НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
14
апреля
2017
В Пскове пройдут VII Всероссийские Каверинские чтения 19 апреля 2017 года в Пскове пройдут Всероссийские Каверинские чтения. Мероприятие стало уже традиционным и состоится в 7 раз. Чтения приурочены к 115-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка - писателя Вениамина Александровича Каверина. Мероприятие пройдет в рамках XIV Международного книжного форума «Русский Запад».
09
апреля
2017
Столичные библиотеки запустят интернет-акцию «Читаем Евтушенко» Известные артисты прочитают стихи Евгения Евтушенко. Видеозаписи опубликуют в сети. К проекту смогут присоединиться все желающие интернет-пользователи.
06
апреля
2017
Челябинские хоккеисты читают серьёзную литературу Лучший игрок «Трактора» по версии болельщиков Максим Якуценя и дебютант сезона 2016/2017 Александр Тридчиков 5 апреля встретились со своими поклонниками – читателями Публичной библиотеки.
05
апреля
2017
В Акции «Бороться и искать, найти – и не сдаваться» примут участие более 300 библиотек Более трехсот библиотек, учебных заведений, музеев, творческих коллективов России и ближнего зарубежья заявили о своем желании провести с 1 по 19 апреля мероприятия о творчестве писателя, географических открытиях, истории освоения Севера.
29
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 4
28
марта
2017
Китай, Россия и Испания возглавили список самых читающих стран Россия вошла в тройку самых читающих стран, наряду с Китаем и Испанией: по результатам онлайн-опроса, проведенного международным институтом маркетинговых исследований GfK, 59 процентов респондентов в нашей стране читают книги “ежедневно или почти каждый день”, либо хотя бы раз в неделю. В Китае доля таких респондентов самая высокая – 70 процентов, в Испании – немного меньше России, 57 процентов.
28
марта
2017
Псковская областная библиотека назвала пять самых популярных книг по искусству Отдел литературы по культуре и искусству представляет пять самых востребованых книг в начале 2017 года. Особой популярностью среди посетителей пользовались издания о художниках Иване Айвазовском, Марке Шагале, композиторе Петре Чайковском, книги «Основы истории искусств» и «Искусство эпохи Возрождения».
26
марта
2017
В Самаре открылся планетарий в библиотеке Отличный весенний подарок дарит Библиотека №8 «Самарской муниципальной информационно-библиотечной системы» детям и взрослым на школьных каникулах. Это бесплатный просмотр фильмов в планетарии.
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3 Номинация «Лучший пример – личный пример»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2 Номинация «Как хорошо уметь читать»

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

29
ноября
2016

Практики по развитию интереса к чтению у молодежи: дискуссия, игра, соревнование

Одной из главных задач библиотек сегодня становится поддержание у людей интереса к чтению и книге. Во многом, это одна из основных социальных функций библиотек, которую почти невозможно взять на себя каким бы то ни было другим организациям или объединениям. В развитии увлеченности, заинтересованности в чтении общество видит гарантии культурной преемственности поколений, сохранения интеллектуального и образовательного уровня. Неотъемлемой остается и воспитательная роль чтения в качестве гуманного наставника, способного вызывать широкий спектр необходимых человеку чувств и получать незаменимый опыт. Возможно, сохранение роли книги как доверенного в вопросах морали на сегодня остается одной из ключевых.

Однако, вряд ли библиотека должна убеждать или заставлять читать. Скорее ее функции в популяризации литературы, раскрытии новых книг и авторов, создании условий для доступного и комфортного чтения у разных людей. Проекты, направленные на работу с молодежью, объединены в Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина в деятельности Молодежного центра «Онегины». Несмотря на то, что сегодня библиотеки пробуют себя реализовать в принципиально новых сферах, еще недавно не связанных с библиотечным обслуживанием, именно программы по развитию интереса к чтению стали самыми популярными у наших читателей. Сотрудники центра и другие библиотекари отмечают тот факт, что все более востребованы у юной аудитории интеллектуальные, литературные, в целом скорее сложные, чем развлекательные проекты и форматы взаимодействия «молодежь — библиотека — молодежь». Опыт показывает, что ориентируясь первоначально на уже читающих и вовлекая их в активное сотрудничество, можно добиться эффективного налаживания контактов и с изначально далекими от библиотеки группами, которые впоследствии становятся лояльными пользователями, априори положительно настроенными на новые проекты.

Описывая конкретные методики и формы работы Молодежного центра, надо отметить, что все они опираются на классические для библиотек форматы: дискуссия, игра, соревнование, которые тем не менее не становятся менее актуальными, а, напротив, скорее откликаются на вечные человеческие потребности. Познание нового в процессе игры — уже давно не воспринимается как детская практика; сегодня учатся, играя, бизнесмены, ученые, менеджеры, проектировщики и т. д. Понятие игры воспринимается нами шире, чем проведение традиционных библиотечных викторин, квестов. Главная задача такого формата — затронуть личное в человеке, побудить сформировать у него мнение или отношение, показать, как из чтения и интеллектуального общения можно извлечь знания, удовольствие (в целом — некую пользу).

Несколько лет в библиотеке активно работает «Дискуссионная площадка «Тамбовские диалоги»». Этот формат предполагает развитие навыков взвешенной и аргументированной дискуссии у школьников старших классов и студентов области. Перемещаясь по населенным пунктам региона, площадка мобильна и в содержательном плане — участники не должны заранее готовиться, они участвуют в обсуждении, оперируя не выученными фактами, а своими размышлениями, человеческим и интеллектуальным опытом. Однако, цель любой из дискуссии, действующей по авторской методике, побудить школьников к дальнейшему интересу в сфере заявленной темы: ознакомиться с литературными произведениями, продолжить высказываться и обмениваться мнениями за пределами площадки, самостоятельно прочитать и составить личное впечатление.

