НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
25
июля
2018
Всероссийский конкурс на лучший просветительский проект «Читаем Солженицына» Продолжается приём работ на Всероссийский конкурс на лучший просветительский проект «Читаем Солженицына», направленный на популяризацию наследия писателя и выявление лучших просветительских проектов, разработанных на основе его творчества. 
15
мая
2018
Итоги всероссийского конкурса на лучший просветительский проект «Актуальная классика: от Пушкина до Чехова» Подведены итоги всероссийского конкурса на лучший просветительский проект «Актуальная классика: от Пушкина до Чехова»
14
мая
2018
Межрегиональная акция «Безграничное чтение» Централизованная библиотечная система г. Пскова объявляет о проведении Межрегиональной акции «Безграничное чтение», которая пройдет 23-24 июля 2018 года. Акция «Безграничное чтение» приурочена к празднованию Дня города Пскова и пройдет в рамках подготовки к Международным Ганзейским дням 2019 года, которые пройдут в Пскове.
07
мая
2018
XII Международный Чеховский книжный фестиваль 11-13 мая 2018 года в Таганроге при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям состоится XII Чеховский книжный фестиваль. 
12
марта
2018
Стартовал новый сезон премии «Просветитель» 12 марта стартует новый одиннадцатый сезон премии «Просветитель», которая ежегодно вручается за лучшую научно-популярную книгу на русском языке.
12
марта
2018
«Всероссийская школьная летопись» Первые тома «Всероссийской школьной летописи» станут доступны каждому читателю. 13 марта в 13:00 в Российской Государственной Детской Библиотеке начнется отсчет хроники сегодняшнего поколения. В этот день авторы проекта «Всероссийской Школьной Летописи» передадут в Книжную палату
01
марта
2018
Названы финалисты Национальной литературной премии имени Распутина Первую национальную литературную премию имени Валентина Распутина вручат 15 марта 2018 года в Иркутске.
19
февраля
2018
Неделя детской и юношеской книги - 2018 в Псковe Ежегодно в последние дни марта проводится Всероссийская Неделя детской и юношеской книги. Централизованная библиотечная система г. Пскова при поддержке Управления культуры Администрации г. Пскова для юных читателей псковичей и их родителей подготовила насыщенную программу.
26
декабря
2017
В Пскове пройдет Международный книжный форум «Русский Запад» 17-19 апреля 2018 года в Пскове на базе областной универсальной научной библиотеки пройдет традиционный XV Международный книжный форум «Русский Запад».
07
декабря
2017
Творческая встреча с Еленой Чижовой 29 ноября в читальном зале Дворца книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина в рамках Литературного фестиваля одной буквы «Ё» состоялась творческая встреча с лауреатом премии «Русский букер», автором популярных произведений «Время женщин», «Полукровка», «Лавра», «Терракотовая старуха», «Китаист» Еленой Чижовой.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

СМИ О ЧТЕНИИ

14
июня
2015

Можно ли вернуть любовь детей к чтению?

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

В последнее время мы реже слышим красивую и правильную речь из радиоприемников и с экранов телевизоров. Да и общаясь между собой, мы стали меньше обращаться к литературному языку: говорим короче, используем меньше слов, теряем образность речи. По сути, мы упростили нормы языкового общения. Почему это происходит?

Причин много.

На мой взгляд, в первую очередь, это большой объем информации, которую мы должны успеть воспринять и передать. По оценкам экспертов, за последние десять лет объем информации увеличился вдвое по сравнению с тем, который накопился за весь предыдущий период существования человечества. Появились новые средства быстрой, практически моментальной передачи сообщений (электронная почта, мобильные телефоны, смс, социальные сети). В результате люди перешли на телеграфный стиль общения.

Вторая причина – мы стали меньше читать.

Раньше чтение было одним из самых популярных способов развлечения, занятия свободного времени. Сейчас с книгой конкурируют интернет, телевидение, кино, компьютерные игры, социальные сети. Книга чаще всего ассоциируется с обучением. А обучение - это труд. Порой приходится прикладывать усилия, чтобы начать читать.

Тенденция снижения чтения характерна не только для России, она носит международный характер. При этом Россия по-прежнему относится к "читающим" странам. Например, согласно сопоставимым международным исследованиям, Россия находится в первых строчках рейтинга стран по уровню чтения, восприятия и анализа текста на родном языке в младших классах.

Да и внимания в школе к изучению языка и литературы мы уделяем больше, чем наши соседи. Например, на русский язык в школьной программе отведено 1480 часов. А русский язык и литературу вместе взятые изучают 2547 часов в течение 11 лет. Это примерно одна четвертая часть всего школьного курса! Это не только больше, чем изучение родного языка в других странах, но и больше чем в "советской" школе. Напомню, что раньше изучение русского языка завершалось в 9, а не в 11 классе, да и часов в неделю было меньше.

Тем не менее, наши дети читают меньше и говорят хуже, чем мы в их возрасте.

Что делать? Прежде всего - вернуть интерес к книге. И делать это современными, понятными для ребенка средствами. Педагоги отмечают, что эффективные способ пробудить интерес в ребенке - дать ему возможность выбирать. В случае с книгой – давать больше возможностей для выбора произведений, которые изучают в школе. Сейчас учитель ограничен списком литературы, которую в школе обязаны изучить. Этот список с небольшими вариациями остается неизменным еще с тех пор, как в школу ходили родители нынешних школьников. Хотя мир за это время сильно изменился, появилось очень много интересных писателей.

