НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3 Номинация «Лучший пример – личный пример»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2 Номинация «Как хорошо уметь читать»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 1 Лучшие работы в номинации «От двух до пяти»
13
марта
2017
Неделя детской и юношеской книги в Пскове Ежегодно в последние дни марта проводится Всероссийская Неделя детской и юношеской книги. Централизованная библиотечная система г. Пскова для юных читателей псковичей и их родителей подготовила насыщенную программу, тема которой – книга, экология и природа. С 24 по 31 марта в библиотеках города пройдет множество интересных и познавательных мероприятий для детей всех возрастов: встречи с писателями и фотохудожниками, творческий фестиваль, презентации новых книг, мастер-классы, выставки, виртуальные путешествия. 
11
марта
2017
II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского» 2 марта в Тамбовской областной детской библиотеке состоялась II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского».
03
марта
2017
Сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки» 27 февраля Областная детская библиотека им. А. М. Горького (Новосибирск) презентовала новый сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки».
02
марта
2017
Стартовали районные этапы «Живой классики» Второй этап проекта “Живая классика” начался 1 марта во всех муниципальных образованиях страны. По итогам этого тура определятся участники региональных финалов.
06
февраля
2017
"Читай, мама!": читают все Прием работ на Иркутский региональный конкурс «Читай, мама!» завершен
06
февраля
2017
Впервые в Ульяновске прошла Всемирная ночь Гарри Поттера Мероприятие состоялось 2 февраля во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И. Ленина.
03
февраля
2017
Самые читаемые книги отдела абонемента Псковской областной библиотеки в 2016 году На пике популярности у читателей абонемента библиотеки в 2016 году стали дебютный роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, произведения Сергея Довлатова и Александра Терехова, роман «Священный мусор» Людмилы Улицкой, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Война и мир» Льва Толстого.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

30
ноября
2016

Электронное чтение детей и подростков

Электронное чтение детей и подростков – чтение текстов в особом формате с использованием специализированных устройств – электронных книг, ридеров, планшетов, а также компьютеров, ноутбуков и смартфонов.

Изучение феномена чтения и его роли в развитии личности в педагогике и психологии началось в XX веке, с 1970-х гг. и вплоть до начала XXI века этот феномен рассматривался как междисциплинарное явление и являлся комплексным предметом изучения многих наук[1]. Пересмотр содержания понятия «чтение», изменение статуса и роли «человека читающего» и изменение окружающего мира, по мнению исследователей, является причиной появления такого интереса к данному феномену.

Однако в наблюдающиеся в последние годы изменения в обществе, развитие информационных технологий позволяют говорить о том, что изменения происходят и во взаимодействии общества и феномена детского чтения.

В настоящее время продолжается процесс развития информационных технологий, появления и совершенствования электронных библиотек, создания новых и усовершенствования уже существующих устройств чтения электронных книг, библиотеки, как страны, так и мира активно включаются в процесс оцифровки своих фондов, уникальных книжных коллекций – всё это говорит о необходимости введения и определения понятия электронное чтение.

Возникновение электронного текста повлекло существенные изменения в записи и распространении письменности, повлияло на отношение к текстам читателей и потребовало создания новых форм их организации. Французский историк Р. Шартье пишет, что нельзя недооценивать своеобразие и значение цифровой революции, так как она «заставляет современного читателя сознательно и бессознательно отказаться от того наследия, на основе которого он сложился как читатель»[2]. Одновременно с цифровой революцией происходят и революции технической модальности воспроизведения текстов, в сфере носителей письменности и в способах использования и восприятия дискурсов, что, по мнению Р. Шартье, вынудило читателей отказаться от тех категорий, с помощью которых они в прошлом оценивали и классифицировали книги и тексты, а также своего привычного восприятия и реакций. Таким образом, с появлением электронных текстов, человек, как читатель, должен был пересмотреть привычные практики чтения и способы восприятия текста.

Специалисты, занимающиеся изучением чтения вообще, и детского чтения в частности, говорят о том, что у данного процесса существуют определенные социальные функции. Чтение как процесс коммуникации и, соответственно, выделяет два типа социальных функций чтения: «собственно социальные, ориентированные на удовлетворение потребностей общества в целом, и социально-психологические, связанные с потребностями отдельных личностей – членов общества»[3].

