НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3 Номинация «Лучший пример – личный пример»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2 Номинация «Как хорошо уметь читать»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 1 Лучшие работы в номинации «От двух до пяти»
13
марта
2017
Неделя детской и юношеской книги в Пскове Ежегодно в последние дни марта проводится Всероссийская Неделя детской и юношеской книги. Централизованная библиотечная система г. Пскова для юных читателей псковичей и их родителей подготовила насыщенную программу, тема которой – книга, экология и природа. С 24 по 31 марта в библиотеках города пройдет множество интересных и познавательных мероприятий для детей всех возрастов: встречи с писателями и фотохудожниками, творческий фестиваль, презентации новых книг, мастер-классы, выставки, виртуальные путешествия. 
11
марта
2017
II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского» 2 марта в Тамбовской областной детской библиотеке состоялась II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского».
03
марта
2017
Сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки» 27 февраля Областная детская библиотека им. А. М. Горького (Новосибирск) презентовала новый сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки».
02
марта
2017
Стартовали районные этапы «Живой классики» Второй этап проекта “Живая классика” начался 1 марта во всех муниципальных образованиях страны. По итогам этого тура определятся участники региональных финалов.
06
февраля
2017
"Читай, мама!": читают все Прием работ на Иркутский региональный конкурс «Читай, мама!» завершен
06
февраля
2017
Впервые в Ульяновске прошла Всемирная ночь Гарри Поттера Мероприятие состоялось 2 февраля во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И. Ленина.
03
февраля
2017
Самые читаемые книги отдела абонемента Псковской областной библиотеки в 2016 году На пике популярности у читателей абонемента библиотеки в 2016 году стали дебютный роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, произведения Сергея Довлатова и Александра Терехова, роман «Священный мусор» Людмилы Улицкой, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Война и мир» Льва Толстого.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

29
ноября
2016

Практики по развитию интереса к чтению у молодежи: дискуссия, игра, соревнование

Одной из главных задач библиотек сегодня становится поддержание у людей интереса к чтению и книге. Во многом, это одна из основных социальных функций библиотек, которую почти невозможно взять на себя каким бы то ни было другим организациям или объединениям. В развитии увлеченности, заинтересованности в чтении общество видит гарантии культурной преемственности поколений, сохранения интеллектуального и образовательного уровня. Неотъемлемой остается и воспитательная роль чтения в качестве гуманного наставника, способного вызывать широкий спектр необходимых человеку чувств и получать незаменимый опыт. Возможно, сохранение роли книги как доверенного в вопросах морали на сегодня остается одной из ключевых.

Однако, вряд ли библиотека должна убеждать или заставлять читать. Скорее ее функции в популяризации литературы, раскрытии новых книг и авторов, создании условий для доступного и комфортного чтения у разных людей. Проекты, направленные на работу с молодежью, объединены в Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина в деятельности Молодежного центра «Онегины». Несмотря на то, что сегодня библиотеки пробуют себя реализовать в принципиально новых сферах, еще недавно не связанных с библиотечным обслуживанием, именно программы по развитию интереса к чтению стали самыми популярными у наших читателей. Сотрудники центра и другие библиотекари отмечают тот факт, что все более востребованы у юной аудитории интеллектуальные, литературные, в целом скорее сложные, чем развлекательные проекты и форматы взаимодействия «молодежь — библиотека — молодежь». Опыт показывает, что ориентируясь первоначально на уже читающих и вовлекая их в активное сотрудничество, можно добиться эффективного налаживания контактов и с изначально далекими от библиотеки группами, которые впоследствии становятся лояльными пользователями, априори положительно настроенными на новые проекты.

Описывая конкретные методики и формы работы Молодежного центра, надо отметить, что все они опираются на классические для библиотек форматы: дискуссия, игра, соревнование, которые тем не менее не становятся менее актуальными, а, напротив, скорее откликаются на вечные человеческие потребности. Познание нового в процессе игры — уже давно не воспринимается как детская практика; сегодня учатся, играя, бизнесмены, ученые, менеджеры, проектировщики и т. д. Понятие игры воспринимается нами шире, чем проведение традиционных библиотечных викторин, квестов. Главная задача такого формата — затронуть личное в человеке, побудить сформировать у него мнение или отношение, показать, как из чтения и интеллектуального общения можно извлечь знания, удовольствие (в целом — некую пользу).

Несколько лет в библиотеке активно работает «Дискуссионная площадка «Тамбовские диалоги»». Этот формат предполагает развитие навыков взвешенной и аргументированной дискуссии у школьников старших классов и студентов области. Перемещаясь по населенным пунктам региона, площадка мобильна и в содержательном плане — участники не должны заранее готовиться, они участвуют в обсуждении, оперируя не выученными фактами, а своими размышлениями, человеческим и интеллектуальным опытом. Однако, цель любой из дискуссии, действующей по авторской методике, побудить школьников к дальнейшему интересу в сфере заявленной темы: ознакомиться с литературными произведениями, продолжить высказываться и обмениваться мнениями за пределами площадки, самостоятельно прочитать и составить личное впечатление.

