НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
13
октября
2017
II Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению 6-7 октября 2017 года в Российской государственной детской библиотеке при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоялся II Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению
10
октября
2017
Всероссийская научно-практическая конференция «Чтение в системе ценностей современного общества» 4 октября 2017 года в рамках фестиваля национальной книги «Читающий мир» в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького состоялось открытие Всероссийской научно-практической конференции «Чтение в системе ценностей современного общества». Ее организаторами выступили: Правительство Рязанской области, министерство культуры и туризма Рязанской области, Российская национальная библиотека, Российская библиотечная ассоциация (Секция по чтению), Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького.
10
октября
2017
Как создать и развить инфраструктуру чтения Челябинской области? В рамках Межрегиональной выставки «Южноуральская книжная ярмарка – 2017» в Законодательном собрании Челябинской области прошел круглый стол «Создание инфраструктуры чтения в регионе через развитие государственно-частного партнерства».
29
сентября
2017
Проект «Большая книга – встречи в провинции» С 1 по 3 октября 2017 года г. Орел и Орловская область принимают проект «Большая книга – встречи в провинции». Эта просветительская акция организована Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
20
сентября
2017
Тульская область принимает проект «Большая книга – встречи в провинции» 27-29 сентября 2017 года г. Тула и Тульская область принимают проект «Большая книга – встречи в провинции». Эта просветительская акция организована Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека». 
23
августа
2017
Проект «Большая книга - встречи в провинции» продолжается Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям продолжают совместный проект «Большая книга - встречи в провинции». С 16 по 20 сентября 2017 года участниками этой просветительской литературной акции станут жители г. Владивостока и Приморского края – 33 региона в географии поездок проекта по России
10
августа
2017
Международная акция «Книжка на ладошке — 2017» Централизованная система детских библиотек Самары при поддержке Департамента культуры, туризма и молодежной политики Администрации городского округа проводит Международную акцию «Книжка на ладошке — 2017»
08
августа
2017
Всероссийский литературный фестиваль «Книжная яблоня» 13-15 сентября в Пскове состоится Всероссийский литературный фестиваль «Книжная яблоня». Организаторами фестиваля выступают Всероссийский культурно-просветительский проект «Живые Лица: Навигатор по современной отечественной детской литературе», издательство для детей и юношества «БерИнгА» (г. Москва) и МАУК «ЦБС» г. Пскова.
27
июля
2017
«Книжная эстафета солнечного лета» вместе с псковским КИБО Участниками встреч в рамках программы летнего чтения КИБО стали 83 ребенка, из них 29 – жители деревень постоянных маршрутов КИБО, а 54 человека – учащиеся городских школьных лагерей.
14
июля
2017
Итоги веб-марафона «Пушкин без границ» Государственное бюджетное учреждение культуры «Псковская областная универсальная научная библиотека» благодарит всех соавторов и участников международного Открытого творческого веб-марафона памяти А. С. Пушкина «Пушкин без границ». Всем вместе нам удалось сформировать достойный великого русского поэта ресурс, в котором каждый нашел для себя либо опыт видения личности и творчества поэта с другого ракурса, либо возможность самовыразиться, сказав «свое» слово о Пушкине.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

СМИ О ЧТЕНИИ

19
мая
2016

Устаревшая ценность

В нашей стране, которую еще не так давно с гордостью называли «самой читающей в мире», снижение интереса к чтению, читательской активности воспринимается драматически, особенно когда речь идет о молодежи. Не важно, была ли страна действительно самой читающей — никто это не измерял, — но на символическом уровне это воспринималось как торжество русской культуры. Такие представления активно поддерживались советским государством, так как характеризовали торжество социалистического строя и образа жизни в сфере духовной. Эти нормы задавались авторитетным в то время социальным слоем — интеллигенцией, для которой литературная основа отечественной культуры была безусловной. Но уже в начале 1990-х годов ситуация начала очень быстро меняться, что проницательно подметили и описали социологи Лев Гудков и Борис Дубин в книге «Интеллигенция: заметки о литературно-политических иллюзиях»1. Они показали, что потеря интеллигенцией своей авторитетной для социума и задающей нормы роли неизбежно сказывается и на положении с книгой и чтением в стране.

