НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
07
декабря
2017
Творческая встреча с Еленой Чижовой 29 ноября в читальном зале Дворца книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина в рамках Литературного фестиваля одной буквы «Ё» состоялась творческая встреча с лауреатом премии «Русский букер», автором популярных произведений «Время женщин», «Полукровка», «Лавра», «Терракотовая старуха», «Китаист» Еленой Чижовой.
06
декабря
2017
Читать или не читать? Cвежий опрос ВЦИОМ зафиксировал значительный рост числа книголюбов в России. Этот рост происходит на фоне снижения покупок бумажных книг и роста электронных.
05
декабря
2017
На XVII Городском форуме печати назвали лучшие книжные магазины Москвы 30 ноября в рамках XVII Городского форума печати были объявлены лучшие столичные книжные магазины – победители конкурса «Лучший книжный магазин Москвы – 2017», традиционно проводимого Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы.
15
ноября
2017
Круглый стол по проблемам чтения РАО «Привлечение к чтению: история, теория, практики» 9 ноября 2017 года в Российской государственной детской библиотеке при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям состоялся постоянный Круглый стол по проблемам чтения РАО «Привлечение к чтению: история, теория, практики». 
31
октября
2017
Самый читающий регион - Санкт-Петербург 27 октября 2017 года Российский книжный союз подвел итоги III Всероссийского конкурса «Самый читающий регион», который был организован при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 
31
октября
2017
Круглый стол, посвященный продвижению чтения среди молодежи 27 октября 2017 года, в рамках IV Международного интеллектуального форума «Чтение на Евразийском перекрёстке», в Челябинской областной универсальной научной библиотеке прошел Круглый стол о продвижении чтения среди молодежи, организаторами которого выступили Министерство культуры Челябинской области и Челябинский государственный институт культуры при поддержке Российской библиотечной ассоциации, Русской школьной библиотечной ассоциации и областных библиотек Челябинской области.
23
октября
2017
Владимирская область встречает проект «Большая книга – встречи в провинции» 26-27 октября 2017 года во Владимире и Владимирской области пройдут заключительные в этом году встречи  в рамках проекта «Большая книга – встречи в провинции».  
19
октября
2017
IX Пермский краевой форум книги «Книга. Чтение. Социум» 13–14 октября 2017 года в Лысьве (Пермский край) состоялся IX Пермский краевой форум книги «Книга. Чтение. Социум», организаторами которого выступили Министерство культуры Пермского края, Пермская государственная ордена "Знак Почёта" краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького, администрация Лысьвенского городского округа, Лысьвенская библиотечная система.
18
октября
2017
IV Всероссийский фестиваль детской книги 28-30 октября в Российской государственной детской библиотеке  (Калужская пл., д. 1) состоится IV Всероссийский фестиваль детской книги.
13
октября
2017
II Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению 6-7 октября 2017 года в Российской государственной детской библиотеке при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоялся II Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

СМИ О ЧТЕНИИ

22
декабря
2015

Повод для гордости: как читают в современной России

Фото REUTERS / Shannon Stapleton

Новые технологии радикально изменили ситуацию с чтением, особенно в провинции

В советское время существовал очень устойчивый миф о том, что Советский Союз —  самая читающая страна в мире. Эта формула с конца 1960-х гг. регулярно появлялась как в газетных статьях, так и в официальных отчетах о количестве читателей советских библиотек. В какой-то момент представление о самой читающей стране мира стало некоторой данностью, поводом для общей гордости; подразумевалось, что все советские люди так много читают, что многие книги становятся дефицитным товаром.

Став одним из самых устойчивых клише советской пропаганды, утверждение о «самой читающей стране в мире» впервые было поставлено под сомнение в годы перестройки, когда с легкой руки критика Владимира Новикова родился иронический каламбур «самая читающая Пикуля страна в мире». А в постсоветские годы это утверждение стало предметом ожесточенных споров о состоянии российской культуры.

В социальных науках часто используется термин «моральная паника», обозначающий преувеличенную и экспрессивную общественную реакцию по поводу сложившихся стереотипов, которые становятся поводом для массовых переживаний и тревог. Так вот представление о том, что в постсоветское время россияне стали мало читать, и что чтение перестало играть важную роль в их жизни — это типичная моральная паника, которая находит отражение и в публицистических статьях, и в эмоциональных выступлениях отдельных политических деятелей.

Очевидно, что за последние два десятилетия повседневные практики, связанные с чтением, очень сильно изменились.

Однако серьезных научных исследований, направленных на то, чтобы понять происходящее в этой области, было явно недостаточно. Проблема заключалась еще и в том, что основными источниками информации о том, больше или меньше читают современные россияне, как правило, становились результаты социологических опросов, данные которых на самом деле, если посмотреть статистику за несколько лет, очень противоречивы. Все крупные социологические службы России регулярно проводят опросы про чтение, однако их результаты плохо соотносятся друг с другом. Можно предположить, что предлагаемые респондентам формулировки вопросов, зачастую имеют слишком общий характер, а иногда могут быть неоднозначно истолкованы.

Рассмотреть современную ситуацию с чтением на более глубоком уровне позволяют антропологические исследования, во время которых используются так называемые качественные методы исследования — глубинные интервью и фокус-группы. Два года назад при поддержке государственного гранта Открытого конкурса «Проблемы развития современного общества» мы с коллегами проводили масштабное исследование, посвященное изучению читательских практик жителей населенных пунктов разного размера: от рабочего поселка до мегаполиса.

