НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
14
апреля
2017
В Пскове пройдут VII Всероссийские Каверинские чтения 19 апреля 2017 года в Пскове пройдут Всероссийские Каверинские чтения. Мероприятие стало уже традиционным и состоится в 7 раз. Чтения приурочены к 115-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка - писателя Вениамина Александровича Каверина. Мероприятие пройдет в рамках XIV Международного книжного форума «Русский Запад».
09
апреля
2017
Столичные библиотеки запустят интернет-акцию «Читаем Евтушенко» Известные артисты прочитают стихи Евгения Евтушенко. Видеозаписи опубликуют в сети. К проекту смогут присоединиться все желающие интернет-пользователи.
06
апреля
2017
Челябинские хоккеисты читают серьёзную литературу Лучший игрок «Трактора» по версии болельщиков Максим Якуценя и дебютант сезона 2016/2017 Александр Тридчиков 5 апреля встретились со своими поклонниками – читателями Публичной библиотеки.
05
апреля
2017
В Акции «Бороться и искать, найти – и не сдаваться» примут участие более 300 библиотек Более трехсот библиотек, учебных заведений, музеев, творческих коллективов России и ближнего зарубежья заявили о своем желании провести с 1 по 19 апреля мероприятия о творчестве писателя, географических открытиях, истории освоения Севера.
29
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 4
28
марта
2017
Китай, Россия и Испания возглавили список самых читающих стран Россия вошла в тройку самых читающих стран, наряду с Китаем и Испанией: по результатам онлайн-опроса, проведенного международным институтом маркетинговых исследований GfK, 59 процентов респондентов в нашей стране читают книги “ежедневно или почти каждый день”, либо хотя бы раз в неделю. В Китае доля таких респондентов самая высокая – 70 процентов, в Испании – немного меньше России, 57 процентов.
28
марта
2017
Псковская областная библиотека назвала пять самых популярных книг по искусству Отдел литературы по культуре и искусству представляет пять самых востребованых книг в начале 2017 года. Особой популярностью среди посетителей пользовались издания о художниках Иване Айвазовском, Марке Шагале, композиторе Петре Чайковском, книги «Основы истории искусств» и «Искусство эпохи Возрождения».
26
марта
2017
В Самаре открылся планетарий в библиотеке Отличный весенний подарок дарит Библиотека №8 «Самарской муниципальной информационно-библиотечной системы» детям и взрослым на школьных каникулах. Это бесплатный просмотр фильмов в планетарии.
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3 Номинация «Лучший пример – личный пример»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2 Номинация «Как хорошо уметь читать»

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

29
ноября
2016

Методика «созидающего чтения» В.А.Бородиной в работе библиотекарей Белгородской области

Творческим чтением движет любознательность.

Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».

Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной  работы, – одна из самых актуальных  задач.

Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущением жизни и отношением к ней – непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или неприятие его позиции – истинная культура чтения.

В 2016 году специалисты детских библиотек Белгородской области стали участниками лаборатории детского чтения «PRO Чтение: состояние трансформация и диапазон идей продвижения», организованной БГДБ А.А.Лиханова, в рамках которой познакомились с новой методикой - «созидающее чтение». Автор методики - Валентина Александровна Бородина – профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПб гос. университета культуры и искусств, автор диссертации «Совершенствование читательской деятельности в условиях библиотек» (1982г). В рамках лаборатории детские библиотекари обучились основам методики, практические задания были даны непосредственно автором методики Валентиной Александровной Бородиной, которая поделилась своими богатейшими наработками. Специалисты детских библиотек Белгородской области приняли активное участие, как в обучающем семинаре, так и в дальнейшей самостоятельной работе. По итогам работы была сформулирована идея дальнейшего сотворчества библиотечных специалистов в апробированной методике. В течение года библиотечными специалистами были отобраны тексты, составлены вопросы и задания по изученной методике, апробирована методика в работе со своими читателями. На сегодняшний день в БГДБ А.А.Лиханова собран банк текстов, который после согласования с автором методики будет размещен на сайте библиотеки (http://belgdb.ru) в разделе Коллегам - ресурс «Игротека». Он будет доступен для всех библиотек в следующем 2017 году.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений; затем объясняет значение непонятных слов, которые он сам заранее выписал из текста; потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух; и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже представлен, прочитан, разъяснен учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на вопросы, которые формулируются учителем, по какому принципу ведется работа. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности. По методике «созидающего чтения», на материале литературных прозаических и поэтических текстов, строится развитие умений слушать и читать текст, задавать и отвечать на вопросы, находить и объяснять незнакомые слова и выражения, работать со словарями, развивать не только читательскую, но и общекультурную грамотность: знания о музыке, живописи, фольклоре, языке, разнообразных наук и мн.др.

Читатели учатся понимать содержание, основную мысль, знакомятся с характерами и поступками героев, оценивают данные поступки, систематизируют свои знания, учатся делать выводы, обращают внимание на сопутствующую тексту информацию (дату написания, автора, издание и т.п.)

Человек, не овладевший методикой чтения, не будет стремиться к самому процессу чтения и, более того, будет испытывать дискомфорт от непонимания смысла прочитанного. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает. Человек взрослеет, но читателем не становится.

«Созидающее чтение» включает в себя упражнения и задания:

Происходит воздействие на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств (чтение под музыку, мысленное представление). Очевидно, что пробудить интерес детей к такому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Значимость совместных усилий библиотекаря и родителей над формированием читательского интереса у детей очевидна. Совместное чтение предоставляет широкое пространство для творчества.

В работе над текстом методика предполагает использование различных приемов:

Приобретенный таким образом собственный опыт и самостоятельное творчество открывает новые горизонты в восприятии текста, его осмысления и освоения дополнительных знаний и умений.

Всё вышеперечисленное - кропотливая, но интересная работа, позволяющая надеяться, что уровень читающих детей будет расти, и чтение для них станет радостью.







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!