НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3 Номинация «Лучший пример – личный пример»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2 Номинация «Как хорошо уметь читать»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 1 Лучшие работы в номинации «От двух до пяти»
13
марта
2017
Неделя детской и юношеской книги в Пскове Ежегодно в последние дни марта проводится Всероссийская Неделя детской и юношеской книги. Централизованная библиотечная система г. Пскова для юных читателей псковичей и их родителей подготовила насыщенную программу, тема которой – книга, экология и природа. С 24 по 31 марта в библиотеках города пройдет множество интересных и познавательных мероприятий для детей всех возрастов: встречи с писателями и фотохудожниками, творческий фестиваль, презентации новых книг, мастер-классы, выставки, виртуальные путешествия. 
11
марта
2017
II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского» 2 марта в Тамбовской областной детской библиотеке состоялась II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского».
03
марта
2017
Сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки» 27 февраля Областная детская библиотека им. А. М. Горького (Новосибирск) презентовала новый сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки».
02
марта
2017
Стартовали районные этапы «Живой классики» Второй этап проекта “Живая классика” начался 1 марта во всех муниципальных образованиях страны. По итогам этого тура определятся участники региональных финалов.
06
февраля
2017
"Читай, мама!": читают все Прием работ на Иркутский региональный конкурс «Читай, мама!» завершен
06
февраля
2017
Впервые в Ульяновске прошла Всемирная ночь Гарри Поттера Мероприятие состоялось 2 февраля во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И. Ленина.
03
февраля
2017
Самые читаемые книги отдела абонемента Псковской областной библиотеки в 2016 году На пике популярности у читателей абонемента библиотеки в 2016 году стали дебютный роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, произведения Сергея Довлатова и Александра Терехова, роман «Священный мусор» Людмилы Улицкой, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Война и мир» Льва Толстого.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

29
ноября
2016

Методика «созидающего чтения» В.А.Бородиной в работе библиотекарей Белгородской области

Творческим чтением движет любознательность.

Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».

Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной  работы, – одна из самых актуальных  задач.

Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущением жизни и отношением к ней – непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или неприятие его позиции – истинная культура чтения.

В 2016 году специалисты детских библиотек Белгородской области стали участниками лаборатории детского чтения «PRO Чтение: состояние трансформация и диапазон идей продвижения», организованной БГДБ А.А.Лиханова, в рамках которой познакомились с новой методикой - «созидающее чтение». Автор методики - Валентина Александровна Бородина – профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПб гос. университета культуры и искусств, автор диссертации «Совершенствование читательской деятельности в условиях библиотек» (1982г). В рамках лаборатории детские библиотекари обучились основам методики, практические задания были даны непосредственно автором методики Валентиной Александровной Бородиной, которая поделилась своими богатейшими наработками. Специалисты детских библиотек Белгородской области приняли активное участие, как в обучающем семинаре, так и в дальнейшей самостоятельной работе. По итогам работы была сформулирована идея дальнейшего сотворчества библиотечных специалистов в апробированной методике. В течение года библиотечными специалистами были отобраны тексты, составлены вопросы и задания по изученной методике, апробирована методика в работе со своими читателями. На сегодняшний день в БГДБ А.А.Лиханова собран банк текстов, который после согласования с автором методики будет размещен на сайте библиотеки (http://belgdb.ru) в разделе Коллегам - ресурс «Игротека». Он будет доступен для всех библиотек в следующем 2017 году.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений; затем объясняет значение непонятных слов, которые он сам заранее выписал из текста; потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух; и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже представлен, прочитан, разъяснен учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на вопросы, которые формулируются учителем, по какому принципу ведется работа. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности. По методике «созидающего чтения», на материале литературных прозаических и поэтических текстов, строится развитие умений слушать и читать текст, задавать и отвечать на вопросы, находить и объяснять незнакомые слова и выражения, работать со словарями, развивать не только читательскую, но и общекультурную грамотность: знания о музыке, живописи, фольклоре, языке, разнообразных наук и мн.др.

Читатели учатся понимать содержание, основную мысль, знакомятся с характерами и поступками героев, оценивают данные поступки, систематизируют свои знания, учатся делать выводы, обращают внимание на сопутствующую тексту информацию (дату написания, автора, издание и т.п.)

Человек, не овладевший методикой чтения, не будет стремиться к самому процессу чтения и, более того, будет испытывать дискомфорт от непонимания смысла прочитанного. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает. Человек взрослеет, но читателем не становится.

«Созидающее чтение» включает в себя упражнения и задания:

Происходит воздействие на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств (чтение под музыку, мысленное представление). Очевидно, что пробудить интерес детей к такому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Значимость совместных усилий библиотекаря и родителей над формированием читательского интереса у детей очевидна. Совместное чтение предоставляет широкое пространство для творчества.

В работе над текстом методика предполагает использование различных приемов:

Приобретенный таким образом собственный опыт и самостоятельное творчество открывает новые горизонты в восприятии текста, его осмысления и освоения дополнительных знаний и умений.

Всё вышеперечисленное - кропотливая, но интересная работа, позволяющая надеяться, что уровень читающих детей будет расти, и чтение для них станет радостью.







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!