НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
14
апреля
2017
В Пскове пройдут VII Всероссийские Каверинские чтения 19 апреля 2017 года в Пскове пройдут Всероссийские Каверинские чтения. Мероприятие стало уже традиционным и состоится в 7 раз. Чтения приурочены к 115-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка - писателя Вениамина Александровича Каверина. Мероприятие пройдет в рамках XIV Международного книжного форума «Русский Запад».
09
апреля
2017
Столичные библиотеки запустят интернет-акцию «Читаем Евтушенко» Известные артисты прочитают стихи Евгения Евтушенко. Видеозаписи опубликуют в сети. К проекту смогут присоединиться все желающие интернет-пользователи.
06
апреля
2017
Челябинские хоккеисты читают серьёзную литературу Лучший игрок «Трактора» по версии болельщиков Максим Якуценя и дебютант сезона 2016/2017 Александр Тридчиков 5 апреля встретились со своими поклонниками – читателями Публичной библиотеки.
05
апреля
2017
В Акции «Бороться и искать, найти – и не сдаваться» примут участие более 300 библиотек Более трехсот библиотек, учебных заведений, музеев, творческих коллективов России и ближнего зарубежья заявили о своем желании провести с 1 по 19 апреля мероприятия о творчестве писателя, географических открытиях, истории освоения Севера.
29
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 4
28
марта
2017
Китай, Россия и Испания возглавили список самых читающих стран Россия вошла в тройку самых читающих стран, наряду с Китаем и Испанией: по результатам онлайн-опроса, проведенного международным институтом маркетинговых исследований GfK, 59 процентов респондентов в нашей стране читают книги “ежедневно или почти каждый день”, либо хотя бы раз в неделю. В Китае доля таких респондентов самая высокая – 70 процентов, в Испании – немного меньше России, 57 процентов.
28
марта
2017
Псковская областная библиотека назвала пять самых популярных книг по искусству Отдел литературы по культуре и искусству представляет пять самых востребованых книг в начале 2017 года. Особой популярностью среди посетителей пользовались издания о художниках Иване Айвазовском, Марке Шагале, композиторе Петре Чайковском, книги «Основы истории искусств» и «Искусство эпохи Возрождения».
26
марта
2017
В Самаре открылся планетарий в библиотеке Отличный весенний подарок дарит Библиотека №8 «Самарской муниципальной информационно-библиотечной системы» детям и взрослым на школьных каникулах. Это бесплатный просмотр фильмов в планетарии.
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3 Номинация «Лучший пример – личный пример»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2 Номинация «Как хорошо уметь читать»

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

30
ноября
2016

Семейное чтение: к определению понятия

Традиция семейного чтения берет свое начало еще в XVIII в., когда чтение стало обязательным для светского человека, тогда же стало развиваться издание детской литературы. В дворянских семьях было принято чтение друг другу вслух поучительных или понравившихся произведений (как поэтических, так и прозаических, как художественных, так и нехудожественных), обмен мнениями о прочитанном, передача книг из поколения в поколение и совместное формирование домашних библиотек[1].

Совместное чтение вслух взрослых детям и детей описано в литературе, источниках относящихся к XIX-XX векам. Чтение детям было одной из наиболее распространенных для XIX в. форм существования чтения вслух. Детям много читали вслух, это было распространенным методом как школьного, так и домашнего обучения[2]. В семейном чтении принимали участие не только родители, но и няни или гувернантки. Собственно традиция семейного чтения существовала вплоть до 1917 г., когда резкие изменения в общественной и культурной жизни привели к ее постепенному видоизменению на протяжении практически всего ХХ в.

Некоторое ослабление традиции семейного чтения обусловлено внедрением в середине ХХ в. радио и телевидения, появлением «литературного радиотеатра», телеспектаклей, инсценировок произведений русской и зарубежной классики. Традиция семейного чтения вслух на некоторое время вернулась в 1960-1980-е гг., когда художественная литература использовалась государством для формирования определенного мировоззрения, а вокруг произведений, которые подвергались наибольшей критике со стороны партийных работников, возникал ажиотаж[3].