Что нам удалось понять? С одной стороны, оказалось, что если учитывать не только бумажные книги, но и тексты в интернете, то читать стали не меньше, а больше. Впрочем, если брать исключительно чтение художественной литературы, то тут, действительно, имеет место определенное снижение читательской активности. При этом мало кто заметил, что новые форматы технических приспособлений для чтения совершили революцию, причем наиболее радикально ситуация с чтением изменилась не в столицах, а в провинции.  

Дело в том, что одной из глобальных проблем читателей из сел и деревень, как в советское, так и в постсоветское время, было отсутствие доступа к книгам, очень ограниченный выбор. То есть фактически в их распоряжении была лишь сельская библиотека, которая худо-бедно комплектовалась в советское время. А в постсоветское время денег на закупки хватало, условно говоря, только на Дарью Донцову. Из-за этого любители чтения в провинции оказывались в очень сложной ситуации, когда интересующие их книги было очень сложно искать и добывать. В этих условиях огромное значение приобрел книгообмен: при многих библиотеках формировались неофициальные клубы любителей чтения, обладатели домашних библиотек давали книги «почитать» знакомым и родственникам.

Когда появился интернет и электронные книги, крохотное окошечко, через которое с большим трудом можно было получать книги, безгранично расширилось; каждый книголюб, имеющий доступ к интернету, потенциально может теперь добыть почти любую интересующую его книгу, а не только то, что есть в библиотеке или в районном книжном магазине.

Книгообмен теряет прежнее значение, каждый может читать то, что хочет, правда, не всегда легально.

И самыми активными пользователями электронных книг оказываются не жители крупных городов, где неплохой выбор литературы есть в книжных магазинах, а провинциалы.

Исследование показало, что чтение в жизни наших сограждан играет очень большую символическую роль. Например, было выявлено устойчивое представление о том, что книги нельзя выкидывать и уничтожать, что можно интерпретировать как сакрализацию книг. Из-за негласного табу на выбрасывание или уничтожение книг многие сталкиваются с тем, что хотят избавиться от части своей библиотеки, но не знают, как это сделать. Выходы в этой ситуации бывают разные: одни люди оставляют ненужные книги в подъезде или в ближайшей библиотеке, а другие относят их в гараж и ждут, пока они немного подгниют — считается, что испорченную книгу выкидывать можно.

Когда мы изучали, чтение каких книг считается престижным и значимым занятием, то выяснилось, что иерархия восприятия литературы формируется почти исключительно в школе. Во всех типах населенных пунктов наивысшее значение в этой ценностной иерархии играет классика, причем, прежде всего, классическая русская литература, которую называют наиболее ценной все — и те, кто читает много, и те, кто читает мало.

Любопытно, что при этом чтение классической литературы воспринимается не как удовольствие, а как сложный труд.

В этом смысле показательно, что одной из наиболее часто называемых «самых ценных книг» стала «Война и мир». При этом больше половины опрошенных говорили о том, что сами они прочитали этот роман с трудом, а то и не смогли дочитать. Чтение классики воспринимается как сложное, но полезное и важное занятие.

Россияне высоко оценивают классику, однако читать предпочитают жанровую литературу (детективы, фэнтези, фантастику). При том, что эти книги не воспринимаются как ценные, это чтение для развлечения. Одновременно любимыми и ценными в художественном отношении до сих пор остаются культовые книги, получившие популярность у советской интеллигенции в 1970-1980-е годы. Абсолютным лидером в этом отношении оказывается роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, который обрел «народную славу» в годы перестройки, а также классики зарубежной литературы XX века: Маркес, Ремарк.

Для того чтобы прослыть самым искушенным читателям, как показали наши исследования, не столь важно чтение последних интеллектуальных новинок (например, книг лауреатов Букеровской премии). У тех людей, которые претендует на то, чтобы быть читателями высшего уровня, самым высоким статусом обладает классическая зарубежная литература. То есть если ты хочешь показать, что ты продвинутый читатель, то высший пилотаж — это, например, сказать, что ты читаешь «Фауста» Гете или редкую пьесу Шекспира. Это чтение воспринимается как очень сложное, но зато и самое престижное. 

Источник:  Forbes 18.12.2015








Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Егорова Галина Ивановна 25 октября 2012
М.б. автор статьи об этом не знает? :)

happybookyear.ru 24 октября 2012
Кстати, а тема Пикассо почему не раскрыта? На русском же выходила книга его пьес =)

Светлана 10 февраля 2012
Сложное это дело составить один список литературы для всех. Люди такие разные, по интересам, по убеждениям, по уровню развития, да-да и по IQ тоже. В Америке есть понятие на какой уровень расчитано данное чтение – большинство американских газет рассчитаны на 5-6классников. Я думаю в списке должны быть произведения легкие для прочтения, но которые чему-либо учили… А самое адекватное список для прочтения школьниками … (они все-таки по-ровнее, чем народонаселение в целом.)

Егорова Галина Ивановна 06 ноября 2011
Интересно, а над чем прикалывался парнишка - над тем, что одноклассник В БИБЛИОТЕКУ пошёл или над тем, что В ДЕТСКУЮ?

Ольга 30 октября 2011
Правильная статья. Подростки, особенно читающие мальчишки, если они не лидеры в коллективе стесняются сверстников. Приведу случай из собственной практики: У входа в библиотеку нервно прохаживается парнишка с мобильником. Я тихонько стою в стороне, наблюдаю.Явно кого-то ждет из библиотеки.Послышались шаги по лестнице, мобильник включается в режим видеокамеры.Когда в дверях появился его одноклассник, он со смехом перевел камеру с вывески "Детская библиотека" на приятеля со смехом : "Вот выложу в Интернет, что ты еще книжки читаешь в библиотеке, вот умора будет!!!" Надо было видеть лицо парнишки, покрасневшего до ушей. В библиотеку он больше не приходил.