НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
14
июля
2017
Итоги веб-марафона «Пушкин без границ» Государственное бюджетное учреждение культуры «Псковская областная универсальная научная библиотека» благодарит всех соавторов и участников международного Открытого творческого веб-марафона памяти А. С. Пушкина «Пушкин без границ». Всем вместе нам удалось сформировать достойный великого русского поэта ресурс, в котором каждый нашел для себя либо опыт видения личности и творчества поэта с другого ракурса, либо возможность самовыразиться, сказав «свое» слово о Пушкине.
07
июля
2017
День Достоевского в Челябинске 4 июля 2017 года в открытой площадке перед Челябинской областной универсальной научной библиотекой впервые состоялся «День Достоевского» — городской праздник, который появился 8 лет назад в Санкт-Петербурге благодаря инициативе Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, а теперь был организован для жителей Челябинска. 
03
июля
2017
Псковская областная библиотека подвела итоги работы за первый месяц летних каникул В июне 2017 года Псковская областная универсальная научная библиотека в помощь педагогам летних школьных лагерей города Пскова организовала и провела цикл мероприятий «Летнее чтение. Сезон 5». За это время прошли 31 мероприятие, их посетили 884 человека.
25
июня
2017
В Вологде стартовала экологическая викторина Межрегиональная интернет - викторина «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу!» стартовала на сайте Юношеского центра Вологодской областной универсальной научной библиотеки.
22
июня
2017
Пассажиры поездов РЖД могут слушать аудиокниги в пути «Федеральная пассажирская компания» и издательская группа «Эксмо-АСТ» запустили культурно-просветительский проект «Библиотека путешественника». Об этом сообщается на официальном сайте РЖД.
10
июня
2017
Книжный фестиваль «Красная площадь» завершился Главный книжный фестиваль страны в третий раз прошел у стен Московского Кремля с 3 по 6 июня 2017 года. И стал самым масштабным за всю его историю.
06
июня
2017
Медведев подписал Концепцию развития детского чтения в РФ Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Концепцию по развитию детского и юношеского чтения в России. Об этом он сообщил на встрече во время посещения книжного фестиваля на Красной площади с руководителями детских издательств и библиотек.
02
июня
2017
Всероссийская акция «Детская книга на пьедестале почёта» Ассоциация «Растим читателя» приглашает библиотеки и издательства принять участие во Всероссийской акции «Детская книга на пьедестале почёта». 
26
мая
2017
XI Городской праздник книги и чтения «Читай, Екатеринбург!» 20 мая 2017 года в «Литературном квартале» Екатеринбурга состоялся XI Городской праздник книги и чтения «Читай, Екатеринбург!», организаторами которого выступили управление культуры городской администрации, Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга, Объединенный музей писателей Урала, Библиотечный центр «Екатеринбург»
28
апреля
2017
Круглый стол «Читатели и чтение: популяризация книги в XXI веке» В среду, 26 апреля, в Московском государственном университете на базе кафедры общей теории словесности состоялся круглый стол «Читатели и чтение: популяризация книги в XXI веке»

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

29
ноября
2016

Практики по развитию интереса к чтению у молодежи: дискуссия, игра, соревнование

Одной из главных задач библиотек сегодня становится поддержание у людей интереса к чтению и книге. Во многом, это одна из основных социальных функций библиотек, которую почти невозможно взять на себя каким бы то ни было другим организациям или объединениям. В развитии увлеченности, заинтересованности в чтении общество видит гарантии культурной преемственности поколений, сохранения интеллектуального и образовательного уровня. Неотъемлемой остается и воспитательная роль чтения в качестве гуманного наставника, способного вызывать широкий спектр необходимых человеку чувств и получать незаменимый опыт. Возможно, сохранение роли книги как доверенного в вопросах морали на сегодня остается одной из ключевых.