Е. А. Колосова утверждает, что социальные функции реализуются посредством функций чтения текстов, второй же тип – социально-психологические функции – связан с конкретными потребностями отдельных читателей[4]. Именно потребности читателей претерпевают существенные изменения в настоящее время, по мнению специалистов, занимающихся изучением чтения. Так, Т. Б. Маркова считает, что для современного человека на первый план выходит прагматическая функция чтения, реализацию которой существенно облегчает электронный формат, поскольку в настоящее время чтение в большей степени ориентировано на поиск информации в Интернете, просмотр сайтов, посещение электронных библиотек и чтение текстов с экрана. В то же время, релаксационная функция, предполагающая чтение книг для души, реализуется преимущественно бумажными книгами. Также нельзя забывать и об эстетическом преимуществе бумажной книги перед электронной – напечатанная книга может быть произведением искусства, приносить эстетическое наслаждение читателю, тогда как электронный текст неосязаем, визуален[5]. Эти отличия позволяют сделать вывод о том, что, в настоящее время, правильнее говорить о взаимодополняемости бумажной книги электронной.

Поскольку дети и подростки являются активными пользователями новых технологий, Интернета, проникающего уже во все сферы жизни человека, понятие электронного чтения детей и подростков требует особого внимания.

При изучении детского чтения как социализационного механизма приобщения к материальной и духовной культуре, включающего в себя содержательные и технологичные социальные практики[6], важно уделять особое внимание новым технологиям.

Н. Н. Сметанникова сформулировала четыре отличия печатного текста от электронного:

1)                 возможность управлять текстом, вносить правки, комментарии и пр., т.е. читатель может взаимодействовать с электронным текстом напрямую, в отличие от печатного;

2)                 возможность создания скрытых от читателя частей текст, доступ к которым предоставляется только после успешного выполнения какого-либо задания;

3)                 включение в текст не только иллюстраций, но видеоклипов, компьютерной графики, руководств по работе с текстом;

4)                 гипертекст как основа структуры электронного текста, предполагающий не обязательно линейное изложение и прочтение материала, может быть сгруппировано по ключевым словам, запросам читающего и т.п.

Таким образом, можно сказать, что чтение печатного текста характеризуется категорией времени, тогда как электронное – категориями времени, образа и пространства[7].

Распространение информационных технологий не уменьшает значимость традиционного чтения и письма, а скорее повышает важность данных навыков, поскольку в современных условиях умение быстро ориентироваться в информационном пространстве является неотъемлемой характеристикой успешного человека. Хороший же читатель информационных текстов может формироваться в условиях как печатной, так и электронной культуры[8].

В 2013 г. Российская государственная детская библиотека при поддержке Аналитического центра Юрия Левады провела всероссийское комплексное исследование по проблемам детского чтения, в рамках которого респондентам был предложен блок вопросов об их отношении к электронному чтению. Как показало исследование, уже треть младших школьников читают книги из Интернета (34%). Причем девочки (37%) читают электронные книги больше мальчиков (30%). Лидирует среди категории читающих электронные книги экранное чтение (60%), лишь у 24% есть специальные устройства для чтения электронных книг, только пятая часть детей распечатывает книги из Интернета, причем большинство из них – девочки (25% против 13%)[9].

К моменту перехода в среднюю школу у детей меняется и отношение к электронному чтению: 67% подростков утвердительно отвечают на вопрос о том, читают ли они книги из Интернета[10]. Девочки по-прежнему остаются более активными читателями, чем мальчики: почти три четвертых (73%) опрошенных девочек указали, что читают электронные книги, тогда как среди мальчиков, читающих в Интернете – 61%. Стоит отметить, что по сравнению с младшими школьниками, активность в чтении электронных книг возрастает в два раза, как среди мальчиков, так и среди девочек. При этом предпочтения в отношении видов чтения не претерпевают существенных изменений по мере взросления детей, возрастает только чтение с экрана смартфона – с 7% до 19%.

В то же время, отвечая на вопрос о том, в каком виде им нравится читать, большинство подростков ответили, что предпочитают бумажные книги (48%) электронным (23%)[11]. Девочки любят бумажные книги несколько больше мальчиков: 50% указали данный вид, как предпочтительный (против 46% мальчиков), мальчике же несколько чаще девочек выбирают электронный формат книг (26% против 21%). Почти треть учащихся 5-9 классов не имеют ярко выраженных предпочтений в отношении формата книги.

