НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3 Номинация «Лучший пример – личный пример»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2 Номинация «Как хорошо уметь читать»
22
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 1 Лучшие работы в номинации «От двух до пяти»
13
марта
2017
Неделя детской и юношеской книги в Пскове Ежегодно в последние дни марта проводится Всероссийская Неделя детской и юношеской книги. Централизованная библиотечная система г. Пскова для юных читателей псковичей и их родителей подготовила насыщенную программу, тема которой – книга, экология и природа. С 24 по 31 марта в библиотеках города пройдет множество интересных и познавательных мероприятий для детей всех возрастов: встречи с писателями и фотохудожниками, творческий фестиваль, презентации новых книг, мастер-классы, выставки, виртуальные путешествия. 
11
марта
2017
II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского» 2 марта в Тамбовской областной детской библиотеке состоялась II Всероссийская акция «Читаем Евгения Боратынского».
03
марта
2017
Сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки» 27 февраля Областная детская библиотека им. А. М. Горького (Новосибирск) презентовала новый сетевой образовательный проект «Прометеи российской науки».
02
марта
2017
Стартовали районные этапы «Живой классики» Второй этап проекта “Живая классика” начался 1 марта во всех муниципальных образованиях страны. По итогам этого тура определятся участники региональных финалов.
06
февраля
2017
"Читай, мама!": читают все Прием работ на Иркутский региональный конкурс «Читай, мама!» завершен
06
февраля
2017
Впервые в Ульяновске прошла Всемирная ночь Гарри Поттера Мероприятие состоялось 2 февраля во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И. Ленина.
03
февраля
2017
Самые читаемые книги отдела абонемента Псковской областной библиотеки в 2016 году На пике популярности у читателей абонемента библиотеки в 2016 году стали дебютный роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, произведения Сергея Довлатова и Александра Терехова, роман «Священный мусор» Людмилы Улицкой, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Война и мир» Льва Толстого.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

СМИ О ЧТЕНИИ

19
января
2017

Нынешняя молодежь читает то же, что и ее бабушки с дедушками

Фото: Евгения ГУСЕВА

С каждым годом все громче звучат жалобы учителей и родителей: дети не читают ни строчки! Даже тех авторов, что в учебной программе, осилить могут единицы. А уж просто для себя и вовсе книжку в руки не берут

Споры на этот счет ведутся давно. Одни говорят, чтоДостоевский и Толстой слишком сложные для нынешних детей и что надо в программу добавлять современную литературу. Другие уверены, что классика - наше все, что это культурный код, который скрепляет разные поколения. А что думают сами дети?

БОНДАРЧУК ВМЕСТО ТОЛСТОГО

Если верить исследованиям, список любимых книг у детей не слишком разнообразен. Все богатство отечественной и зарубежной литературы для школьников сводится к нескольким десяткам авторов.

- Мы посмотрели, какие книги дети указывают в числе любимых на своих страницах ВКонтакте, и провели опросы школьников и студентов, - рассказывает Любовь Борусяк, доцент Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ. - Девушки в числе любимых писателей называют Ремарка, Чехова и Булгакова. У юношей на первом месте -Пушкин, затем Булгаков и Гоголь.

Но рано радоваться. Исследования показывают, что чтение книжки современные дети приравнивают к просмотру фильма на ее основе или к прослушиванию аудиокниги. Так что когда девушки называют любимым произведением «АннуКаренину» - это вовсе не значит, что они прочитали Толстого. Скорее всего, им понравился фильм с Кирой Найтли.

- 80 процентов тех, кто называет любимой «Войну и мир», смотрели только фильм Бондарчука или английский сериал, - приводит пример Любовь Федоровна. - Чаще всего дети не читают книгу, а знакомятся с ней как-то иначе - через фильм, театральную постановку или краткое содержание. К такому способу прибегают 69 процентов девушек и 60 процентов юношей.

Получается, почти как в старом анекдоте: «А ты читал Толстого?» - «Нет, мне Бондарчук пересказал!»

ВЕЛИКАЯ И СКУЧНАЯ

Раз дети с удовольствием смотрят фильмы по классике, то почему же сами книжки в руки не берут? Видимо, эта литература слишком сложная для них - слова устарели, да и проблемы главных героев тоже.

- Дети отмечают, что наша классика красивая, изысканная, великая и духовная, - продолжает Любовь Борусяк. - Но при этом сложная, непонятная, скучная и неинтересная. То есть на уровне ценностей школа работает хорошо, все дети ценят русскую классическую литературу. Но читать ее не любят и не хотят.