Основной темой для проведения дискуссий было выбрано краеведение, значение которого в формировании отношения школьника или студента к людям, зданиям, событиям, природе и культуре места, где он живет, трудно переоценить. Но принципиально новым стал угол, под которым освещается эта тема. Названия всех дискуссий напрямую связаны с деятелями и событиями, важными для Тамбовского края, но в работе площадки не звучат обширные исторические выкладки. В центре — всегда личность: личность автора, художника, характер персонажа, его индивидуальные качества. Прерогатива оценить и обсудить принадлежит молодому участнику дискуссии — школьнику, который и становится главным героем происходящего творческого диалога. Через параллели или противопоставления, выстраиваемые совместно с модератором, и возникает это чувство сопричастности, близости с человеком из истории.

Самые удачные и востребованные темы, каждая из которых реализуется по своей методике, — это психологическая дискуссия о биографии Евгения Боратынского «Благословлённый быть несчастным», игровая дискуссия по поэме Михаила Лермонтова «Загадка тамбовской казначейши», театральная дискуссия о деяниях Гавриила Державина «Гражданин, поэтом облачась», графическая дискуссия «Сергей Рахманинов: Дом там, где сердце», дискуссия-фантазия «Лучший город на земле». Конечно, нельзя утверждать, что итог подобного формата — стопроцентная заинтересованность всех участников в дальнейшем изучении темы, прочтении предлагаемых произведений. Цель этого проекта, как и других молодежных программ, заключается не в количестве, а в качестве. Для нас представляется значительным результатом каждый новый увлеченный, неравнодушный к сложным дискуссионным проблемам участник. Как считает модератор, площадка — неисчерпаемый источник вдохновения и оптимизма для библиотекарей, так как из десятков проведенных — не одна не была провальной, неудачной, в чем заслуга не столько организаторов, а скорее школьников, которые раскрываются как многогранные личности, зачастую вызывая удивление даже у своих педагогов.

Соревновательные технологии используются Молодежным центром в различных проектах. Одним из них стал ежегодный Весенний чемпионат по громкому чтению. Уже несколько лет участники разных возрастов собираются в марте, чтобы громко отметить Всемирный день поэзии. Три этапа конкурса — это «Карл у Клары», «Сами с усами» и «Горошинка». В первом раунде происходит знакомство: участники представляют себя и читают короткую скороговорку или другую ритмичную фразу, предложенную организаторами. Далее зрители могут оценить мастерство, артистичность и выразительность декламации стихотворения, которое чтецы выбрали самостоятельно и заранее подготовили. В завершение они озвучивают небольшие поэтические тексты из коллекции библиотеки. Победители определяются в нескольких номинациях и получают книжные призы, а все участники — оригинальные дипломы «Читай громко, чтобы было слышно всем!». Проект родился из обсуждения с нашими молодыми пользователями, которые признавались в том, что любят читать вслух перед зеркалом или перед друзьями, но им бы хотелось проверить свои силы и на большой аудитории. Как показывает практика, в таком празднике приятно и принимать участие, и слушать — ведь, как доказано учеными, выразительное чтение в полный голос благотворно влияет на настроение и здоровье.

Не просто успешной, а любимой нашими читателями можно назвать интеллектуальную игру «Король чтения», первый сезон которой завершился в июле 2016 года, а в настоящее время идет регистрация участников на второй. Этот проект адресован школьников Тамбова 13-17 лет, которые любят читать. Его основной мотив — продемонстрировать обществу, что читающие подростки не только существуют, но и обладают «суперсилой» благодаря своим читательским навыкам: больше знают, могут проявить себя как разносторонние собеседники, имеют базу для выполнения самых разных творческих и аналитических заданий. В прошедшем сезоне в игре приняли участие около 50 подростков, 5 из которых примерили на себя корону и мантию Короля чтения и получили планшеты. Они смогли почувствовать себя настоящими звездами — интервью у них взяли местные телекомпании и газеты, баннеры с рекомендуемыми ими книгами размещены на стенах областной библиотеки. Все участники получили новые актуальные книги, которые помогут им расширить свой читательский опыт.

Технология проведения игры такова: в течение нескольких месяцев участники знакомятся с работой библиотеки, читают и ведут записи о книгах в «Дневниках суперсилы», выполняют художественные задания на переосмысление прочитанного и сотворчество с автором. Участники общаются на встречах клуба «Читающие особы», где представляют свои работы, а в обсуждениях показвают себя разносторонними людьми с литературными вкусами, в которые входят самые сложные философские произведения, затрагивающие мировоззренческие и гуманистические проблемы.

Все проекты Молодежного центра «Онегины» направлены на развитие интереса к чтению, так как литература является универсальным ключом для разговора на любую тему, изучения науки или культуры, рефлексии наших молодых читателей и их поиска своего места в этом мире. Вся практика основывается на следующих сформулированных нами принципах: взаимодействовать с молодежью без пафоса, поучительства, претензий на знание единственного правильного ответа, менторства, в противовес этому ставя во главу угла уважение к личности, интерес к конкретному человеку, убежденный гуманизм, совместное вдохновение и реальную пользу для участника от проекта.

Сложная сторона подобных начинаний — это невозможность их массового внедрения: они направлены на работу не с группой, а с конкретным человеком. Однако, результат этого взаимодействия в конечном итоге не только важнее и качественнее: через создание лояльной и увлеченной читательскими активностями аудитории библиотека становится точкой притяжения новых и новых молодых людей.

Фотоальбом

«Король чтения»: что это такое?







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!