На рубеже тысячелетий чтение детей и подростков продолжало меняться. Нынешние родители младших школьников и подростков, опрошенные в 1999 и 2001 гг.[4], видели свои семьи включенными в книжную культуру (90% ответивших). При этом больше половины респондентов констатировали отсутствие практик семейного чтения (обсуждение прочитанного, разговоры о книгах с другими членами семьи) в своих родительских семьях. Можно сказать, что процесс постепенной утраты литературной традиции и передачи литературной культуры от поколения к поколению стал заметен более 15 лет назад. В эти годы более половины опрошенных утратили традицию совместного приобретения книг в домашнюю библиотеку (62%), что во многом обусловлено сложным периодом «перестройки» и становления рыночных отношений в этот период. Тенденция дальнейшего затухания традиций «литературоцентричного общества», для которой были характерны знания устоявшегося определенного набора имен писателей и произведений детской литературы, в значительной степени продолжается.

Положительные изменения наметились в начале ХХI в., когда указом президента РФ 2007 год был объявлен Национальным Годом чтения в России и различные учреждения культуры и образования включились в процесс поддержки детского и семейного чтения. В обществе наметились тенденции по укреплению авторитета семьи, возрождению базовых семейных ценностей, одной из которых является традиция семейного чтения.

За последние годы набирает силу тенденция увеличения внимания к детскому чтению в семье. Все больше родителей хотят видеть детей грамотными, читающими людьми. Мамы и бабушки (а также и некоторые папы) стали уделять чтению детей большее внимание и покупать книги для детей (некоторые их них стали больше спрашивать о литературе у библиотекарей).

Общероссийский опрос, проведенный в 2016 г. Фондом Общественное Мнение (ФОМ) совместно с Российской государственной детской библиотекой на тему «Детское кино и детские книги»[5] показал, что 16% родителей затруднились ответить, какие книги нравятся их детям. Треть родителей (33%) утверждает, что у ребенка нет любимых детских книг (скорее всего, и сами эти родители не читают на досуге).

Около половины родителей (42%) отмечает, что у их детей и подростков (в возрасте до 15 лет) есть любимые детские книги. С нашей точки зрения, эта цифра свидетельствует о том, что современные дети все же читают книги и имеют свои читательские предпочтения, что опровергает миф о том, что «дети и подростки не читают»[6].

Но большинство родителей все же еще недостаточно внимательны к чтению своих детей. И назвать конкретные произведения и имена авторов могут далеко не все респонденты. Родители отмечают, что в круг чтения их детей входят произведения отечественных авторов (9%). Чаще ими упоминались такие писатели как А.С. Пушкин, В. Сутеев, Н. Носов, Э.Успенский и такие названия произведений как «Королевство кривых зеркал», «Волшебник изумрудного города», «Алые паруса», «Барышня-крестьянка», «Буратино», «Домовенок Кузька», «Чук и Гек», «Мишкина каша», «Руслан и Людмила».

Среди книг зарубежных писателей (9% опрошенных) были названы такие, как «Русалочка», «Красная шапочка», «Три толстяка», «Кот в сапогах», «Маленький принц», «Робинзон Крузо», «Мэри Поппинс», «Три мушкетера», «Путешествие Голубой Стрелы».

Чтение детей дошкольного и школьного возраста, согласно ответам родителей, включает русские народные сказки (6%), назывались «Колобок», «Три медведя», «Курочка Ряба», «По щучьему веленью» и др., а также стихи для детей (3%), например, А. Барто, К. Чуковский «Айболит», «Муха-цокатуха», «Мойдодыр», «Бармалей», С. Маршак «Кошкин дом» и др. 

Глобальный мир, быстрое обновление и малотиражность книжного рынка значительно и быстро меняют круг чтения детей и особенно подростков. Подростки все больше ориентированы на новые книги, отвечающие на вызовы времени, о которых современные родители практически не знают.

В исследовании РГДБ, проведенном в 2013 г., самым популярным произведением в подростковом возрасте остается роман Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Эта серия книг о юном волшебнике не перестает быть интересна учащимся средних классов. Произведения Дж. Р. Толкина «Хоббит» и «Властелин колец» также были указаны в списке любимых подростками книг. Современные авторы С. Майер «Сумерки», Э. Хантер «Коты-Воители» неоднократно упоминались опрошенными подростками. Но эти произведения ни разу не упоминались родителями в ответах, что также свидетельствует о том, что многие родители не знают популярную у подростков литературу.