Основной темой для проведения дискуссий было выбрано краеведение, значение которого в формировании отношения школьника или студента к людям, зданиям, событиям, природе и культуре места, где он живет, трудно переоценить. Но принципиально новым стал угол, под которым освещается эта тема. Названия всех дискуссий напрямую связаны с деятелями и событиями, важными для Тамбовского края, но в работе площадки не звучат обширные исторические выкладки. В центре — всегда личность: личность автора, художника, характер персонажа, его индивидуальные качества. Прерогатива оценить и обсудить принадлежит молодому участнику дискуссии — школьнику, который и становится главным героем происходящего творческого диалога. Через параллели или противопоставления, выстраиваемые совместно с модератором, и возникает это чувство сопричастности, близости с человеком из истории.

Самые удачные и востребованные темы, каждая из которых реализуется по своей методике, — это психологическая дискуссия о биографии Евгения Боратынского «Благословлённый быть несчастным», игровая дискуссия по поэме Михаила Лермонтова «Загадка тамбовской казначейши», театральная дискуссия о деяниях Гавриила Державина «Гражданин, поэтом облачась», графическая дискуссия «Сергей Рахманинов: Дом там, где сердце», дискуссия-фантазия «Лучший город на земле». Конечно, нельзя утверждать, что итог подобного формата — стопроцентная заинтересованность всех участников в дальнейшем изучении темы, прочтении предлагаемых произведений. Цель этого проекта, как и других молодежных программ, заключается не в количестве, а в качестве. Для нас представляется значительным результатом каждый новый увлеченный, неравнодушный к сложным дискуссионным проблемам участник. Как считает модератор, площадка — неисчерпаемый источник вдохновения и оптимизма для библиотекарей, так как из десятков проведенных — не одна не была провальной, неудачной, в чем заслуга не столько организаторов, а скорее школьников, которые раскрываются как многогранные личности, зачастую вызывая удивление даже у своих педагогов.

Соревновательные технологии используются Молодежным центром в различных проектах. Одним из них стал ежегодный Весенний чемпионат по громкому чтению. Уже несколько лет участники разных возрастов собираются в марте, чтобы громко отметить Всемирный день поэзии. Три этапа конкурса — это «Карл у Клары», «Сами с усами» и «Горошинка». В первом раунде происходит знакомство: участники представляют себя и читают короткую скороговорку или другую ритмичную фразу, предложенную организаторами. Далее зрители могут оценить мастерство, артистичность и выразительность декламации стихотворения, которое чтецы выбрали самостоятельно и заранее подготовили. В завершение они озвучивают небольшие поэтические тексты из коллекции библиотеки. Победители определяются в нескольких номинациях и получают книжные призы, а все участники — оригинальные дипломы «Читай громко, чтобы было слышно всем!». Проект родился из обсуждения с нашими молодыми пользователями, которые признавались в том, что любят читать вслух перед зеркалом или перед друзьями, но им бы хотелось проверить свои силы и на большой аудитории. Как показывает практика, в таком празднике приятно и принимать участие, и слушать — ведь, как доказано учеными, выразительное чтение в полный голос благотворно влияет на настроение и здоровье.

Не просто успешной, а любимой нашими читателями можно назвать интеллектуальную игру «Король чтения», первый сезон которой завершился в июле 2016 года, а в настоящее время идет регистрация участников на второй. Этот проект адресован школьников Тамбова 13-17 лет, которые любят читать. Его основной мотив — продемонстрировать обществу, что читающие подростки не только существуют, но и обладают «суперсилой» благодаря своим читательским навыкам: больше знают, могут проявить себя как разносторонние собеседники, имеют базу для выполнения самых разных творческих и аналитических заданий. В прошедшем сезоне в игре приняли участие около 50 подростков, 5 из которых примерили на себя корону и мантию Короля чтения и получили планшеты. Они смогли почувствовать себя настоящими звездами — интервью у них взяли местные телекомпании и газеты, баннеры с рекомендуемыми ими книгами размещены на стенах областной библиотеки. Все участники получили новые актуальные книги, которые помогут им расширить свой читательский опыт.

Технология проведения игры такова: в течение нескольких месяцев участники знакомятся с работой библиотеки, читают и ведут записи о книгах в «Дневниках суперсилы», выполняют художественные задания на переосмысление прочитанного и сотворчество с автором. Участники общаются на встречах клуба «Читающие особы», где представляют свои работы, а в обсуждениях показвают себя разносторонними людьми с литературными вкусами, в которые входят самые сложные философские произведения, затрагивающие мировоззренческие и гуманистические проблемы.

Все проекты Молодежного центра «Онегины» направлены на развитие интереса к чтению, так как литература является универсальным ключом для разговора на любую тему, изучения науки или культуры, рефлексии наших молодых читателей и их поиска своего места в этом мире. Вся практика основывается на следующих сформулированных нами принципах: взаимодействовать с молодежью без пафоса, поучительства, претензий на знание единственного правильного ответа, менторства, в противовес этому ставя во главу угла уважение к личности, интерес к конкретному человеку, убежденный гуманизм, совместное вдохновение и реальную пользу для участника от проекта.

Сложная сторона подобных начинаний — это невозможность их массового внедрения: они направлены на работу не с группой, а с конкретным человеком. Однако, результат этого взаимодействия в конечном итоге не только важнее и качественнее: через создание лояльной и увлеченной читательскими активностями аудитории библиотека становится точкой притяжения новых и новых молодых людей.

Фотоальбом

«Король чтения»: что это такое?







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!