НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3 Номинация «Лучший пример – личный пример»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2 Номинация «Как хорошо уметь читать»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 1 Лучшие работы в номинации «От двух до пяти»
13
марта
2017
Неделя детской и юношеской книги в Пскове Ежегодно в последние дни марта проводится Всероссийская Неделя детской и юношеской книги. Централизованная библиотечная система г. Пскова для юных читателей псковичей и их родителей подготовила насыщенную программу, тема которой – книга, экология и природа. С 24 по 31 марта в библиотеках города пройдет множество интересных и познавательных мероприятий для детей всех возрастов: встречи с писателями и фотохудожниками, творческий фестиваль, презентации новых книг, мастер-классы, выставки, виртуальные путешествия. 
11
марта
2017
II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского» 2 марта в Тамбовской областной детской библиотеке состоялась II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского».
03
марта
2017
Сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки» 27 февраля Областная детская библиотека им. А. М. Горького (Новосибирск) презентовала новый сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки».
02
марта
2017
Стартовали районные этапы «Живой классики» Второй этап проекта “Живая классика” начался 1 марта во всех муниципальных образованиях страны. По итогам этого тура определятся участники региональных финалов.
06
февраля
2017
"Читай, мама!": читают все Прием работ на Иркутский региональный конкурс «Читай, мама!» завершен
06
февраля
2017
Впервые в Ульяновске прошла Всемирная ночь Гарри Поттера Мероприятие состоялось 2 февраля во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И. Ленина.
03
февраля
2017
Самые читаемые книги отдела абонемента Псковской областной библиотеки в 2016 году На пике популярности у читателей абонемента библиотеки в 2016 году стали дебютный роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, произведения Сергея Довлатова и Александра Терехова, роман «Священный мусор» Людмилы Улицкой, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Война и мир» Льва Толстого.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

01
декабря
2016

Об особенностях развития навыков чтения у дислектиков в младшей школе

Аннотация: В статье рассматриваются особенности чтения младших школьников с проявлениями дислексии, их нейрофизиологические особенности, пути совершенствования формирования навыка чтения у дислектиков через повышение профессиональной квалификации педагогов начальной школы.

Ключевые слова: дислексия, нейробиологические особенности, геном DYXI-9x,  дисграфия, невербальное мышление, звуко-буквенные связи, трехмерные модели букв, автоматизация слогослияния, методы коррекции дислексии.

Чтение, как универсальный инструмент получения образования и воспитания, является трудоемким и сложным процессом для всех категорий читателей, особенно для лиц с дислексией. Что же такое дислексия?

В клинико-психологическом определении – это специфическая особенность развития ребенка, проявляющаяся в избирательном поражении способности освоить процесс чтения и затрудняющая понимание прочитанного. Стойкое затруднение процесса слогослияния, а также неспособность овладения автоматизированным чтением целыми словами приводит к непониманию смысла прочитанного.

В педагогическом определении дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексию отличает отсутствие у её носителей заболеваний органов зрения и слуха, а также психоневрологических органических заболеваний. В случае, если у ребенка имеется указанная патология, имеют место вторичные нарушения чтения. Необходимо помнить, что люди, страдающие дислекией на протяжении всей жизни, имеют высокий уровень интеллекта, несмотря на стойкую неспособность к обучению чтению.

Основной проблемой дислексии в большинстве случаев оказывается неполноценное понимание прочитанного. Проявляется это в сфере прагматического использования информации, содержащейся в тексте. Однако, при проверке понимания путем пересказа, результаты могут быть удовлетворительными. Только при некоторых вариантах дислексии понимание смысла текста страдает значительно.

Морфологическим субстратом состояния дислексии являются нейробиологические особенности человека. Они носят наследственный характер и сопряжены с наличием 9 регионов генома – DYX1-9x – в составе гена, вовлеченного в развитие дислексии [1]. Кроме того, при функциональном картировании головного мозга человека в исследованиях процесса чтения  у дислектиков была выявлена недостаточная активация двух задних путей проведения нейроимпульсов в кору головного мозга, причем меньшая активация происходила в правом полушарии. Один из этих путей – дорсальный – активирует височно-теменные отделы коры и отвечает за перевод графем визуально представленного (т.е. прочтенного) слова в его фонологическую репрезентацию. Пониженная активация  у дислектиков наблюдалась  при чтении единичных слов, псевдослов и задач на рифмовку. Второй путь – вентральный – вовлекает нижний затылочно-теменной отдел и заднюю веретенообразную извилину. Этот путь участвует в быстрой автоматической переработке знакомых слов и буквенных комбинаций [1]. Недоактивация этого пути проявляется в замедленном и насыщенном ошибками процессе опознания отдельно взятых слов и буквенных комбинаций.

