НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
23
августа
2017
Проект «Большая книга - встречи в провинции» продолжается Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям продолжают совместный проект «Большая книга - встречи в провинции». С 16 по 20 сентября 2017 года участниками этой просветительской литературной акции станут жители г. Владивостока и Приморского края – 33 региона в географии поездок проекта по России
10
августа
2017
Международная акция «Книжка на ладошке — 2017» Централизованная система детских библиотек Самары при поддержке Департамента культуры, туризма и молодежной политики Администрации городского округа проводит Международную акцию «Книжка на ладошке — 2017»
08
августа
2017
Всероссийский литературный фестиваль «Книжная яблоня» 13-15 сентября в Пскове состоится Всероссийский литературный фестиваль «Книжная яблоня». Организаторами фестиваля выступают Всероссийский культурно-просветительский проект «Живые Лица: Навигатор по современной отечественной детской литературе», издательство для детей и юношества «БерИнгА» (г. Москва) и МАУК «ЦБС» г. Пскова.
27
июля
2017
«Книжная эстафета солнечного лета» вместе с псковским КИБО Участниками встреч в рамках программы летнего чтения КИБО стали 83 ребенка, из них 29 – жители деревень постоянных маршрутов КИБО, а 54 человека – учащиеся городских школьных лагерей.
14
июля
2017
Итоги веб-марафона «Пушкин без границ» Государственное бюджетное учреждение культуры «Псковская областная универсальная научная библиотека» благодарит всех соавторов и участников международного Открытого творческого веб-марафона памяти А. С. Пушкина «Пушкин без границ». Всем вместе нам удалось сформировать достойный великого русского поэта ресурс, в котором каждый нашел для себя либо опыт видения личности и творчества поэта с другого ракурса, либо возможность самовыразиться, сказав «свое» слово о Пушкине.
07
июля
2017
День Достоевского в Челябинске 4 июля 2017 года в открытой площадке перед Челябинской областной универсальной научной библиотекой впервые состоялся «День Достоевского» — городской праздник, который появился 8 лет назад в Санкт-Петербурге благодаря инициативе Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, а теперь был организован для жителей Челябинска. 
03
июля
2017
Псковская областная библиотека подвела итоги работы за первый месяц летних каникул В июне 2017 года Псковская областная универсальная научная библиотека в помощь педагогам летних школьных лагерей города Пскова организовала и провела цикл мероприятий «Летнее чтение. Сезон 5». За это время прошли 31 мероприятие, их посетили 884 человека.
25
июня
2017
В Вологде стартовала экологическая викторина Межрегиональная интернет - викторина «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу!» стартовала на сайте Юношеского центра Вологодской областной универсальной научной библиотеки.
22
июня
2017
Пассажиры поездов РЖД могут слушать аудиокниги в пути «Федеральная пассажирская компания» и издательская группа «Эксмо-АСТ» запустили культурно-просветительский проект «Библиотека путешественника». Об этом сообщается на официальном сайте РЖД.
10
июня
2017
Книжный фестиваль «Красная площадь» завершился Главный книжный фестиваль страны в третий раз прошел у стен Московского Кремля с 3 по 6 июня 2017 года. И стал самым масштабным за всю его историю.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

СМИ О ЧТЕНИИ

19
января
2017

Нынешняя молодежь читает то же, что и ее бабушки с дедушками

Фото: Евгения ГУСЕВА

С каждым годом все громче звучат жалобы учителей и родителей: дети не читают ни строчки! Даже тех авторов, что в учебной программе, осилить могут единицы. А уж просто для себя и вовсе книжку в руки не берут

Споры на этот счет ведутся давно. Одни говорят, чтоДостоевский и Толстой слишком сложные для нынешних детей и что надо в программу добавлять современную литературу. Другие уверены, что классика - наше все, что это культурный код, который скрепляет разные поколения. А что думают сами дети?

БОНДАРЧУК ВМЕСТО ТОЛСТОГО

Если верить исследованиям, список любимых книг у детей не слишком разнообразен. Все богатство отечественной и зарубежной литературы для школьников сводится к нескольким десяткам авторов.

- Мы посмотрели, какие книги дети указывают в числе любимых на своих страницах ВКонтакте, и провели опросы школьников и студентов, - рассказывает Любовь Борусяк, доцент Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ. - Девушки в числе любимых писателей называют Ремарка, Чехова и Булгакова. У юношей на первом месте -Пушкин, затем Булгаков и Гоголь.

Но рано радоваться. Исследования показывают, что чтение книжки современные дети приравнивают к просмотру фильма на ее основе или к прослушиванию аудиокниги. Так что когда девушки называют любимым произведением «АннуКаренину» - это вовсе не значит, что они прочитали Толстого. Скорее всего, им понравился фильм с Кирой Найтли.

- 80 процентов тех, кто называет любимой «Войну и мир», смотрели только фильм Бондарчука или английский сериал, - приводит пример Любовь Федоровна. - Чаще всего дети не читают книгу, а знакомятся с ней как-то иначе - через фильм, театральную постановку или краткое содержание. К такому способу прибегают 69 процентов девушек и 60 процентов юношей.