Однако, вряд ли библиотека должна убеждать или заставлять читать. Скорее ее функции в популяризации литературы, раскрытии новых книг и авторов, создании условий для доступного и комфортного чтения у разных людей. Проекты, направленные на работу с молодежью, объединены в Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина в деятельности Молодежного центра «Онегины». Несмотря на то, что сегодня библиотеки пробуют себя реализовать в принципиально новых сферах, еще недавно не связанных с библиотечным обслуживанием, именно программы по развитию интереса к чтению стали самыми популярными у наших читателей. Сотрудники центра и другие библиотекари отмечают тот факт, что все более востребованы у юной аудитории интеллектуальные, литературные, в целом скорее сложные, чем развлекательные проекты и форматы взаимодействия «молодежь — библиотека — молодежь». Опыт показывает, что ориентируясь первоначально на уже читающих и вовлекая их в активное сотрудничество, можно добиться эффективного налаживания контактов и с изначально далекими от библиотеки группами, которые впоследствии становятся лояльными пользователями, априори положительно настроенными на новые проекты.

Описывая конкретные методики и формы работы Молодежного центра, надо отметить, что все они опираются на классические для библиотек форматы: дискуссия, игра, соревнование, которые тем не менее не становятся менее актуальными, а, напротив, скорее откликаются на вечные человеческие потребности. Познание нового в процессе игры — уже давно не воспринимается как детская практика; сегодня учатся, играя, бизнесмены, ученые, менеджеры, проектировщики и т. д. Понятие игры воспринимается нами шире, чем проведение традиционных библиотечных викторин, квестов. Главная задача такого формата — затронуть личное в человеке, побудить сформировать у него мнение или отношение, показать, как из чтения и интеллектуального общения можно извлечь знания, удовольствие (в целом — некую пользу).

Несколько лет в библиотеке активно работает «Дискуссионная площадка «Тамбовские диалоги»». Этот формат предполагает развитие навыков взвешенной и аргументированной дискуссии у школьников старших классов и студентов области. Перемещаясь по населенным пунктам региона, площадка мобильна и в содержательном плане — участники не должны заранее готовиться, они участвуют в обсуждении, оперируя не выученными фактами, а своими размышлениями, человеческим и интеллектуальным опытом. Однако, цель любой из дискуссии, действующей по авторской методике, побудить школьников к дальнейшему интересу в сфере заявленной темы: ознакомиться с литературными произведениями, продолжить высказываться и обмениваться мнениями за пределами площадки, самостоятельно прочитать и составить личное впечатление.

Основной темой для проведения дискуссий было выбрано краеведение, значение которого в формировании отношения школьника или студента к людям, зданиям, событиям, природе и культуре места, где он живет, трудно переоценить. Но принципиально новым стал угол, под которым освещается эта тема. Названия всех дискуссий напрямую связаны с деятелями и событиями, важными для Тамбовского края, но в работе площадки не звучат обширные исторические выкладки. В центре — всегда личность: личность автора, художника, характер персонажа, его индивидуальные качества. Прерогатива оценить и обсудить принадлежит молодому участнику дискуссии — школьнику, который и становится главным героем происходящего творческого диалога. Через параллели или противопоставления, выстраиваемые совместно с модератором, и возникает это чувство сопричастности, близости с человеком из истории.

Самые удачные и востребованные темы, каждая из которых реализуется по своей методике, — это психологическая дискуссия о биографии Евгения Боратынского «Благословлённый быть несчастным», игровая дискуссия по поэме Михаила Лермонтова «Загадка тамбовской казначейши», театральная дискуссия о деяниях Гавриила Державина «Гражданин, поэтом облачась», графическая дискуссия «Сергей Рахманинов: Дом там, где сердце», дискуссия-фантазия «Лучший город на земле». Конечно, нельзя утверждать, что итог подобного формата — стопроцентная заинтересованность всех участников в дальнейшем изучении темы, прочтении предлагаемых произведений. Цель этого проекта, как и других молодежных программ, заключается не в количестве, а в качестве. Для нас представляется значительным результатом каждый новый увлеченный, неравнодушный к сложным дискуссионным проблемам участник. Как считает модератор, площадка — неисчерпаемый источник вдохновения и оптимизма для библиотекарей, так как из десятков проведенных — не одна не была провальной, неудачной, в чем заслуга не столько организаторов, а скорее школьников, которые раскрываются как многогранные личности, зачастую вызывая удивление даже у своих педагогов.