Было бы неправильно утверждать, что в новых условиях чтение утратило ценность в нашем обществе; она остается высокой, во многом благодаря работе такого института, как школа. Но вот к категории сверхценного чтение уже не относится, и это воспринимается очень болезненно. Весьма редко приходится сталкиваться с мнением, что это процесс закономерный, естественный. Даже те, кто объясняет снижение интереса к чтению ростом конкуренции со стороны других видов досуговой деятельности, не говоря уже об Интернете и соцсетях, по-прежнему уверены, что чтение лучше, полезнее, важнее и нужнее всего остального. В качестве утешения или самоутешения нередко говорят о том, что современные люди, особенно молодые, благодаря Интернету читают гораздо больше, чем прежде, только читают не то, что раньше, — не художественную литературу, а блоги, посты в соцсетях, а также нонфикшн. И в сумме всё это дает гораздо больше прочитанных слов, чем в эпоху до Интернета. Но это воспринимается как очень слабое утешение, поскольку культурными кодами такое чтение не помечено, а потому незначимо. По-прежнему чтение для общественного сознания — это чтение литературы художественной, причем далеко не всякой. Но таких относительно утешительных высказываний немного, а в большинстве случаев повторяются идеи о том, что снижение интереса к чтению — это путь к духовно-нравственной катастрофе или катастрофа уже наступившая.

Очень много пишут о том, что виновником этой беды, культурной деградации, является современная школа, которая формирует не читателей, а потребителей, что ей не удается привить школьникам интерес к самому святому в русской культуре — русской классике, — хотя она обязана это делать. Школьники и выпускники школ вместо Толстого и Достоевского читают всякую ерунду вроде фэнтези или вообще не читают. И пусть читать классику тяжело, зато дети приникают к чистому источнику великого пушкинского языка; знакомясь с метаниями героев Достоевского, они понимают жизнь и человеческую душу так глубоко, как им не удалось бы это сделать никакими иными способами, и пр., и пр. И не важно, что для современных школьников язык русской классики во многом непонятен — все-таки за 200 лет язык сильно изменился, — пусть пользуются словарями, расширяют свой лексикон. И не важно, что современные пятнадцатилетние в большинстве своем не способны проникнуть в такие глубины, как не могли и их ровесники в прежние времена. Всё это не важно, поскольку речь идет не просто о чтении, а о символической коммуникации с базовыми основами русской культуры, или, как это принято говорить, культурными кодами. А сами эти единые коды формируются за счет того, что школьная программа едина, а потому все эти произведения прочитаны всеми школьниками, то есть всеми жителями страны. Всё было бы хорошо, только вот не читают школьники эти произведения, а если читают, то в большинстве случаев плохо понимают. И что с этим делать? Лучше преподавать, — предлагают сторонники сохранения культурных кодов и русской классики как основного их носителя.

Читать дальше







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Егорова Галина Ивановна 25 октября 2012
М.б. автор статьи об этом не знает? :)

happybookyear.ru 24 октября 2012
Кстати, а тема Пикассо почему не раскрыта? На русском же выходила книга его пьес =)

Светлана 10 февраля 2012
Сложное это дело составить один список литературы для всех. Люди такие разные, по интересам, по убеждениям, по уровню развития, да-да и по IQ тоже. В Америке есть понятие на какой уровень расчитано данное чтение – большинство американских газет рассчитаны на 5-6классников. Я думаю в списке должны быть произведения легкие для прочтения, но которые чему-либо учили… А самое адекватное список для прочтения школьниками … (они все-таки по-ровнее, чем народонаселение в целом.)

Егорова Галина Ивановна 06 ноября 2011
Интересно, а над чем прикалывался парнишка - над тем, что одноклассник В БИБЛИОТЕКУ пошёл или над тем, что В ДЕТСКУЮ?

Ольга 30 октября 2011
Правильная статья. Подростки, особенно читающие мальчишки, если они не лидеры в коллективе стесняются сверстников. Приведу случай из собственной практики: У входа в библиотеку нервно прохаживается парнишка с мобильником. Я тихонько стою в стороне, наблюдаю.Явно кого-то ждет из библиотеки.Послышались шаги по лестнице, мобильник включается в режим видеокамеры.Когда в дверях появился его одноклассник, он со смехом перевел камеру с вывески "Детская библиотека" на приятеля со смехом : "Вот выложу в Интернет, что ты еще книжки читаешь в библиотеке, вот умора будет!!!" Надо было видеть лицо парнишки, покрасневшего до ушей. В библиотеку он больше не приходил.