НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
25
июля
2018
Всероссийский конкурс на лучший просветительский проект «Читаем Солженицына» Продолжается приём работ на Всероссийский конкурс на лучший просветительский проект «Читаем Солженицына», направленный на популяризацию наследия писателя и выявление лучших просветительских проектов, разработанных на основе его творчества. 
15
мая
2018
Итоги всероссийского конкурса на лучший просветительский проект «Актуальная классика: от Пушкина до Чехова» Подведены итоги всероссийского конкурса на лучший просветительский проект «Актуальная классика: от Пушкина до Чехова»
14
мая
2018
Межрегиональная акция «Безграничное чтение» Централизованная библиотечная система г. Пскова объявляет о проведении Межрегиональной акции «Безграничное чтение», которая пройдет 23-24 июля 2018 года. Акция «Безграничное чтение» приурочена к празднованию Дня города Пскова и пройдет в рамках подготовки к Международным Ганзейским дням 2019 года, которые пройдут в Пскове.
07
мая
2018
XII Международный Чеховский книжный фестиваль 11-13 мая 2018 года в Таганроге при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям состоится XII Чеховский книжный фестиваль. 
12
марта
2018
Стартовал новый сезон премии «Просветитель» 12 марта стартует новый одиннадцатый сезон премии «Просветитель», которая ежегодно вручается за лучшую научно-популярную книгу на русском языке.
12
марта
2018
«Всероссийская школьная летопись» Первые тома «Всероссийской школьной летописи» станут доступны каждому читателю. 13 марта в 13:00 в Российской Государственной Детской Библиотеке начнется отсчет хроники сегодняшнего поколения. В этот день авторы проекта «Всероссийской Школьной Летописи» передадут в Книжную палату
01
марта
2018
Названы финалисты Национальной литературной премии имени Распутина Первую национальную литературную премию имени Валентина Распутина вручат 15 марта 2018 года в Иркутске.
19
февраля
2018
Неделя детской и юношеской книги - 2018 в Псковe Ежегодно в последние дни марта проводится Всероссийская Неделя детской и юношеской книги. Централизованная библиотечная система г. Пскова при поддержке Управления культуры Администрации г. Пскова для юных читателей псковичей и их родителей подготовила насыщенную программу.
26
декабря
2017
В Пскове пройдет Международный книжный форум «Русский Запад» 17-19 апреля 2018 года в Пскове на базе областной универсальной научной библиотеки пройдет традиционный XV Международный книжный форум «Русский Запад».
07
декабря
2017
Творческая встреча с Еленой Чижовой 29 ноября в читальном зале Дворца книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина в рамках Литературного фестиваля одной буквы «Ё» состоялась творческая встреча с лауреатом премии «Русский букер», автором популярных произведений «Время женщин», «Полукровка», «Лавра», «Терракотовая старуха», «Китаист» Еленой Чижовой.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

СМИ О ЧТЕНИИ

19
мая
2016

Устаревшая ценность

В нашей стране, которую еще не так давно с гордостью называли «самой читающей в мире», снижение интереса к чтению, читательской активности воспринимается драматически, особенно когда речь идет о молодежи. Не важно, была ли страна действительно самой читающей — никто это не измерял, — но на символическом уровне это воспринималось как торжество русской культуры. Такие представления активно поддерживались советским государством, так как характеризовали торжество социалистического строя и образа жизни в сфере духовной. Эти нормы задавались авторитетным в то время социальным слоем — интеллигенцией, для которой литературная основа отечественной культуры была безусловной. Но уже в начале 1990-х годов ситуация начала очень быстро меняться, что проницательно подметили и описали социологи Лев Гудков и Борис Дубин в книге «Интеллигенция: заметки о литературно-политических иллюзиях»1. Они показали, что потеря интеллигенцией своей авторитетной для социума и задающей нормы роли неизбежно сказывается и на положении с книгой и чтением в стране.

