НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
23
августа
2017
Проект «Большая книга - встречи в провинции» продолжается Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям продолжают совместный проект «Большая книга - встречи в провинции». С 16 по 20 сентября 2017 года участниками этой просветительской литературной акции станут жители г. Владивостока и Приморского края – 33 региона в географии поездок проекта по России
10
августа
2017
Международная акция «Книжка на ладошке — 2017» Централизованная система детских библиотек Самары при поддержке Департамента культуры, туризма и молодежной политики Администрации городского округа проводит Международную акцию «Книжка на ладошке — 2017»
08
августа
2017
Всероссийский литературный фестиваль «Книжная яблоня» 13-15 сентября в Пскове состоится Всероссийский литературный фестиваль «Книжная яблоня». Организаторами фестиваля выступают Всероссийский культурно-просветительский проект «Живые Лица: Навигатор по современной отечественной детской литературе», издательство для детей и юношества «БерИнгА» (г. Москва) и МАУК «ЦБС» г. Пскова.
27
июля
2017
«Книжная эстафета солнечного лета» вместе с псковским КИБО Участниками встреч в рамках программы летнего чтения КИБО стали 83 ребенка, из них 29 – жители деревень постоянных маршрутов КИБО, а 54 человека – учащиеся городских школьных лагерей.
14
июля
2017
Итоги веб-марафона «Пушкин без границ» Государственное бюджетное учреждение культуры «Псковская областная универсальная научная библиотека» благодарит всех соавторов и участников международного Открытого творческого веб-марафона памяти А. С. Пушкина «Пушкин без границ». Всем вместе нам удалось сформировать достойный великого русского поэта ресурс, в котором каждый нашел для себя либо опыт видения личности и творчества поэта с другого ракурса, либо возможность самовыразиться, сказав «свое» слово о Пушкине.
07
июля
2017
День Достоевского в Челябинске 4 июля 2017 года в открытой площадке перед Челябинской областной универсальной научной библиотекой впервые состоялся «День Достоевского» — городской праздник, который появился 8 лет назад в Санкт-Петербурге благодаря инициативе Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, а теперь был организован для жителей Челябинска. 
03
июля
2017
Псковская областная библиотека подвела итоги работы за первый месяц летних каникул В июне 2017 года Псковская областная универсальная научная библиотека в помощь педагогам летних школьных лагерей города Пскова организовала и провела цикл мероприятий «Летнее чтение. Сезон 5». За это время прошли 31 мероприятие, их посетили 884 человека.
25
июня
2017
В Вологде стартовала экологическая викторина Межрегиональная интернет - викторина «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу!» стартовала на сайте Юношеского центра Вологодской областной универсальной научной библиотеки.
22
июня
2017
Пассажиры поездов РЖД могут слушать аудиокниги в пути «Федеральная пассажирская компания» и издательская группа «Эксмо-АСТ» запустили культурно-просветительский проект «Библиотека путешественника». Об этом сообщается на официальном сайте РЖД.
10
июня
2017
Книжный фестиваль «Красная площадь» завершился Главный книжный фестиваль страны в третий раз прошел у стен Московского Кремля с 3 по 6 июня 2017 года. И стал самым масштабным за всю его историю.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

СМИ О ЧТЕНИИ

22
декабря
2015

Повод для гордости: как читают в современной России

Фото REUTERS / Shannon Stapleton

Новые технологии радикально изменили ситуацию с чтением, особенно в провинции

В советское время существовал очень устойчивый миф о том, что Советский Союз —  самая читающая страна в мире. Эта формула с конца 1960-х гг. регулярно появлялась как в газетных статьях, так и в официальных отчетах о количестве читателей советских библиотек. В какой-то момент представление о самой читающей стране мира стало некоторой данностью, поводом для общей гордости; подразумевалось, что все советские люди так много читают, что многие книги становятся дефицитным товаром.

