НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
07
декабря
2017
Творческая встреча с Еленой Чижовой 29 ноября в читальном зале Дворца книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина в рамках Литературного фестиваля одной буквы «Ё» состоялась творческая встреча с лауреатом премии «Русский букер», автором популярных произведений «Время женщин», «Полукровка», «Лавра», «Терракотовая старуха», «Китаист» Еленой Чижовой.
06
декабря
2017
Читать или не читать? Cвежий опрос ВЦИОМ зафиксировал значительный рост числа книголюбов в России. Этот рост происходит на фоне снижения покупок бумажных книг и роста электронных.
05
декабря
2017
На XVII Городском форуме печати назвали лучшие книжные магазины Москвы 30 ноября в рамках XVII Городского форума печати были объявлены лучшие столичные книжные магазины – победители конкурса «Лучший книжный магазин Москвы – 2017», традиционно проводимого Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы.
15
ноября
2017
Круглый стол по проблемам чтения РАО «Привлечение к чтению: история, теория, практики» 9 ноября 2017 года в Российской государственной детской библиотеке при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям состоялся постоянный Круглый стол по проблемам чтения РАО «Привлечение к чтению: история, теория, практики». 
31
октября
2017
Самый читающий регион - Санкт-Петербург 27 октября 2017 года Российский книжный союз подвел итоги III Всероссийского конкурса «Самый читающий регион», который был организован при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 
31
октября
2017
Круглый стол, посвященный продвижению чтения среди молодежи 27 октября 2017 года, в рамках IV Международного интеллектуального форума «Чтение на Евразийском перекрёстке», в Челябинской областной универсальной научной библиотеке прошел Круглый стол о продвижении чтения среди молодежи, организаторами которого выступили Министерство культуры Челябинской области и Челябинский государственный институт культуры при поддержке Российской библиотечной ассоциации, Русской школьной библиотечной ассоциации и областных библиотек Челябинской области.
23
октября
2017
Владимирская область встречает проект «Большая книга – встречи в провинции» 26-27 октября 2017 года во Владимире и Владимирской области пройдут заключительные в этом году встречи  в рамках проекта «Большая книга – встречи в провинции».  
19
октября
2017
IX Пермский краевой форум книги «Книга. Чтение. Социум» 13–14 октября 2017 года в Лысьве (Пермский край) состоялся IX Пермский краевой форум книги «Книга. Чтение. Социум», организаторами которого выступили Министерство культуры Пермского края, Пермская государственная ордена "Знак Почёта" краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького, администрация Лысьвенского городского округа, Лысьвенская библиотечная система.
18
октября
2017
IV Всероссийский фестиваль детской книги 28-30 октября в Российской государственной детской библиотеке  (Калужская пл., д. 1) состоится IV Всероссийский фестиваль детской книги.
13
октября
2017
II Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению 6-7 октября 2017 года в Российской государственной детской библиотеке при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоялся II Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

СМИ О ЧТЕНИИ

19
мая
2016

Устаревшая ценность

В нашей стране, которую еще не так давно с гордостью называли «самой читающей в мире», снижение интереса к чтению, читательской активности воспринимается драматически, особенно когда речь идет о молодежи. Не важно, была ли страна действительно самой читающей — никто это не измерял, — но на символическом уровне это воспринималось как торжество русской культуры. Такие представления активно поддерживались советским государством, так как характеризовали торжество социалистического строя и образа жизни в сфере духовной. Эти нормы задавались авторитетным в то время социальным слоем — интеллигенцией, для которой литературная основа отечественной культуры была безусловной. Но уже в начале 1990-х годов ситуация начала очень быстро меняться, что проницательно подметили и описали социологи Лев Гудков и Борис Дубин в книге «Интеллигенция: заметки о литературно-политических иллюзиях»1. Они показали, что потеря интеллигенцией своей авторитетной для социума и задающей нормы роли неизбежно сказывается и на положении с книгой и чтением в стране.

