НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
15
ноября
2017
Круглый стол по проблемам чтения РАО «Привлечение к чтению: история, теория, практики» 9 ноября 2017 года в Российской государственной детской библиотеке при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям состоялся постоянный Круглый стол по проблемам чтения РАО «Привлечение к чтению: история, теория, практики». 
31
октября
2017
Самый читающий регион - Санкт-Петербург 27 октября 2017 года Российский книжный союз подвел итоги III Всероссийского конкурса «Самый читающий регион», который был организован при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 
31
октября
2017
Круглый стол, посвященный продвижению чтения среди молодежи 27 октября 2017 года, в рамках IV Международного интеллектуального форума «Чтение на Евразийском перекрёстке», в Челябинской областной универсальной научной библиотеке прошел Круглый стол о продвижении чтения среди молодежи, организаторами которого выступили Министерство культуры Челябинской области и Челябинский государственный институт культуры при поддержке Российской библиотечной ассоциации, Русской школьной библиотечной ассоциации и областных библиотек Челябинской области.
23
октября
2017
Владимирская область встречает проект «Большая книга – встречи в провинции» 26-27 октября 2017 года во Владимире и Владимирской области пройдут заключительные в этом году встречи  в рамках проекта «Большая книга – встречи в провинции».  
19
октября
2017
IX Пермский краевой форум книги «Книга. Чтение. Социум» 13–14 октября 2017 года в Лысьве (Пермский край) состоялся IX Пермский краевой форум книги «Книга. Чтение. Социум», организаторами которого выступили Министерство культуры Пермского края, Пермская государственная ордена "Знак Почёта" краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького, администрация Лысьвенского городского округа, Лысьвенская библиотечная система.
18
октября
2017
IV Всероссийский фестиваль детской книги 28-30 октября в Российской государственной детской библиотеке  (Калужская пл., д. 1) состоится IV Всероссийский фестиваль детской книги.
13
октября
2017
II Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению 6-7 октября 2017 года в Российской государственной детской библиотеке при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоялся II Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению
10
октября
2017
Всероссийская научно-практическая конференция «Чтение в системе ценностей современного общества» 4 октября 2017 года в рамках фестиваля национальной книги «Читающий мир» в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького состоялось открытие Всероссийской научно-практической конференции «Чтение в системе ценностей современного общества». Ее организаторами выступили: Правительство Рязанской области, министерство культуры и туризма Рязанской области, Российская национальная библиотека, Российская библиотечная ассоциация (Секция по чтению), Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького.
10
октября
2017
Как создать и развить инфраструктуру чтения Челябинской области? В рамках Межрегиональной выставки «Южноуральская книжная ярмарка – 2017» в Законодательном собрании Челябинской области прошел круглый стол «Создание инфраструктуры чтения в регионе через развитие государственно-частного партнерства».
29
сентября
2017
Проект «Большая книга – встречи в провинции» С 1 по 3 октября 2017 года г. Орел и Орловская область принимают проект «Большая книга – встречи в провинции». Эта просветительская акция организована Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ПУБЛИКАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ

15
февраля
2007

Воспитание культуры чтения учащихся.

 Мир движется вперед,

 а каждый отдельный человек все начинает сызнова.

                                                                                          В. Гете

 

I.   Актуальность опыта

Сегодня в России, которую раньше считали самой читающей страной, назрел кризис чтения. Читающих людей становится все меньше и меньше, и причин тому множество.

Во-первых, наблюдается резкое ухудшение комплектования библиотек. Государство постепенно складывает с себя обязанность заботиться об обновлении и пополнении библиотек новой, нужной литературой, уповая на то, что библиотеки сами будут через спонсорскую помощь приобретать все необходимое для работы. Периодическое обращение к общественности во время проведения акций «Подари книгу школьной библиотеке» выглядит как последняя мера, совершенно не решающая данной проблемы. Мы благодарны всем людям, которые несут свои книги в библиотеку, но все-токи это бессистемное добавление книг на полки в библиотеки не меняет положения дел. В библиотеках катастрофически не хватает новых  книг по истории, психологии, философии; т.е., нужна свежая мысль, которая возникает в обществе и которую должна пропагандировать библиотека.