Став одним из самых устойчивых клише советской пропаганды, утверждение о «самой читающей стране в мире» впервые было поставлено под сомнение в годы перестройки, когда с легкой руки критика Владимира Новикова родился иронический каламбур «самая читающая Пикуля страна в мире». А в постсоветские годы это утверждение стало предметом ожесточенных споров о состоянии российской культуры.

В социальных науках часто используется термин «моральная паника», обозначающий преувеличенную и экспрессивную общественную реакцию по поводу сложившихся стереотипов, которые становятся поводом для массовых переживаний и тревог. Так вот представление о том, что в постсоветское время россияне стали мало читать, и что чтение перестало играть важную роль в их жизни — это типичная моральная паника, которая находит отражение и в публицистических статьях, и в эмоциональных выступлениях отдельных политических деятелей.

Очевидно, что за последние два десятилетия повседневные практики, связанные с чтением, очень сильно изменились.

Однако серьезных научных исследований, направленных на то, чтобы понять происходящее в этой области, было явно недостаточно. Проблема заключалась еще и в том, что основными источниками информации о том, больше или меньше читают современные россияне, как правило, становились результаты социологических опросов, данные которых на самом деле, если посмотреть статистику за несколько лет, очень противоречивы. Все крупные социологические службы России регулярно проводят опросы про чтение, однако их результаты плохо соотносятся друг с другом. Можно предположить, что предлагаемые респондентам формулировки вопросов, зачастую имеют слишком общий характер, а иногда могут быть неоднозначно истолкованы.

Рассмотреть современную ситуацию с чтением на более глубоком уровне позволяют антропологические исследования, во время которых используются так называемые качественные методы исследования — глубинные интервью и фокус-группы. Два года назад при поддержке государственного гранта Открытого конкурса «Проблемы развития современного общества» мы с коллегами проводили масштабное исследование, посвященное изучению читательских практик жителей населенных пунктов разного размера: от рабочего поселка до мегаполиса.

Что нам удалось понять? С одной стороны, оказалось, что если учитывать не только бумажные книги, но и тексты в интернете, то читать стали не меньше, а больше. Впрочем, если брать исключительно чтение художественной литературы, то тут, действительно, имеет место определенное снижение читательской активности. При этом мало кто заметил, что новые форматы технических приспособлений для чтения совершили революцию, причем наиболее радикально ситуация с чтением изменилась не в столицах, а в провинции.  

Дело в том, что одной из глобальных проблем читателей из сел и деревень, как в советское, так и в постсоветское время, было отсутствие доступа к книгам, очень ограниченный выбор. То есть фактически в их распоряжении была лишь сельская библиотека, которая худо-бедно комплектовалась в советское время. А в постсоветское время денег на закупки хватало, условно говоря, только на Дарью Донцову. Из-за этого любители чтения в провинции оказывались в очень сложной ситуации, когда интересующие их книги было очень сложно искать и добывать. В этих условиях огромное значение приобрел книгообмен: при многих библиотеках формировались неофициальные клубы любителей чтения, обладатели домашних библиотек давали книги «почитать» знакомым и родственникам.

Когда появился интернет и электронные книги, крохотное окошечко, через которое с большим трудом можно было получать книги, безгранично расширилось; каждый книголюб, имеющий доступ к интернету, потенциально может теперь добыть почти любую интересующую его книгу, а не только то, что есть в библиотеке или в районном книжном магазине.

Книгообмен теряет прежнее значение, каждый может читать то, что хочет, правда, не всегда легально.

И самыми активными пользователями электронных книг оказываются не жители крупных городов, где неплохой выбор литературы есть в книжных магазинах, а провинциалы.