Дислексия не является изолированным проявлением. Как правило, ученики-дислектики, в виду особенностей своего неврологического статуса, имеют характерные поведенческие проявления: гиперактивности – в виде беспокойства, раздражительности и агрессивности;  гипоактивности – в виде плаксивости, лабильности настроения, замкнутости. При сочетании указанных поведенческих реакций с трудностями в обучении чтению и письму педагог должен заподозрить дислексию. Чем раньше будет заподозрена и скорректирована дислексия, тем лучший прогноз для читательского развития школьника в дальнейшем курсе обучения. По данным исследований А. Н. Корнева, при выявлении дислексии в 1-2-м классе чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% учеников, в 3-м классе это происходит в 46%, в 4-м – 42%, в 5-7 классе – в 10-15% случаев [3].

С целью повышения профессиональной квалификации, педагогам начальной школы необходимо знать проявления дислекии, её виды, указанные в исследовательских работах как отечественных, так и зарубежных ученых.

Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислекии и соответствующие признаки [4]:

1. Фонематическая – связана с недоразвитием функций фонематической системы; изменение одной из фонем в слове или изменение их последовательности приводит к изменению смысла или разрушению его.

2. Семантическая – проявляется в нарушении понимания читаемого при правильном чтении, особенно при чтении предложений и текста.

3. Аграмматическая – обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.

4. Мнестическая – проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ученик не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку и не может воспроизвести их.

5. Оптическая – проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. Обусловлена несформированностью зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Именно ученикам с этим видом дислекии свойственно также наличие диспраксии и дискалькулии (диспраксия – это патология организации и доведения до  автоматизма заученных движений, например: завязывание шнурков, использование столовых приборов, езда на велосипеде и т.д.; дискалькулия – нарушения в овладении счетными операциями).

Методика раннего выявления дислексии по А. Н. Корневу [3]  в возрасте 6 – 8 лет включает «рядоговорение», воспроизведение звуковых ритмов, тест Озерецкого «кулак-ребро-ладонь», субтест «повторение цифр», ориентировка в «право-лево», составление рассказа по серии картинок (оценивается качество построения рассказа и понимание причинно-следственных связей). 

К методикам, определяющим наличие дислексии, относится также айтрекинг: ребенку предлагается прочесть небольшой текст, и когда он это делает, камера айтрекера фиксирует работу глаз, после чего происходит анализ полученных результатов. По словам щведского ученого  Густафа Эквиста Сеймюра, "дислексия - это не проблема с глазами или со зрением, она определяется факторами головного мозга, например, тем, как человек считывает звуковое строение языка, отражается в движении глаз" [6]. В нашей стране исследование школьников с помощью методики айтрекинга проводит А.Н. Корнев – вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга.

Методы, направленные на устранение дислексии по Р. И. Лалаевой, включают упрочение звуко-буквенных связей, автоматизации слогослияния (упражнения со слоговыми таблицами для формирования навыка чтения «про себя»), формирование понимание текста (система проверки и выработки навыков самоконтроля понимания прочитанного при чтении «про себя»).

Отдельно хотелось бы осветить видение причин и механизмов дислексии американским ученым Р. Дейвисом, который обнаружил у себя этот «дар» в 38-летнем возрасте и позднее основал Международную ассоциацию дислексии в Калифорнии. Он считает, что основополагающей причиной феномена дислексии является состояние дезориентации в различных её проявлениях [2]. Именно дезориентация – пространственная и временная – лежит в основе диспраксии и дискалькулии, часто (но не обязательно) сопровождающих ученика-дислектика. Состояние «хронической неуклюжести», возникающей вследствие неточного вестибулярного восприятия и получения временно искаженных ощущений равновесия и движения, т.е. диспракии, со стороны оценивает этих детей, как тех, «с которыми вечно что-то случается».  Вследствие искажения ощущения времени дислектики способны «ощущать его в замедленном режиме». С этим искажением взаимосвязано непонимание концепции последовательности. А, так как простой счёт – это последовательность чисел,  наглядно этот вид дезориентации представляется акалькулией или дискалькулией [2].

Раскрывая главную причину непонимания смысла текста в процессе чтения, следует помнить, что дислектики – люди с образным типом мышления [2]. Каждое прочитанное ими слово – это образная картинка в трехмерном изображении. Пока все слова в предложении вызывают в воображении ученика каждое – свой образ, смысл понятен. Но как только встречаются слова-пускатели, в том числе предлоги и союзы, неподлежащие невербальной концептуализации, смысловая цепь прерывается. Поэтому основополагающим в своей методике «освоения символов» Дейвис определяет создание учеником значения слова в виде трехмерного изображения самого слова из пластилина (для абстрактных слов – пластилиновые модели принимают форму сценариев) [2]. Создавая концептуальный образ с помощью пластилиновой модели и воспроизводя звучание слова, ученик обретает способность думать с помощью этого слова как при вербальном, так и при невербальном процессе мышления.