Во-вторых, библиотекам все сложнее конкурировать с другими источниками получения информации, главным из которых является телевидение,  наводненное малосодержательными, а иногда просто вредными для детей  программами, приучающими их к жестокости и насилию.   Очень часто вместо чтения дети предпочитают просмотр фильмов, и считают, что это совершенно равноценно. Пассивное проведение времени у телевизора приучает детей к  рассеянной, праздной манере проведения времени. Чтение же - это труд, и дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, чем  работают.

В-третьих, уходит традиция  семейного чтения. Даже если дома имеется много книг, это совсем не значит, что семья читающая. Совместное чтение и обсуждение книг в семье - явление очень редкое. На выбор детьми книг родители часто не обращают внимания, радуются, что они хоть что-то читают.

Чтение - самый распространенный  способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенно, охотно берется за любое дело и выполняет его без труда. Воспитать грамотного, знающего читателя - задача каждой  библиотеки и, в первую очередь, школьной.

II. Условия возникновения и становления опыта.

Библиотекарь не может заставить детей читать книги, для этого у него нет никаких рычагов. Но, может быть, этот минус на самом деле является плюсом. Парадокс заключается в сознании того, что читатель имеет реальную возможность реализовать свою свободу выбора. Приходя в библиотеку, ребенок чувствует себя свободным от обязанности брать книгу, а руководствуется только своим желанием выбрать нужную книгу, или же потребностью найти нужную информацию. Задача библиотекаря заключается в том, чтобы подсказать ребенку, помочь сориентироваться в его желаниях, предложить, заинтересовать.

Стоит только сказать детям, что они обязательно должны прочитать книгу, как у них срабатывает инстинкт протеста: «А если я этого не хочу?» Поэтому рекомендовать книги нужно корректно, ненавязчиво, чтобы ребенок не почувствовал нажима.

В этом случае очень важен контакт библиотекаря с читателями. Иногда бывает достаточно авторитета библиотекаря, чтобы ребенок охотно воспользовался его советом при выборе книг. Некоторая категория читателей после прочтения книги любит поговорить о ней, обсудить, даже поспорить. Индивидуальная работа с детьми - очень важный аспект библиотечной работы.

Интересная книжная выставка, обзор книг,  также могут стать хорошим подспорьем при выборе книги. Рассказывая про ту или иную книгу, можно сослаться на чей-либо отзыв о ней. Например, рекомендуя прочитать книгу о Робинзоне Крузо, можно зачитать отрывок Уилки Коллинза из книги «Лунный камень», где он описывает сколько раз он перечитывал эту книгу в течение жизни, как она помогала ему, предостерегала от неприятностей и т.д.

Можно заинтересовать детей творчеством какого-либо писателя, познакомив детей с некоторыми его книгами, рассказав о жизни писателя, о времени, которое он рисует на страницах своих книг. Так в этом учебном году дети в нашей школе охотно читали книги А. Лиханова. Обзор книг, сделанный к 70-летию писателя, привлек внимание детей к повестям, объединенным общим названием «Русские мальчики»: «Магазин ненаглядных пособий», «Детская библиотека», «Последние холода». К концу года в библиотеке появилась вся подборка книг Лиханова. Яркие, выразительные обложки книг дети сразу же заметили на выставке. И достаточно было лишь напомнить детям, что с Альбертом Лихановым мы уже знакомы, как выставка быстро начала разбираться и скоро за книгами организовалась очередь.

К сожалению, читают дети очень мало. Достаточно проанализировать  детские читательские формуляры, чтобы в этом убедиться. Есть классы, в которых дела обстоят более благополучно. Но в основной массе дети берут в библиотеке только то, что читается по школьной программе.

В этом году было проведено анкетирование детей в школах города по инициативе городского методического центра «Чтение в жизни школы». Идея анкетирования заключалась в том, чтобы выяснить, почему дети перестали читать.  Во время работы круглого стола «Союз семьи, школы и библиотеки по привлечению учащихся к чтению», где присутствовали школьные библиотекари, преподаватели литературы, представители издательств, пресса, при обсуждении данной проблемы, методисты высказали важную мысль о том, что хороший читатель, думающий, способный анализировать прочитанное, нужен школе, нужен библиотеке, но не нужен государству, иначе оно, государство,  должно было бы об этом заботиться и делать для детских библиотек гораздо больше, чем оно делает сейчас.