Таким образом, электронное чтение детей и подростков не только не доминирует, но уступает чтению «бумажных» книг как у младших школьников, так и среди учащихся средней школы. Чтение бумажных книг и периодики и чтения книг и периодики в Интернете составляют две основные части круга чтения современных детей и подростков. Результаты данного исследования наглядно показывают: электронное чтение в детско-подростковой среде не доминирует над традиционным, бумажным. Электронный формат дополняет печатный, дает возможность обращаться к процессу чтения в различных обстоятельствах, поскольку ридеры, планшеты, смартфоны и другие гаджеты позволяют закачивать и сохранять в памяти не одну книгу, а сразу несколько, составлять собственную библиотеку, которая будет доступна в любом месте и в любое время.

Говоря об электронном чтении, также стоит отметить, что подростки читают в Интернете не только книги, но и сайты, посвященные самым различным темам: от учебных до развлекательных, связанных с проведением досуга и посвященных хобби. В список тем, названных подростками, попали такие как: новости, энциклопедические и словарные сайты, юмор, интернет-ресурсы, посвященные музыке, группам и исполнителям, знаменитостям, сайты спортивной тематики, компьютерные и литературные сайты. В первую очередь подростков интересуют новостные блоки (40%), затем – учебная тематика (31%) и далее развлечения и хобби[12].

Подростки знают, где в Интернете находится информация о книгах. Почти треть девочек (30%) и четверть мальчиков (23%) получают информацию о книгах, литературных новинках и мнениях других читателей на сайтах книжных издательств, в социальных сетях (31% и 29%), а также на форумах и в тематических сообществах (11% и 19%). Блоги, посвященные литературе и чтению, посещает шестая часть мальчиков и девочек. Девочки больше интересуются подобной информацией: только 24% указали, что они не читают информацию о книгах в Интернете, тогда как более трети мальчиков не посещают ни сайтов, ни сообществ, ни блогов литературной тематики (35%). Интернет способствует распространению информации о книгах и чтении среди детско-подростковой аудитории и усиливает интерес к литературе у детей и подростков.

Электронное чтение, появившись сравнительно недавно, получило распространение, как в среде взрослых, так и в среде детей в рекордные сроки. Электронный формат, позволяющий обращаться к чтению в различных условиях в силу компактности, тем не менее, дополняет печатный, а дети и подростки по-прежнему предпочитают традиционные, «бумажные» книги.

Список литературы:

  1. Детское чтение в России / Российская государственная детская библиотека ; авт.-сост. М. А. Веденяпина, О. П. Мезенцева, Е. А. Колосова и др.; ред. Е. А. Армадерова, Л. Н. Косенко, М. В. Карданова. – Москва, 2014. – 118 с.
  2. Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования / Российская государственная детская библиотека. – Москва, 2011. – 117 с.
  3. Маркова Т. Б. Чтение как составная часть образа жизни: бумажная книга и/или электронный текст // Библиосфера, 2013. – №4. – С.7-15.
  4. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.
  5. Социология и психология чтения / Отв. за вып. Стельмах В. Д. – Государственная библиотека им. В. И. Ленина. – Москва: Книга, 1979. – 230 с.
  6. Шартье Р. Письменный текст на экране. Книга песка // Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран: сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения / сост.: Е. Ю. Гениева, Ю. П. Мелентьева. – М.: РШБА, 2009. – С. 88-96.
Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 16-06-00792 «Детство в социогуманитарной перспективе: тезаурус».

 

[1] Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования / Российская государственная детская библиотека. – Москва, 2011. – С. 7.

[2] Шартье Р. Письменный текст на экране. Книга песка // Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран: сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения / сост.: Е.Ю. Гениева, Ю.П. Мелентьева. – М.: РШБА, 2009. – С. 88.

[3] Цит. по: Социология и психология чтения / Отв. за вып. Стельмах В.Д. – Государственная библиотека им. В.И. Ленина. – Москва: Книга, 1979. – С. 59.

[4] Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования / Российская государственная детская библиотека. – Москва, 2011. – С. 17.

[5] Маркова Т.Б. Чтение как составная часть образа жизни: бумажная книга и/или электронный текст // Библиосфера, 2013. – №4. – С.7.

[6] Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования / Российская государственная детская библиотека. – Москва, 2011. – С. 15-16.

[7] Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005. – С. 19.

[8] Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования / Российская государственная детская библиотека. – Москва, 2011. – С. 37-38.

[9] Детское чтение в России / Российская государственная детская библиотека ; авт.-сост. М. А. Веденяпина, О. П. Мезенцева, Е. А. Колосова и др.; ред. Е. А. Армадерова, Л. Н. Косенко, М. В. Карданова. – Москва, 2014. – С. 37.

[10] Там же. – С. 38.

[11] Там же. – С. 39.

[12] Там же. – С. 40-41.







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!