НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
14
июля
2017
Итоги веб-марафона «Пушкин без границ» Государственное бюджетное учреждение культуры «Псковская областная универсальная научная библиотека» благодарит всех соавторов и участников международного Открытого творческого веб-марафона памяти А. С. Пушкина «Пушкин без границ». Всем вместе нам удалось сформировать достойный великого русского поэта ресурс, в котором каждый нашел для себя либо опыт видения личности и творчества поэта с другого ракурса, либо возможность самовыразиться, сказав «свое» слово о Пушкине.
07
июля
2017
День Достоевского в Челябинске 4 июля 2017 года в открытой площадке перед Челябинской областной универсальной научной библиотекой впервые состоялся «День Достоевского» — городской праздник, который появился 8 лет назад в Санкт-Петербурге благодаря инициативе Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, а теперь был организован для жителей Челябинска. 
03
июля
2017
Псковская областная библиотека подвела итоги работы за первый месяц летних каникул В июне 2017 года Псковская областная универсальная научная библиотека в помощь педагогам летних школьных лагерей города Пскова организовала и провела цикл мероприятий «Летнее чтение. Сезон 5». За это время прошли 31 мероприятие, их посетили 884 человека.
25
июня
2017
В Вологде стартовала экологическая викторина Межрегиональная интернет - викторина «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу!» стартовала на сайте Юношеского центра Вологодской областной универсальной научной библиотеки.
22
июня
2017
Пассажиры поездов РЖД могут слушать аудиокниги в пути «Федеральная пассажирская компания» и издательская группа «Эксмо-АСТ» запустили культурно-просветительский проект «Библиотека путешественника». Об этом сообщается на официальном сайте РЖД.
10
июня
2017
Книжный фестиваль «Красная площадь» завершился Главный книжный фестиваль страны в третий раз прошел у стен Московского Кремля с 3 по 6 июня 2017 года. И стал самым масштабным за всю его историю.
06
июня
2017
Медведев подписал Концепцию развития детского чтения в РФ Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Концепцию по развитию детского и юношеского чтения в России. Об этом он сообщил на встрече во время посещения книжного фестиваля на Красной площади с руководителями детских издательств и библиотек.
02
июня
2017
Всероссийская акция «Детская книга на пьедестале почёта» Ассоциация «Растим читателя» приглашает библиотеки и издательства принять участие во Всероссийской акции «Детская книга на пьедестале почёта». 
26
мая
2017
XI Городской праздник книги и чтения «Читай, Екатеринбург!» 20 мая 2017 года в «Литературном квартале» Екатеринбурга состоялся XI Городской праздник книги и чтения «Читай, Екатеринбург!», организаторами которого выступили управление культуры городской администрации, Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга, Объединенный музей писателей Урала, Библиотечный центр «Екатеринбург»
28
апреля
2017
Круглый стол «Читатели и чтение: популяризация книги в XXI веке» В среду, 26 апреля, в Московском государственном университете на базе кафедры общей теории словесности состоялся круглый стол «Читатели и чтение: популяризация книги в XXI веке»

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ДОКЛАДЫ

29
ноября
2016

Методика «созидающего чтения» В.А.Бородиной в работе библиотекарей Белгородской области

Творческим чтением движет любознательность.

Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».

Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной  работы, – одна из самых актуальных  задач.

Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущением жизни и отношением к ней – непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или неприятие его позиции – истинная культура чтения.

В 2016 году специалисты детских библиотек Белгородской области стали участниками лаборатории детского чтения «PRO Чтение: состояние трансформация и диапазон идей продвижения», организованной БГДБ А.А.Лиханова, в рамках которой познакомились с новой методикой - «созидающее чтение». Автор методики - Валентина Александровна Бородина – профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПб гос. университета культуры и искусств, автор диссертации «Совершенствование читательской деятельности в условиях библиотек» (1982г). В рамках лаборатории детские библиотекари обучились основам методики, практические задания были даны непосредственно автором методики Валентиной Александровной Бородиной, которая поделилась своими богатейшими наработками. Специалисты детских библиотек Белгородской области приняли активное участие, как в обучающем семинаре, так и в дальнейшей самостоятельной работе. По итогам работы была сформулирована идея дальнейшего сотворчества библиотечных специалистов в апробированной методике. В течение года библиотечными специалистами были отобраны тексты, составлены вопросы и задания по изученной методике, апробирована методика в работе со своими читателями. На сегодняшний день в БГДБ А.А.Лиханова собран банк текстов, который после согласования с автором методики будет размещен на сайте библиотеки (http://belgdb.ru) в разделе Коллегам - ресурс «Игротека». Он будет доступен для всех библиотек в следующем 2017 году.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений; затем объясняет значение непонятных слов, которые он сам заранее выписал из текста; потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух; и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже представлен, прочитан, разъяснен учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на вопросы, которые формулируются учителем, по какому принципу ведется работа. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности. По методике «созидающего чтения», на материале литературных прозаических и поэтических текстов, строится развитие умений слушать и читать текст, задавать и отвечать на вопросы, находить и объяснять незнакомые слова и выражения, работать со словарями, развивать не только читательскую, но и общекультурную грамотность: знания о музыке, живописи, фольклоре, языке, разнообразных наук и мн.др.

Читатели учатся понимать содержание, основную мысль, знакомятся с характерами и поступками героев, оценивают данные поступки, систематизируют свои знания, учатся делать выводы, обращают внимание на сопутствующую тексту информацию (дату написания, автора, издание и т.п.)

Человек, не овладевший методикой чтения, не будет стремиться к самому процессу чтения и, более того, будет испытывать дискомфорт от непонимания смысла прочитанного. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает. Человек взрослеет, но читателем не становится.

«Созидающее чтение» включает в себя упражнения и задания:

Происходит воздействие на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств (чтение под музыку, мысленное представление). Очевидно, что пробудить интерес детей к такому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Значимость совместных усилий библиотекаря и родителей над формированием читательского интереса у детей очевидна. Совместное чтение предоставляет широкое пространство для творчества.

В работе над текстом методика предполагает использование различных приемов:

Приобретенный таким образом собственный опыт и самостоятельное творчество открывает новые горизонты в восприятии текста, его осмысления и освоения дополнительных знаний и умений.

Всё вышеперечисленное - кропотливая, но интересная работа, позволяющая надеяться, что уровень читающих детей будет расти, и чтение для них станет радостью.







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Чич Зарема Заурбиевна 17 ноября 2016
Все просто очень интересно. Интересные программы, проекты, мероприятия. Отличная работа. Огромнейший труд ваших библиотекарей. Спасибо!