В последние годы выпуск детских книг заметно увеличился, тематика расширилась, более привлекательным стало оформление. Постепенно шло насыщение рынка детской литературой, спрос на которую постепенно удовлетворялся. Показатели для детской литературы составили 10 825 в 2015 году против 10 599 в 2014 году (10 950 в 2013-м). За прошлый год увеличился и объем тиражей детской литературы (100 582,6 тыс. экз. в 2015 г., 98 575,2 тыс. экз. в 2014 г.)[7]. Однако новая детская литература как зарубежных, так и отечественных авторов издается небольшими тиражами, поэтому родители в ней слабо ориентируются и покупают своим детям.

В рейтингах самых издаваемых авторов в последнее десятилетие лидирующие позиции занимают авторы, пишущие для дошкольников и младших школьников (как по количеству названий, так и по тиражам). По данным РКП за 2015 г., уверенное лидерство по количеству изданий (132 книги) уже который год удерживает Корней Чуковский с общим тиражом более 2,4 млн экз. (что больше на 400 тыс., чем в 2014 г.), второе место по количеству изданий (83 книги) второй год подряд занимает Н.Н. Носов, третье — А.Л. Барто (74 книги). Имена этих писателей наиболее известны многим родителям и продолжают составлять основу репертуара семейного чтения родителей с детьми, а также чтения детей младшего школьного возраста.

Сегодня детские книги в домашней библиотеке есть у большинства детей (93%). Но, как уже говорилось выше, большая часть этих книг – это книги для дошкольного и младшего школьного возраста, традиционно входившие в чтение предыдущих поколений. Таким образом, семейное чтение главным образом связано с чтение родителями книг детям дошкольного и младшего школьного возраста. Только 5% родителей предпочитают проводить выходные дни со своими детьми-подростками за совместным чтением.

При рассмотрении семейного чтения исследователями используются четыре группы терминов и понятий, выделяемых по содержательному признаку[8], объясняющих и расширяющих данное понятие:

1) чтение: чтение в семье, домашнее чтение, чтение вслух, совместное чтение, чтение родителей с детьми и др.;

2) работа библиотек: работа с родителями, руководство чтением детей в библиотеке, работа с семьей, помощь в организации семейного досуга и др.;

3) психология и социология детского чтения: читательские характеристики каждого члена семьи, различные виды чтения, характерные для конкретных семей, сфера читательских интересов семьи, практики чтения и др.;

4) традиция: традиция семейного чтения, возрождение традиции семейного чтения.

Таким образом, понятие семейного чтения является многоаспектным и может рассматриваться с разных методических и методологических позиций. В рамках социологии детства семейное чтение является одной из эффективных форм развития читателя, важным фактором успешной социализации ребенка. Раннее чтение детям способствует развитию любознательности, расширению кругозора, развитию умения правильно излагать свои мысли. Обсуждение прочитанных книг в кругу семьи учит детей размышлять, анализировать, отстаивать свою точку зрения, развивает их коммуникативные качества[9].

Семейное чтение в корне отличается от других моделей чтения и имеет свои характерные особенности: в основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя». Модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие; она неразрывно связана с понятием личная (семейная, частная, домашняя) библиотека как библиотека особого вида; и тесно связана с процессами, сопровождающими становление семьи, прежде всего с ролью женщины (матери) в воспитании ребенка[10].

Семья как важнейший социальный институт обладает естественной стабильностью. Важнейшими стабилизирующими факторами семьи являются обряды, ритуалы, привычки. Семейное чтение, с точки зрения теории социализации, выполняет одновременно практически все важнейшие функции чтения: познавательную, воспитательную, развивающую, рекреационную, коммуникационную[11].

Таким образом, семейное чтение является одним из действенных механизмов приобщения подрастающего поколения к чтению, воспроизведения и трансляции общечеловеческих культурных норм и ценностей, эффективное средство сохранения института семьи, который необходимо поддерживать в современных условиях развития общества. В контексте Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения на первый план в вопросе поддержки семейного чтения выходит задача мотивации мало читающих родителей и их информирования о преимуществах семейного чтения для успешного социального и профессионального будущего детей. Необходимой становится методическая и ресурсная поддержка родителей профессиональными консультантами в институтах культуры, образования и просвещения, а также с помощью поддерживаемых ими интернет-ресурсов. В современных условиях актуальным является консультирование родителей в контексте изменения их роли в приобщении детей к чтению с взрослением ребенка в рамках непрерывного процесса – обучения чтению, чтения простых текстов, чтения сложных, серьезных текстов.