Большинство ребят уверены, что классику надо читать, чтобы узнать историю России. То есть школьники не видят разницы между историческим фактом и художественным вымыслом.

- Совершенно искренне думают, что в прежние времена большинство жило в дворянских семьях, и лишь немногие понимают, что большинством тогда были крестьяне, - приводит пример автор исследования. - В целом каждая десятая девочка считает, что классику читать надо, но она не знает, зачем. А каждый шестой мальчик уверен, что классику читать не нужно вообще.

СЭЛИНДЖЕР ДЛЯ ДУШИ

Современная российская литература школьникам неинтересна вообще. Почти 65 процентов ребят сказали, что не читают такие книжки.

- Девушки читают Стругацких и Пелевина, мальчики - Глуховского и Белянина, - уточняет Любовь Федоровна. - Но для девочек Глуховский и современное фэнтези - это не большая литература, не беллетристика. А так, легкое чтиво вроде комиксов.

А вот с зарубежной современной литературой все интереснее. Она удостоилась у ребят высокой похвалы - и интересная, и правдивая, и актуальная. Зарубежные книжки ребята читают с удовольствием (конечно, те немногие, кто любит чтение).

- Подростковую проблематику дети прежде всего видят в Сэлинджере, - приводит примеры исследователь. - Девочки часто отмечают Экзюпери. В учебную программу школьники предлагают добавить Хемингуэя - то есть ту литературу, которая была популярна среди их бабушек и дедушек. Те же Коэльо и Мураками популярны, но их в учебный план включать не предлагают.

То есть на самом-то деле современные подростки вовсе не так далеко ушли от старшего поколения. И для души они читают все те же книжки, которые были популярны у их родителей, бабушек и дедушек, из которых по крупицам составлялись библиотеки. А то, что в школе они должны полюбить Толстого и Достоевского? Так дети и любят. Заочно, не читая.

СПИСКИ РАДИ СПИСКОВ?

Сейчас списки книг, которые должен прочитать каждый школьник, составляют все, кто может. Спорят, сколько поэтов должно остаться в программе - пять? Семь? Но толку от этих споров немного. Дети послушно выучат имена и названия, прочитают краткое содержание в интернете и отрапортуют о своей большой любви к этим произведениям. Вот только читать их не будут, красотой языка и стилистикой не проникнутся.

Сейчас важнее решить другую, более глобальную проблему - приучить молодое поколение к чтению, открыть для них мир книг. А уж затем они сами выберут, что читать. И до классики доберутся, можно не сомневаться. Тогда, когда до нее дорастут.

Читать полностью







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Егорова Галина Ивановна 25 октября 2012
М.б. автор статьи об этом не знает? :)

happybookyear.ru 24 октября 2012
Кстати, а тема Пикассо почему не раскрыта? На русском же выходила книга его пьес =)

Светлана 10 февраля 2012
Сложное это дело составить один список литературы для всех. Люди такие разные, по интересам, по убеждениям, по уровню развития, да-да и по IQ тоже. В Америке есть понятие на какой уровень расчитано данное чтение – большинство американских газет рассчитаны на 5-6классников. Я думаю в списке должны быть произведения легкие для прочтения, но которые чему-либо учили… А самое адекватное список для прочтения школьниками … (они все-таки по-ровнее, чем народонаселение в целом.)

Егорова Галина Ивановна 06 ноября 2011
Интересно, а над чем прикалывался парнишка - над тем, что одноклассник В БИБЛИОТЕКУ пошёл или над тем, что В ДЕТСКУЮ?

Ольга 30 октября 2011
Правильная статья. Подростки, особенно читающие мальчишки, если они не лидеры в коллективе стесняются сверстников. Приведу случай из собственной практики: У входа в библиотеку нервно прохаживается парнишка с мобильником. Я тихонько стою в стороне, наблюдаю.Явно кого-то ждет из библиотеки.Послышались шаги по лестнице, мобильник включается в режим видеокамеры.Когда в дверях появился его одноклассник, он со смехом перевел камеру с вывески "Детская библиотека" на приятеля со смехом : "Вот выложу в Интернет, что ты еще книжки читаешь в библиотеке, вот умора будет!!!" Надо было видеть лицо парнишки, покрасневшего до ушей. В библиотеку он больше не приходил.