Было бы неправильно утверждать, что в новых условиях чтение утратило ценность в нашем обществе; она остается высокой, во многом благодаря работе такого института, как школа. Но вот к категории сверхценного чтение уже не относится, и это воспринимается очень болезненно. Весьма редко приходится сталкиваться с мнением, что это процесс закономерный, естественный. Даже те, кто объясняет снижение интереса к чтению ростом конкуренции со стороны других видов досуговой деятельности, не говоря уже об Интернете и соцсетях, по-прежнему уверены, что чтение лучше, полезнее, важнее и нужнее всего остального. В качестве утешения или самоутешения нередко говорят о том, что современные люди, особенно молодые, благодаря Интернету читают гораздо больше, чем прежде, только читают не то, что раньше, — не художественную литературу, а блоги, посты в соцсетях, а также нонфикшн. И в сумме всё это дает гораздо больше прочитанных слов, чем в эпоху до Интернета. Но это воспринимается как очень слабое утешение, поскольку культурными кодами такое чтение не помечено, а потому незначимо. По-прежнему чтение для общественного сознания — это чтение литературы художественной, причем далеко не всякой. Но таких относительно утешительных высказываний немного, а в большинстве случаев повторяются идеи о том, что снижение интереса к чтению — это путь к духовно-нравственной катастрофе или катастрофа уже наступившая.

Очень много пишут о том, что виновником этой беды, культурной деградации, является современная школа, которая формирует не читателей, а потребителей, что ей не удается привить школьникам интерес к самому святому в русской культуре — русской классике, — хотя она обязана это делать. Школьники и выпускники школ вместо Толстого и Достоевского читают всякую ерунду вроде фэнтези или вообще не читают. И пусть читать классику тяжело, зато дети приникают к чистому источнику великого пушкинского языка; знакомясь с метаниями героев Достоевского, они понимают жизнь и человеческую душу так глубоко, как им не удалось бы это сделать никакими иными способами, и пр., и пр. И не важно, что для современных школьников язык русской классики во многом непонятен — все-таки за 200 лет язык сильно изменился, — пусть пользуются словарями, расширяют свой лексикон. И не важно, что современные пятнадцатилетние в большинстве своем не способны проникнуть в такие глубины, как не могли и их ровесники в прежние времена. Всё это не важно, поскольку речь идет не просто о чтении, а о символической коммуникации с базовыми основами русской культуры, или, как это принято говорить, культурными кодами. А сами эти единые коды формируются за счет того, что школьная программа едина, а потому все эти произведения прочитаны всеми школьниками, то есть всеми жителями страны. Всё было бы хорошо, только вот не читают школьники эти произведения, а если читают, то в большинстве случаев плохо понимают. И что с этим делать? Лучше преподавать, — предлагают сторонники сохранения культурных кодов и русской классики как основного их носителя.

Читать дальше







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Егорова Галина Ивановна 25 октября 2012
М.б. автор статьи об этом не знает? :)

happybookyear.ru 24 октября 2012
Кстати, а тема Пикассо почему не раскрыта? На русском же выходила книга его пьес =)

Светлана 10 февраля 2012
Сложное это дело составить один список литературы для всех. Люди такие разные, по интересам, по убеждениям, по уровню развития, да-да и по IQ тоже. В Америке есть понятие на какой уровень расчитано данное чтение – большинство американских газет рассчитаны на 5-6классников. Я думаю в списке должны быть произведения легкие для прочтения, но которые чему-либо учили… А самое адекватное список для прочтения школьниками … (они все-таки по-ровнее, чем народонаселение в целом.)

Егорова Галина Ивановна 06 ноября 2011
Интересно, а над чем прикалывался парнишка - над тем, что одноклассник В БИБЛИОТЕКУ пошёл или над тем, что В ДЕТСКУЮ?

Ольга 30 октября 2011
Правильная статья. Подростки, особенно читающие мальчишки, если они не лидеры в коллективе стесняются сверстников. Приведу случай из собственной практики: У входа в библиотеку нервно прохаживается парнишка с мобильником. Я тихонько стою в стороне, наблюдаю.Явно кого-то ждет из библиотеки.Послышались шаги по лестнице, мобильник включается в режим видеокамеры.Когда в дверях появился его одноклассник, он со смехом перевел камеру с вывески "Детская библиотека" на приятеля со смехом : "Вот выложу в Интернет, что ты еще книжки читаешь в библиотеке, вот умора будет!!!" Надо было видеть лицо парнишки, покрасневшего до ушей. В библиотеку он больше не приходил.