Исследование показало, что чтение в жизни наших сограждан играет очень большую символическую роль. Например, было выявлено устойчивое представление о том, что книги нельзя выкидывать и уничтожать, что можно интерпретировать как сакрализацию книг. Из-за негласного табу на выбрасывание или уничтожение книг многие сталкиваются с тем, что хотят избавиться от части своей библиотеки, но не знают, как это сделать. Выходы в этой ситуации бывают разные: одни люди оставляют ненужные книги в подъезде или в ближайшей библиотеке, а другие относят их в гараж и ждут, пока они немного подгниют — считается, что испорченную книгу выкидывать можно.

Когда мы изучали, чтение каких книг считается престижным и значимым занятием, то выяснилось, что иерархия восприятия литературы формируется почти исключительно в школе. Во всех типах населенных пунктов наивысшее значение в этой ценностной иерархии играет классика, причем, прежде всего, классическая русская литература, которую называют наиболее ценной все — и те, кто читает много, и те, кто читает мало.

Любопытно, что при этом чтение классической литературы воспринимается не как удовольствие, а как сложный труд.

В этом смысле показательно, что одной из наиболее часто называемых «самых ценных книг» стала «Война и мир». При этом больше половины опрошенных говорили о том, что сами они прочитали этот роман с трудом, а то и не смогли дочитать. Чтение классики воспринимается как сложное, но полезное и важное занятие.

Россияне высоко оценивают классику, однако читать предпочитают жанровую литературу (детективы, фэнтези, фантастику). При том, что эти книги не воспринимаются как ценные, это чтение для развлечения. Одновременно любимыми и ценными в художественном отношении до сих пор остаются культовые книги, получившие популярность у советской интеллигенции в 1970-1980-е годы. Абсолютным лидером в этом отношении оказывается роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, который обрел «народную славу» в годы перестройки, а также классики зарубежной литературы XX века: Маркес, Ремарк.

Для того чтобы прослыть самым искушенным читателям, как показали наши исследования, не столь важно чтение последних интеллектуальных новинок (например, книг лауреатов Букеровской премии). У тех людей, которые претендует на то, чтобы быть читателями высшего уровня, самым высоким статусом обладает классическая зарубежная литература. То есть если ты хочешь показать, что ты продвинутый читатель, то высший пилотаж — это, например, сказать, что ты читаешь «Фауста» Гете или редкую пьесу Шекспира. Это чтение воспринимается как очень сложное, но зато и самое престижное. 

Источник:  Forbes 18.12.2015








Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Егорова Галина Ивановна 25 октября 2012
М.б. автор статьи об этом не знает? :)

happybookyear.ru 24 октября 2012
Кстати, а тема Пикассо почему не раскрыта? На русском же выходила книга его пьес =)

Светлана 10 февраля 2012
Сложное это дело составить один список литературы для всех. Люди такие разные, по интересам, по убеждениям, по уровню развития, да-да и по IQ тоже. В Америке есть понятие на какой уровень расчитано данное чтение – большинство американских газет рассчитаны на 5-6классников. Я думаю в списке должны быть произведения легкие для прочтения, но которые чему-либо учили… А самое адекватное список для прочтения школьниками … (они все-таки по-ровнее, чем народонаселение в целом.)

Егорова Галина Ивановна 06 ноября 2011
Интересно, а над чем прикалывался парнишка - над тем, что одноклассник В БИБЛИОТЕКУ пошёл или над тем, что В ДЕТСКУЮ?

Ольга 30 октября 2011
Правильная статья. Подростки, особенно читающие мальчишки, если они не лидеры в коллективе стесняются сверстников. Приведу случай из собственной практики: У входа в библиотеку нервно прохаживается парнишка с мобильником. Я тихонько стою в стороне, наблюдаю.Явно кого-то ждет из библиотеки.Послышались шаги по лестнице, мобильник включается в режим видеокамеры.Когда в дверях появился его одноклассник, он со смехом перевел камеру с вывески "Детская библиотека" на приятеля со смехом : "Вот выложу в Интернет, что ты еще книжки читаешь в библиотеке, вот умора будет!!!" Надо было видеть лицо парнишки, покрасневшего до ушей. В библиотеку он больше не приходил.