Список литературы:

1.         Глухова, Л. В., Либова О. С. Традиции семейного чтения // Человек читающий = homo legens : сборник статей. - М. : Школьная библиотека, 2006. - С. 135-146.

2.         Колосова Е.А. Практики семейного чтения как факторы ранней социализации современных российских детей //Вестник РГГУ. – 2010. - № 3. - (Серия «Философия. Социология»). - М.: РГГУ, 2010. – С. 296-303.

3. Колосова Е.А., Чудинова В.П. Появятся ли новые «золотые полки»?//Знамя. №11. 2016.

4. Ляпкова А.А. Поддержка семейного чтения как направление работы сельских библиотек (из опыта деятельности библиотек Кожевниковского района томской области в 90-е гг. ХХ в.) // Вестник томского государственного университета. Культурология и искусствоведение № 3(7), 2012. С. 83-87.

5. Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект // Доклады Научного совета по проблемам чтения. Выпуск 3. По материалам Международной научной конференции «Чтение в образовании и культуре» / Под ред. акад. РАН и РАО, председателя научного совета по проблемам чтения В.А. Лекторского, д.пед.н., проф. Ю.П. Мелентьевой. – М.: «Канон+», 2012.

6. Мелентьева Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса [Электронный ресурс]: материалы конф. – Электрон. дан. – М.: ГПНТБ России, 2011. – 1 электрон. опт. диск ( CD - ROM ). – Систем. требования: IBM PC , Windows 2000 или выше. – Загл. с этикетки диска. – ISBN 978-5-85638-150-3. – № гос. регистрации 0321100651

7. Осипова И.П. Семейное чтение // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. 1300 с.

8. Степичева Т.В. К вопросу о традиции семейного чтения / Т.В. Степичева // Библиотековедение. 2010. № 5. С.59-62.

9. Читающая Россия на рубеже тысячелетий : по материалам исслед. проекта «Чтение в библиотеках России» : научные очерки / Л.В. Глухова, Ю.В. Зобнин, О.С. Либова; под ред. С.А. Басова, Ю.В. Зобнина; РНБ. – СПб. : Изд-во «Российская национальная библиотека», 2014. – 328 с.

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 16-06-00792 «Детство в социогуманитарной перспективе: тезаурус». 

 


[1] Ляпкова А.А. Поддержка семейного чтения как направление работы сельских библиотек (из опыта деятельности библиотек Кожевниковского района томской области в 90-е гг. ХХ в.) // Вестник томского государственного университета. Культурология и искусствоведение № 3(7). 2012. С. 83.

[2] Степичева Т.В. К вопросу о традиции семейного чтения / Т.В. Степичева // Библиотековедение. 2010.  № 5. С.62.

[3] Глухова, Л. В., Либова О. С. Традиции семейного чтения // Человек читающий = homo legens : сборник статей. - М. : Школьная библиотека, 2006.С. 138.

[4] Читающая Россия на рубеже тысячелетий : по материалам исслед. проекта «Чтение в библиотеках России» : научные очерки / Л.В. Глухова, Ю.В. Зобнин, О.С. Либова; под ред. С.А. Басова, Ю.В. Зобнина; РНБ. – СПб. : Изд-во «Российская национальная библиотека», 2014. – 328 с.

[5] Подробнее с данными исследования можно познакомитьсянасайте Фонда Общественное мнение. Режим доступа: http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12691

[6] Колосова Е.А., Чудинова В.П. Появятся ли новые «золотые полки»?//Знамя. №11. 2016.

[7] Официальный сайт Российской книжной палаты. Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/statistics.html

[8] Степичева Т.В. К вопросу о традиции семейного чтения / Т.В. Степичева // Библиотековедение. 2010.  № 5. С.59.

[9] Осипова И.П. Семейное чтение // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. М. : Пашков дом, 2007. С.946.

[10] Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект // Доклады Научного совета по проблемам чтения. Выпуск 3. По материалам Международной научной конференции «Чтение в образовании и культуре» / Под ред. акад. РАН и РАО, председателя научного совета по проблемам чтения В.А. Лекторского, д.пед.н., проф. Ю.П. Мелентьевой. – М.: «Канон+», 2012. – С. 87.

[11] Мелентьева Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса [Электронный ресурс]: материалы конф. – Электрон. дан. – М.: ГПНТБ России, 2011. 1 электрон. опт. диск ( CD - ROM ). Загл. с этикетки диска. ISBN 978-5-85638-150-3. 







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!