Следует также отметить, что дислексия часто сопровождается дисграфией в различных её проявлениях. Во-первых,  почерк отличается неравномерной величиной букв, написанием не на линиях; возникают трудности в написании букв с диагональными линиями - А, и, ж, к, л, м, у, х, я. Часто «зеркальное» написание отдельных букв – я, ч, р и др. Во вторых, в словах пропускаются буквы, слоги;  перестанавливаются или заменяются буквы и слоги. Особую сложность составляет перенос слова, так как ученик не выделяет правильную последовательность слогов в его составе.

В случаях выявленной дислексии в сочетании с дисграфией среди учащихся начальных классов МБОУ Дивеевская СОШ, предложена комплексная коррекция указанных состояний: помимо занятий у логопеда в общеобразовательной школе, учащиеся проходят курс обучения игры на фортепиано по индивидуальной программе в детской музыкальной школе.

Доказано, что тренировка пальцев рук с помощью точных координированных движений является мощным средством активации коры головного мозга. Движения кисти руки в значительной степени ускоряют созревание не только сенсомоторных зон коры мозга, но и центра речи, а также способствуют интеграции деятельности головного мозга. [5] Развитие бимануальной координации у детей сопровождается усилением межполушарных связей, так как ускоряется созревание мозолистого тела. Тактильно-кинестетическое восприятие (от кисти руки) и восприятие музыки в целом вызывают значительное эмоциональное воздействие. Возникающее эмоциональное возбуждение оказывает восходящее активирующее влияние не только на кору больших полушарий, но и на все образующие головной мозг нейроны. [5].

Музыкальная и вербальная речь глубинно взаимосвязаны. Обучение речи не должно быть оторвано от обучения музыке. Также важное значение имеет пение: звуко-речевая игра помогает развитию как музыкальной речи, так и в развитии вербального интеллекта (речи как таковой) [7].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить: скорректировать учеников-дислектиков возможно только активацией функций правого полушария головного мозга, ответственной за творческую деятельность, образное мышление, фантазию ребенка.

Учащиеся с подозрением на дислексию должны пройти комплексное обследование у логопеда, нейропсихолога, психиатра. При выявлении дислексии выдается справка, при предъявлении которой в общеобразовательное учреждение, в ходе дальнейшего процесса обучения учитываются особенности ребенка, корректируется его учебный план и система оценивания, а также включаются все рекомендованные узкопрофильными специалистами мероприятия. Параллельно обучению ребенок проходит курс занятий по коррекции дислексии.

 

 С 2016 года вводится новый стандарт ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, дислектики, как дети с речевыми дисфункциями, к категории этих учеников не относятся. В перечисленной номенклатуре нозологий указаны только грубые речевые нарушения. Дети, страдающие дислексией, должны обучаться в общеобразовательных школах, но с индивидуальным подходом к обучению, в том числе – непубличной проверкой техники чтения.

 

Овладение знаниями о дислексии в ходе педагогического, библиотечного  образования поможет более раннему выявлению предрасположенности к ней первоклассников и своевременной им помощи в начальной школе. Приостановить фрустацию, которую в той или иной мере испытывает каждый ученик-дислектик, можно корректным отношением педагогов к данным ученикам. А научившись читать и понимать прочитанное, каждый из них встанет на свой профессиональный путь и отыщет свое предназначение в жизни.

Использованная литература:

  1.  Григоренко Е. Л. Биологическая природа дислексии : краткий обзор литературы и примеры исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2010. – № 4. – С. 20-44.
  2. Дейвис Р. Д. Дислексия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://davis-method.narod.ru/
  3. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – Санкт- Петербург : Гиппократ, 1995. – 220 с.
  4. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – Санкт-Петербург : Лениздат : Союз, 2002. – 224 с.
  5. Маляренко Т. Н., Маляренко Е. Ю., Кураев Г. А., Маляренко Г. Ю. Активация созревания мозга у детей с помощью пролонгированного сенсорного притока. – Тамбов: АССА, 1994. – 34 с.
  6. Покровская Ю. Шведские ученые разработали новый метод диагностирования дислексии у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://itar-tass.com/nauka/1388133
  7. Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. – Санкт-Петербург: Союз художников, 2002. – 236 с.






Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!