Для активизации детского чтения городской методический центр в 2005-2006 учебном году вышел с инициативой реализации проекта «Читающий город». Многие школьные библиотеки приняли участие в работе проекта.

Для воспитания у детей любви к чтению библиотекари очень часто прибегают к игровым методам, потому что во время игры дети чувствуют себе естественно, не ощущают давления со стороны старших, психологически они более раскрепощены. Я думаю, что каждый библиотекарь в своем арсенале имеет ряд интеллектуальных игр: «Поле чудес»,  «Слабое звено», «Папа, мам и я - читающая семья», «Путешествие в Читай - город», «Сладкая лихорадка» и т.д. Многие игры опираются на уже имеющуюся базу знаний, в другом случае дети должны проявить смекалку. Но игры, к которым нужно готовиться,  которые подразумевают предварительное чтение, анализ прочитанного, дополнительную работу - очень полезны. Игра помогает детям делать чтение осмысленным и более внимательным. Дополнительное творчество способствует формированию детского коллектива. Коллективное творческое дело, в центре которого находится умная и талантливая книга, помогает объединить под крышей библиотеки детей, их родителей и преподавателей. Работа эта очень трудоемкая, кропотливая, она интересная и увлекательная

Так в нашей школе родилась идея организовать клуб любителей книги, который потом получил название  - «Парус».

III.  Ведущая педагогическая идея

Дети читают очень мало, и если читают, то невнимательно, не пытаясь вникнуть в глубины заложенных в книге мыслей. Чтение становится развлечением, не способствует развитию личности, не учит детей сопереживать героям книги -  такое чтение не воспитывает человека.  Задача библиотеки состоит в том, чтобы чтение способствовало развитию читателей, воспитанию у них общечеловеческих идей добра, патриотизма, умению и дружить, и ценить дружбу, быть честными и порядочными людьми, упорными и целеустремленными. Но всего этого нужно добиться не посредством морализации, а всего этого достигает ребенок в процессе чтения и размышления о прочитанном. Вот такую педагогическую задачу ставит перед собой библиотекарь-педагог.

IV. Технология опыта

Детям предлагается  создать литературный клуб... Что это такое? Что они будут делать в этом клубе?  Для чего он нужен? Все это необходимо объяснить так, чтобы дети поняли и загорелись желанием, чтобы им захотелось принять условия игры. А это игра!  Через игру, которая является основным занятием детей, они познают мир.

Игра начинается сразу...

На первой встрече детям предлагается анкета - это забавное занятие, где нужно старательно разрисовать свою, личную карту читательских интересов.

Далее библиотекарь проводит обзор книжной выставки: «Путешествие в некоторые отдаленные страны». Куда же можно путешествовать с этими книгами? Можно путешествовать по всему земному шару или путешествовать во времени, или совершать открытия где-то совсем рядом...

 В чем же  заключается игра? Библиотекарь предлагает детям читать всем вместе, одновременно, одну выбранную книгу: вместе представлять то, о чем прочитали и рисовать иллюстрации; вместе радоваться открытиям и переживать за героев книги; вместе думать, почему автор так поступает со своими персонажами, что помогло героям книги, где нашли они опору в трудный период жизни. Но ведь это дети делают на уроках литературы? Там - работа, а здесь игра! Мы делимся на команды и стараемся отыскать у себя в команде художников, артистов, поэтов - мастеров на все руки.

 С чего начнем? Библиотекарь предлагает систему вопросов и заданий, они  сориентируют детей в работе. Родители и преподаватели тоже включаются в нашу игру. Теперь в библиотеку можно приходить не только за тем, чтобы поменять книгу или написать сообщение к уроку. Теперь можно зайти, чтобы показать нарисованную обложку или иллюстрацию, чтобы прочитать стихи собственного сочинения, рассказать о своей рекламе, посоветоваться и т.д.