Думаю, здесь мы должны найти компромисс. С одной стороны, задать некие параметры тех произведений, которые должен знать каждый россиянин. И это будут лучшие образцы советской и русской литературы. С другой стороны, дать возможность выбора учителем и учеником изучать и другие произведения. Такой подход поддержали многие учителя когда мы обсуждали примерную программу по литературе. Примерная программа определяет перечень произведений, которые рекомендуется изучить как необходимые, также определяются параметры выбора произведений, которые целесообразно изучить, и определяются темы, по которым выбор произведений осуществляется самостоятельно учеником и учителем. Как это может выглядеть на практике? Школьнику предлагается изучить два обязательных произведения, например, «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», и выбрать еще, например, пять произведений Пушкина, посвященных любви к Родине и три произведения Лермонтова, посвященных теме патриотизма, а также прочитать любые произведения, о героях Отечественной войны 1812 года. Таким образом, ребенку предоставляется возможность самому найти то, что ему интересно. Это дополнительный момент повышения мотивации ребенка.

Кроме того, такой подход гарантирует достижение ребенком единых образовательных и личностных результатов.

Второе направление: использование современных образовательных технологий. Времена изменились, и дети уже другие. Использование интерактивных методов обучения, вовлечение детей в коллективную творческую работу, использование сетевых технологий и электронных учебников позволяют сделать обучение увлекательным процессом.

Необходимо активно поддерживать интерес ребенка к чтению и литературе привычными и понятными для него способами. Это может быть создание и поддержание социальных сообществ юных поэтов и писателей, проведение литературных интернет-конкурсов и олимпиад и многое другое. Это интересно нашим детям. На сайты молодых поэтов России приходится более миллиона ссылок в сети Интернет.

Повысило интерес к чтению и возвращение школьного сочинения. Мы провели анализ по итогам написания сочинения: интерес к книге среди школьников возрос. Может быть, это был в какой-то мере искусственный интерес. Пусть. Но ребята точно стали больше читать. Думаю, на фоне этого вынужденного интереса обязательно сформируется и интерес искренний, выработается привычка читать.

Задача взрослых, родителей, педагогов - объяснить ребенку, что читать не только интересно, но и очень полезно.

Например, ученые установили: когда человек читает и мысленно представляет себе литературных героев, обстоятельства, сюжеты, это способствует развитию его интеллекта и умению правильно вести себя в нестандартных ситуациях. А, значит, дает больше возможностей в жизни. По данным еще одного исследования, была выявлена интересная закономерность: те страны, где было развито чтение научно-фантастической литературы, имеют самую высокую долю ученых с мировым именем. Прочтение книг этого жанра формирует креативное мышление. В некоторых странах сейчас специально вводят курс чтения научной фантастики в школах!

Второе - если ребенок много читает, его не нужно "натаскивать" на знание правил русского языка – он и так будет правильно и грамотно писать, потому что у него формируется так называемая «врожденная грамотность». Он запоминает правильное написание слов, расположение знаков препинания. И так гораздо интереснее изучать русский язык, чем зазубривать сухие правила, которые много читающие люди не помнят, но при этом пишут грамотно и говорят красиво.

Безусловно, взрослые своим примером должны показывать детям, что чтение невероятно увлекательная и интересная форма досуга и развлечения. Почитайте вместе с ребенком свою любимую детскую книгу, обсудите героев, представьте себя на их месте, обменяйтесь впечатлениями, помечтайте. Уверена, что в следующий раз ребенок уже сам возьмет книгу в руки.

Источник: Комсомольская правда







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Егорова Галина Ивановна 25 октября 2012
М.б. автор статьи об этом не знает? :)

happybookyear.ru 24 октября 2012
Кстати, а тема Пикассо почему не раскрыта? На русском же выходила книга его пьес =)

Светлана 10 февраля 2012
Сложное это дело составить один список литературы для всех. Люди такие разные, по интересам, по убеждениям, по уровню развития, да-да и по IQ тоже. В Америке есть понятие на какой уровень расчитано данное чтение – большинство американских газет рассчитаны на 5-6классников. Я думаю в списке должны быть произведения легкие для прочтения, но которые чему-либо учили… А самое адекватное список для прочтения школьниками … (они все-таки по-ровнее, чем народонаселение в целом.)

Егорова Галина Ивановна 06 ноября 2011
Интересно, а над чем прикалывался парнишка - над тем, что одноклассник В БИБЛИОТЕКУ пошёл или над тем, что В ДЕТСКУЮ?

Ольга 30 октября 2011
Правильная статья. Подростки, особенно читающие мальчишки, если они не лидеры в коллективе стесняются сверстников. Приведу случай из собственной практики: У входа в библиотеку нервно прохаживается парнишка с мобильником. Я тихонько стою в стороне, наблюдаю.Явно кого-то ждет из библиотеки.Послышались шаги по лестнице, мобильник включается в режим видеокамеры.Когда в дверях появился его одноклассник, он со смехом перевел камеру с вывески "Детская библиотека" на приятеля со смехом : "Вот выложу в Интернет, что ты еще книжки читаешь в библиотеке, вот умора будет!!!" Надо было видеть лицо парнишки, покрасневшего до ушей. В библиотеку он больше не приходил.