НОВОСТИ

СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
26
мая
2017
XI Городской праздник книги и чтения «Читай, Екатеринбург!» 20 мая 2017 года в «Литературном квартале» Екатеринбурга состоялся XI Городской праздник книги и чтения «Читай, Екатеринбург!», организаторами которого выступили управление культуры городской администрации, Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга, Объединенный музей писателей Урала, Библиотечный центр «Екатеринбург»
28
апреля
2017
Круглый стол «Читатели и чтение: популяризация книги в XXI веке» В среду, 26 апреля, в Московском государственном университете на базе кафедры общей теории словесности состоялся круглый стол «Читатели и чтение: популяризация книги в XXI веке»
25
апреля
2017
В Пскове прошел XIV Международный книжный форум «Русский Запад» С 18 по 20 апреля 2017 года на базе Псковской областной универсальной научной библиотеки прошел XIV Международный книжный форум «Русский Запад». Центральным событием форума стала традиционная ярмарка полиграфической продукции. В этом году в ней участвовали 25 издательств из Москвы, Санкт – Петербурга, Псковской области и Латвии.
14
апреля
2017
В Пскове пройдут VII Всероссийские Каверинские чтения 19 апреля 2017 года в Пскове пройдут Всероссийские Каверинские чтения. Мероприятие стало уже традиционным и состоится в 7 раз. Чтения приурочены к 115-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка - писателя Вениамина Александровича Каверина. Мероприятие пройдет в рамках XIV Международного книжного форума «Русский Запад».
09
апреля
2017
Столичные библиотеки запустят интернет-акцию «Читаем Евтушенко» Известные артисты прочитают стихи Евгения Евтушенко. Видеозаписи опубликуют в сети. К проекту смогут присоединиться все желающие интернет-пользователи.
06
апреля
2017
Челябинские хоккеисты читают серьёзную литературу Лучший игрок «Трактора» по версии болельщиков Максим Якуценя и дебютант сезона 2016/2017 Александр Тридчиков 5 апреля встретились со своими поклонниками – читателями Публичной библиотеки.
05
апреля
2017
В Акции «Бороться и искать, найти – и не сдаваться» примут участие более 300 библиотек Более трехсот библиотек, учебных заведений, музеев, творческих коллективов России и ближнего зарубежья заявили о своем желании провести с 1 по 19 апреля мероприятия о творчестве писателя, географических открытиях, истории освоения Севера.
29
марта
2017
Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 4
28
марта
2017
Китай, Россия и Испания возглавили список самых читающих стран Россия вошла в тройку самых читающих стран, наряду с Китаем и Испанией: по результатам онлайн-опроса, проведенного международным институтом маркетинговых исследований GfK, 59 процентов респондентов в нашей стране читают книги “ежедневно или почти каждый день”, либо хотя бы раз в неделю. В Китае доля таких респондентов самая высокая – 70 процентов, в Испании – немного меньше России, 57 процентов.
28
марта
2017
Псковская областная библиотека назвала пять самых популярных книг по искусству Отдел литературы по культуре и искусству представляет пять самых востребованых книг в начале 2017 года. Особой популярностью среди посетителей пользовались издания о художниках Иване Айвазовском, Марке Шагале, композиторе Петре Чайковском, книги «Основы истории искусств» и «Искусство эпохи Возрождения».

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

ПУБЛИКАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ

15
февраля
2007

Воспитание культуры чтения учащихся.

 Мир движется вперед,

 а каждый отдельный человек все начинает сызнова.

                                                                                          В. Гете

 

I.   Актуальность опыта

Сегодня в России, которую раньше считали самой читающей страной, назрел кризис чтения. Читающих людей становится все меньше и меньше, и причин тому множество.

Во-первых, наблюдается резкое ухудшение комплектования библиотек. Государство постепенно складывает с себя обязанность заботиться об обновлении и пополнении библиотек новой, нужной литературой, уповая на то, что библиотеки сами будут через спонсорскую помощь приобретать все необходимое для работы. Периодическое обращение к общественности во время проведения акций «Подари книгу школьной библиотеке» выглядит как последняя мера, совершенно не решающая данной проблемы. Мы благодарны всем людям, которые несут свои книги в библиотеку, но все-токи это бессистемное добавление книг на полки в библиотеки не меняет положения дел. В библиотеках катастрофически не хватает новых  книг по истории, психологии, философии; т.е., нужна свежая мысль, которая возникает в обществе и которую должна пропагандировать библиотека.

Во-вторых, библиотекам все сложнее конкурировать с другими источниками получения информации, главным из которых является телевидение,  наводненное малосодержательными, а иногда просто вредными для детей  программами, приучающими их к жестокости и насилию.   Очень часто вместо чтения дети предпочитают просмотр фильмов, и считают, что это совершенно равноценно. Пассивное проведение времени у телевизора приучает детей к  рассеянной, праздной манере проведения времени. Чтение же - это труд, и дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, чем  работают.