В ходе игры выделяются наиболее активные и талантливые дети, появляются лидеры, которые незаметно берут на себя большую часть нагрузки при подготовке расширенного заседания клуба.

К назначенному дню книга прочитана, в библиотеке организована большая выставка детского творчества. Дети приготовили и держат в секрете свои задумки. В жюри  приглашаются неравнодушные старшеклассники.

Расширенное заседание клуба - это веселое мероприятие, где дети пропускают  прочитанную книгу через себя. Мы вместе радуемся удачной шутке в рекламе, веселому умному ответу, талантливому выступлению, находчивости детей и, конечно, правильным ответам в литературной викторине.

Победители счастливы! Проигравшие, естественно, не вполне согласны с оценками жюри. Но дети находятся в приподнятом настроении. Мы становимся коллективом единомышленников. Следующая книга для совместного чтения обсуждается на этой же встрече.

Далее клуб собирается, чтобы обсудить прошедшее мероприятие.  Страсти  утихли, и мы анализируем то, что у нас получилось и что не получилось. Задача библиотекаря - не  пропустить никого, всех за что-то похвалить. Но  и о неудачах говорить тоже нужно. Мы выбираем новую книгу для совместного прочтения...

V.  Новизна опыта

Данный опыт дополняет традиционный взгляд на воспитание культуры чтения у детей  в условиях школьной библиотеки. Ребята в школе уже организованы в классы. И это дает определенное преимущество, которое нужно правильно использовать. Во внеурочное время учащиеся могут быть организованы и интересно,  с пользой, проводить свободное время. Коллективное чтение помогает решить несколько задач: у детей пробуждается интерес к чтению, чтение становится не нудной обязанностью, а игрой; через совместное творчество формируется детский коллектив;  дети учатся думать и рассуждать о прочитанных книгах.

О результатах работы говорить сложно и рано. Пройдет время, и дети смогут воспользоваться результатами тех навыков, которые они приобрели в процессе игры.

Приложение 1.

Методические советы по организации работы литературного  клуба «Парус».

Этапы работы над книгой

Занятие 1.

Создание ситуации, в результате которой у детей возникает интерес к книге и желание её прочитать.

Использование форм деятельности:

  - беседа - (анонс книги),

  - просмотр эпизода фильма - (экранизация книги),

  - проблемный вопрос или секрет популярности книги,

  - отзывы детей, прочитавших книгу.

Организация прочтения книги:

- обеспечение текстами книги,

- установления сроков прочтения,

- контроль учителя или классного руководителя за чтением.

Занятие 2.

Организация работы клуба

- обсуждение заданий по выбранной книге,

- деление на группы (команды),

- распределение обязанностей (командир группы, художники, артисты, ведущие и т. д.)

Консультирование и контроль библиотекаря в процессе подготовки и выполнения заданий.

Занятие 3.

Проведение расширенного заседания клуба  - проведение игры по прочитанной книге (приглашение гостей и независимого жюри)

- название и девиз команды,

- инсценировка эпизодов книги,

- экскурсия по галерее представленных иллюстраций,

- сообщение об авторе книги,

- викторина по содержанию книги и т. д.

Этап рефлексии и осмысления прочитанной книги (возможные варианты):

- отзыв о прочитанной книге - конкурсное задание для каждой команды,

-творческая работа - задание для всех участников клуба.

Занятие 4.

Обсуждение наиболее интересных моментов и просчетов, возникших во время игры. Положительная оценка деятельности каждого участника игры.

Приложение 2.

 

Выступление учащихся средней школы №1, представителей литературного клуба «Парус»  участников I городского Фестиваля «Читающий город»

Наша школа - светлый Терем расписной,

И стоит он под владимирской стеной.

В школе много нас  - серьезных и смешных,

И талантливых, и очень озорных.

На уроках нам вопросы задают,

За ответом в другой Терем все идут.

В школе есть такой уютный теремок,

Он не низок, а скорее он высок.

Кто живет в том Теремочке - не секрет,

Мудрецов здесь собирали много лет,

На любой вопрос найдут они ответ.

Библиотекарь:

- Наша школа №1 одна из самых старых в городе, поэтому и библиотека в ней очень хорошая.