Было бы неправильно утверждать, что в новых условиях чтение утратило ценность в нашем обществе; она остается высокой, во многом благодаря работе такого института, как школа. Но вот к категории сверхценного чтение уже не относится, и это воспринимается очень болезненно. Весьма редко приходится сталкиваться с мнением, что это процесс закономерный, естественный. Даже те, кто объясняет снижение интереса к чтению ростом конкуренции со стороны других видов досуговой деятельности, не говоря уже об Интернете и соцсетях, по-прежнему уверены, что чтение лучше, полезнее, важнее и нужнее всего остального. В качестве утешения или самоутешения нередко говорят о том, что современные люди, особенно молодые, благодаря Интернету читают гораздо больше, чем прежде, только читают не то, что раньше, — не художественную литературу, а блоги, посты в соцсетях, а также нонфикшн. И в сумме всё это дает гораздо больше прочитанных слов, чем в эпоху до Интернета. Но это воспринимается как очень слабое утешение, поскольку культурными кодами такое чтение не помечено, а потому незначимо. По-прежнему чтение для общественного сознания — это чтение литературы художественной, причем далеко не всякой. Но таких относительно утешительных высказываний немного, а в большинстве случаев повторяются идеи о том, что снижение интереса к чтению — это путь к духовно-нравственной катастрофе или катастрофа уже наступившая.

Очень много пишут о том, что виновником этой беды, культурной деградации, является современная школа, которая формирует не читателей, а потребителей, что ей не удается привить школьникам интерес к самому святому в русской культуре — русской классике, — хотя она обязана это делать. Школьники и выпускники школ вместо Толстого и Достоевского читают всякую ерунду вроде фэнтези или вообще не читают. И пусть читать классику тяжело, зато дети приникают к чистому источнику великого пушкинского языка; знакомясь с метаниями героев Достоевского, они понимают жизнь и человеческую душу так глубоко, как им не удалось бы это сделать никакими иными способами, и пр., и пр. И не важно, что для современных школьников язык русской классики во многом непонятен — все-таки за 200 лет язык сильно изменился, — пусть пользуются словарями, расширяют свой лексикон. И не важно, что современные пятнадцатилетние в большинстве своем не способны проникнуть в такие глубины, как не могли и их ровесники в прежние времена. Всё это не важно, поскольку речь идет не просто о чтении, а о символической коммуникации с базовыми основами русской культуры, или, как это принято говорить, культурными кодами. А сами эти единые коды формируются за счет того, что школьная программа едина, а потому все эти произведения прочитаны всеми школьниками, то есть всеми жителями страны. Всё было бы хорошо, только вот не читают школьники эти произведения, а если читают, то в большинстве случаев плохо понимают. И что с этим делать? Лучше преподавать, — предлагают сторонники сохранения культурных кодов и русской классики как основного их носителя.

Читать дальше







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Егорова Галина Ивановна 25 октября 2012
М.б. автор статьи об этом не знает? :)

happybookyear.ru 24 октября 2012
Кстати, а тема Пикассо почему не раскрыта? На русском же выходила книга его пьес =)

Светлана 10 февраля 2012
Сложное это дело составить один список литературы для всех. Люди такие разные, по интересам, по убеждениям, по уровню развития, да-да и по IQ тоже. В Америке есть понятие на какой уровень расчитано данное чтение – большинство американских газет рассчитаны на 5-6классников. Я думаю в списке должны быть произведения легкие для прочтения, но которые чему-либо учили… А самое адекватное список для прочтения школьниками … (они все-таки по-ровнее, чем народонаселение в целом.)

Егорова Галина Ивановна 06 ноября 2011
Интересно, а над чем прикалывался парнишка - над тем, что одноклассник В БИБЛИОТЕКУ пошёл или над тем, что В ДЕТСКУЮ?

Ольга 30 октября 2011
Правильная статья. Подростки, особенно читающие мальчишки, если они не лидеры в коллективе стесняются сверстников. Приведу случай из собственной практики: У входа в библиотеку нервно прохаживается парнишка с мобильником. Я тихонько стою в стороне, наблюдаю.Явно кого-то ждет из библиотеки.Послышались шаги по лестнице, мобильник включается в режим видеокамеры.Когда в дверях появился его одноклассник, он со смехом перевел камеру с вывески "Детская библиотека" на приятеля со смехом : "Вот выложу в Интернет, что ты еще книжки читаешь в библиотеке, вот умора будет!!!" Надо было видеть лицо парнишки, покрасневшего до ушей. В библиотеку он больше не приходил.