Получается, почти как в старом анекдоте: «А ты читал Толстого?» - «Нет, мне Бондарчук пересказал!»

ВЕЛИКАЯ И СКУЧНАЯ

Раз дети с удовольствием смотрят фильмы по классике, то почему же сами книжки в руки не берут? Видимо, эта литература слишком сложная для них - слова устарели, да и проблемы главных героев тоже.

- Дети отмечают, что наша классика красивая, изысканная, великая и духовная, - продолжает Любовь Борусяк. - Но при этом сложная, непонятная, скучная и неинтересная. То есть на уровне ценностей школа работает хорошо, все дети ценят русскую классическую литературу. Но читать ее не любят и не хотят.

Большинство ребят уверены, что классику надо читать, чтобы узнать историю России. То есть школьники не видят разницы между историческим фактом и художественным вымыслом.

- Совершенно искренне думают, что в прежние времена большинство жило в дворянских семьях, и лишь немногие понимают, что большинством тогда были крестьяне, - приводит пример автор исследования. - В целом каждая десятая девочка считает, что классику читать надо, но она не знает, зачем. А каждый шестой мальчик уверен, что классику читать не нужно вообще.

СЭЛИНДЖЕР ДЛЯ ДУШИ

Современная российская литература школьникам неинтересна вообще. Почти 65 процентов ребят сказали, что не читают такие книжки.

- Девушки читают Стругацких и Пелевина, мальчики - Глуховского и Белянина, - уточняет Любовь Федоровна. - Но для девочек Глуховский и современное фэнтези - это не большая литература, не беллетристика. А так, легкое чтиво вроде комиксов.

А вот с зарубежной современной литературой все интереснее. Она удостоилась у ребят высокой похвалы - и интересная, и правдивая, и актуальная. Зарубежные книжки ребята читают с удовольствием (конечно, те немногие, кто любит чтение).

- Подростковую проблематику дети прежде всего видят в Сэлинджере, - приводит примеры исследователь. - Девочки часто отмечают Экзюпери. В учебную программу школьники предлагают добавить Хемингуэя - то есть ту литературу, которая была популярна среди их бабушек и дедушек. Те же Коэльо и Мураками популярны, но их в учебный план включать не предлагают.

То есть на самом-то деле современные подростки вовсе не так далеко ушли от старшего поколения. И для души они читают все те же книжки, которые были популярны у их родителей, бабушек и дедушек, из которых по крупицам составлялись библиотеки. А то, что в школе они должны полюбить Толстого и Достоевского? Так дети и любят. Заочно, не читая.

СПИСКИ РАДИ СПИСКОВ?

Сейчас списки книг, которые должен прочитать каждый школьник, составляют все, кто может. Спорят, сколько поэтов должно остаться в программе - пять? Семь? Но толку от этих споров немного. Дети послушно выучат имена и названия, прочитают краткое содержание в интернете и отрапортуют о своей большой любви к этим произведениям. Вот только читать их не будут, красотой языка и стилистикой не проникнутся.

Сейчас важнее решить другую, более глобальную проблему - приучить молодое поколение к чтению, открыть для них мир книг. А уж затем они сами выберут, что читать. И до классики доберутся, можно не сомневаться. Тогда, когда до нее дорастут.

Читать полностью







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Егорова Галина Ивановна 25 октября 2012
М.б. автор статьи об этом не знает? :)

happybookyear.ru 24 октября 2012
Кстати, а тема Пикассо почему не раскрыта? На русском же выходила книга его пьес =)

Светлана 10 февраля 2012
Сложное это дело составить один список литературы для всех. Люди такие разные, по интересам, по убеждениям, по уровню развития, да-да и по IQ тоже. В Америке есть понятие на какой уровень расчитано данное чтение – большинство американских газет рассчитаны на 5-6классников. Я думаю в списке должны быть произведения легкие для прочтения, но которые чему-либо учили… А самое адекватное список для прочтения школьниками … (они все-таки по-ровнее, чем народонаселение в целом.)

Егорова Галина Ивановна 06 ноября 2011
Интересно, а над чем прикалывался парнишка - над тем, что одноклассник В БИБЛИОТЕКУ пошёл или над тем, что В ДЕТСКУЮ?

Ольга 30 октября 2011
Правильная статья. Подростки, особенно читающие мальчишки, если они не лидеры в коллективе стесняются сверстников. Приведу случай из собственной практики: У входа в библиотеку нервно прохаживается парнишка с мобильником. Я тихонько стою в стороне, наблюдаю.Явно кого-то ждет из библиотеки.Послышались шаги по лестнице, мобильник включается в режим видеокамеры.Когда в дверях появился его одноклассник, он со смехом перевел камеру с вывески "Детская библиотека" на приятеля со смехом : "Вот выложу в Интернет, что ты еще книжки читаешь в библиотеке, вот умора будет!!!" Надо было видеть лицо парнишки, покрасневшего до ушей. В библиотеку он больше не приходил.