Дети:

- Ой, сколько книг! Вот бы их все прочитать! Нет все не прочитаешь!

Библиотекарь:

- Все книги прочитать невозможно, а вот всем вместе читать очень интересно!

Дети:

- А как это всем вместе? А какую книгу? А как это?

1-й - И мы решили создать литературный клуб!

2-й - Мы вместе стали читать сказку Киплинга «Маугли».

3-й - Читать вместе, правда,  очень интересно!

4-й -Вот какие интересные вопросы поставила перед нами книга про «Маугли»:

1-й - Почему звери в джунглях называют себя свободным народом?

2-й -  Потому что они живут по Закону!

1-й - А почему звери не уважают Бандер - Логов?

2-й - Да они же не уважают Закон!

3-й - А какой он Закон Джунглей?

                       «Закон Джунглей»

Вот вам Джунглей Закон - и Он незыблем, как небосклон.

Волк живет, покуда его блюдет; Волк, нарушив его, умрет.

Как лиана сплетен, вьется Закон, в обе стороны вырастая:

Сила стаи в том, что живет Волком, сила волка - родная Стая.

Мойся от носа и до хвоста, пей с глуби, но не со дна.

Помни, что ночь для охоты дана, не забывай: день для сна.

Оставь подбирать за Тигром шакалам и иже с ним.

Волк чужого не ищет, Волк довольствуется своим.

В своем логове ты владыка - права ворваться нет

У Чужака, даже у Вожака - не смеет и сам Совет.

Добыча Стаи во власти  Стаи. Там ешь её, где лежит.

Насыться вволю, но стащишь долю - будешь за то убит.

Добыча Волка во власти Волка. Пусть если хочет сгниет,

Ведь без разрешенья на угощенье ни крохи никто не возьмет.

Вожак должен быть разумен, опытен и силен.

Там, где Закон не оговорен, приказ Вожака - Закон.

Вот вам Закон великий, звериный Закон,

Четвероногий - и многоногий, -  Он должен быть СОБЛЮДЕН.

4-й - Звери живу по своему закону, и мы в нашем классе тоже должны иметь свой закон!

                        Закон 3-а класса

 Мы с тобой одной крови, ты и я, поэтому:

1.Мы должны уважать друг друга.

2.Мы должны не обижать, а защищать слабых, ведь мы не звери, а люди.

3.Мы чтим мудрость старших и следуем их советам.

4.Мы всегда помогаем друг другу в беде.

5.Мы презираем трусов, лжецов и подлецов.

6.Мы оберегаем мир вокруг нас.

Мы свободный народ, потому что мы живем по З А К О Н У!

1-й - И сказки у Киплинга очень забавные.

2-й  - Часто в них автор переходит на ритмическую прозу и стихи.

3-й - И одна из них переложена на музыку!

4-й - «На далекой Амазонке не бывал я никогда», - пойте с нами, кто знает!

 

 







Комментарии:

Гость 30 января 2011 написал:
Любовь Дудик. Здорово. Благодарна Вам за публикацию.
Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

блин 10 октября 2011
статья информативная, но ООООООООООчень нечитабельная

Координационный совет региональных центров чтения 12 мая 2011
Дополнение. Янков А. Графические новеллы и комиксы в контексте приобщения молодёжи к чтению // Изотекст: Статьи и комиксы. – М.: Рос. гос. б-ка для молодёжи, 2010. – С. 216-222. Читать здесь http://blog.rgub.ru/izotext/files/2011/05/Jankov.pdf

Piterka 24 апреля 2011
Марина Каминская могла бы потрудиться и уточнить, что имя Егорушкиной - Александра, а не Наталья. Если уж делаете рекламу, хотя бы не перевирайте!

Гость 30 января 2011
Любовь Дудик. Здорово. Благодарна Вам за публикацию.

Егорова Галина Ивановна 01 февраля 2010
"Фонтанка" - петербургская интернет-газета опубликовала статью Александры Гармажаповой "Будет ли Донцова дороже Достоевского" (http://www.fontanka.ru/2010/01/29/058) с комментариями к исследованию. Читатели тоже комментируют. Почитайте!