Соревновательные технологии используются Молодежным центром в различных проектах. Одним из них стал ежегодный Весенний чемпионат по громкому чтению. Уже несколько лет участники разных возрастов собираются в марте, чтобы громко отметить Всемирный день поэзии. Три этапа конкурса — это «Карл у Клары», «Сами с усами» и «Горошинка». В первом раунде происходит знакомство: участники представляют себя и читают короткую скороговорку или другую ритмичную фразу, предложенную организаторами. Далее зрители могут оценить мастерство, артистичность и выразительность декламации стихотворения, которое чтецы выбрали самостоятельно и заранее подготовили. В завершение они озвучивают небольшие поэтические тексты из коллекции библиотеки. Победители определяются в нескольких номинациях и получают книжные призы, а все участники — оригинальные дипломы «Читай громко, чтобы было слышно всем!». Проект родился из обсуждения с нашими молодыми пользователями, которые признавались в том, что любят читать вслух перед зеркалом или перед друзьями, но им бы хотелось проверить свои силы и на большой аудитории. Как показывает практика, в таком празднике приятно и принимать участие, и слушать — ведь, как доказано учеными, выразительное чтение в полный голос благотворно влияет на настроение и здоровье.

Не просто успешной, а любимой нашими читателями можно назвать интеллектуальную игру «Король чтения», первый сезон которой завершился в июле 2016 года, а в настоящее время идет регистрация участников на второй. Этот проект адресован школьников Тамбова 13-17 лет, которые любят читать. Его основной мотив — продемонстрировать обществу, что читающие подростки не только существуют, но и обладают «суперсилой» благодаря своим читательским навыкам: больше знают, могут проявить себя как разносторонние собеседники, имеют базу для выполнения самых разных творческих и аналитических заданий. В прошедшем сезоне в игре приняли участие около 50 подростков, 5 из которых примерили на себя корону и мантию Короля чтения и получили планшеты. Они смогли почувствовать себя настоящими звездами — интервью у них взяли местные телекомпании и газеты, баннеры с рекомендуемыми ими книгами размещены на стенах областной библиотеки. Все участники получили новые актуальные книги, которые помогут им расширить свой читательский опыт.

Технология проведения игры такова: в течение нескольких месяцев участники знакомятся с работой библиотеки, читают и ведут записи о книгах в «Дневниках суперсилы», выполняют художественные задания на переосмысление прочитанного и сотворчество с автором. Участники общаются на встречах клуба «Читающие особы», где представляют свои работы, а в обсуждениях показвают себя разносторонними людьми с литературными вкусами, в которые входят самые сложные философские произведения, затрагивающие мировоззренческие и гуманистические проблемы.

Все проекты Молодежного центра «Онегины» направлены на развитие интереса к чтению, так как литература является универсальным ключом для разговора на любую тему, изучения науки или культуры, рефлексии наших молодых читателей и их поиска своего места в этом мире. Вся практика основывается на следующих сформулированных нами принципах: взаимодействовать с молодежью без пафоса, поучительства, претензий на знание единственного правильного ответа, менторства, в противовес этому ставя во главу угла уважение к личности, интерес к конкретному человеку, убежденный гуманизм, совместное вдохновение и реальную пользу для участника от проекта.

Сложная сторона подобных начинаний — это невозможность их массового внедрения: они направлены на работу не с группой, а с конкретным человеком. Однако, результат этого взаимодействия в конечном итоге не только важнее и качественнее: через создание лояльной и увлеченной читательскими активностями аудитории библиотека становится точкой притяжения новых и новых молодых людей.

Фотоальбом

«Король чтения»: что это такое?







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!