дома.

     Задания выполнены. Баллы записаны в маршрутные листы. После последнего этапа маршрутный лист передается членам жюри.  Члены жюри (в состав жюри неплохо включить учителей ИЗО, музыки, физкультуры) подводят итоги, награждают победителей и участников.

    Пока члены жюри подводят итоги, для просмотра предлагается буктрейллер по повести  Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»  (используя пластилиновые поделки учащихся и добавив свои собственные, пятиклассники «смастерили» его буквально за пятнадцать минут - https://youtu.be/tc18fJ_7Pck)   и мультипликационный фильм.

Литературный квест понравился и участникам, и ведущим, вызвал положительный эмоциональный эффект. Это был первый опыт  самостоятельного проведения квеста   пятиклассниками. Впереди – новые планы.







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!