В-третьих, уходит традиция  семейного чтения. Даже если дома имеется много книг, это совсем не значит, что семья читающая. Совместное чтение и обсуждение книг в семье - явление очень редкое. На выбор детьми книг родители часто не обращают внимания, радуются, что они хоть что-то читают.

Чтение - самый распространенный  способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенно, охотно берется за любое дело и выполняет его без труда. Воспитать грамотного, знающего читателя - задача каждой  библиотеки и, в первую очередь, школьной.

II. Условия возникновения и становления опыта.

Библиотекарь не может заставить детей читать книги, для этого у него нет никаких рычагов. Но, может быть, этот минус на самом деле является плюсом. Парадокс заключается в сознании того, что читатель имеет реальную возможность реализовать свою свободу выбора. Приходя в библиотеку, ребенок чувствует себя свободным от обязанности брать книгу, а руководствуется только своим желанием выбрать нужную книгу, или же потребностью найти нужную информацию. Задача библиотекаря заключается в том, чтобы подсказать ребенку, помочь сориентироваться в его желаниях, предложить, заинтересовать.

Стоит только сказать детям, что они обязательно должны прочитать книгу, как у них срабатывает инстинкт протеста: «А если я этого не хочу?» Поэтому рекомендовать книги нужно корректно, ненавязчиво, чтобы ребенок не почувствовал нажима.

В этом случае очень важен контакт библиотекаря с читателями. Иногда бывает достаточно авторитета библиотекаря, чтобы ребенок охотно воспользовался его советом при выборе книг. Некоторая категория читателей после прочтения книги любит поговорить о ней, обсудить, даже поспорить. Индивидуальная работа с детьми - очень важный аспект библиотечной работы.

Интересная книжная выставка, обзор книг,  также могут стать хорошим подспорьем при выборе книги. Рассказывая про ту или иную книгу, можно сослаться на чей-либо отзыв о ней. Например, рекомендуя прочитать книгу о Робинзоне Крузо, можно зачитать отрывок Уилки Коллинза из книги «Лунный камень», где он описывает сколько раз он перечитывал эту книгу в течение жизни, как она помогала ему, предостерегала от неприятностей и т.д.

Можно заинтересовать детей творчеством какого-либо писателя, познакомив детей с некоторыми его книгами, рассказав о жизни писателя, о времени, которое он рисует на страницах своих книг. Так в этом учебном году дети в нашей школе охотно читали книги А. Лиханова. Обзор книг, сделанный к 70-летию писателя, привлек внимание детей к повестям, объединенным общим названием «Русские мальчики»: «Магазин ненаглядных пособий», «Детская библиотека», «Последние холода». К концу года в библиотеке появилась вся подборка книг Лиханова. Яркие, выразительные обложки книг дети сразу же заметили на выставке. И достаточно было лишь напомнить детям, что с Альбертом Лихановым мы уже знакомы, как выставка быстро начала разбираться и скоро за книгами организовалась очередь.

К сожалению, читают дети очень мало. Достаточно проанализировать  детские читательские формуляры, чтобы в этом убедиться. Есть классы, в которых дела обстоят более благополучно. Но в основной массе дети берут в библиотеке только то, что читается по школьной программе.

В этом году было проведено анкетирование детей в школах города по инициативе городского методического центра «Чтение в жизни школы». Идея анкетирования заключалась в том, чтобы выяснить, почему дети перестали читать.  Во время работы круглого стола «Союз семьи, школы и библиотеки по привлечению учащихся к чтению», где присутствовали школьные библиотекари, преподаватели литературы, представители издательств, пресса, при обсуждении данной проблемы, методисты высказали важную мысль о том, что хороший читатель, думающий, способный анализировать прочитанное, нужен школе, нужен библиотеке, но не нужен государству, иначе оно, государство,  должно было бы об этом заботиться и делать для детских библиотек гораздо больше, чем оно делает сейчас.

Для активизации детского чтения городской методический центр в 2005-2006 учебном году вышел с инициативой реализации проекта «Читающий город». Многие школьные библиотеки приняли участие в работе проекта.

Для воспитания у детей любви к чтению библиотекари очень часто прибегают к игровым методам, потому что во время игры дети чувствуют себе естественно, не ощущают давления со стороны старших, психологически они более раскрепощены. Я думаю, что каждый библиотекарь в своем арсенале имеет ряд интеллектуальных игр: «Поле чудес»,  «Слабое звено», «Папа, мам и я - читающая семья», «Путешествие в Читай - город», «Сладкая лихорадка» и т.д. Многие игры опираются на уже имеющуюся базу знаний, в другом случае дети должны проявить смекалку. Но игры, к которым нужно готовиться,  которые подразумевают предварительное чтение, анализ прочитанного, дополнительную работу - очень полезны. Игра помогает детям делать чтение осмысленным и более внимательным. Дополнительное творчество способствует формированию детского коллектива. Коллективное творческое дело, в центре которого находится умная и талантливая книга, помогает объединить под крышей библиотеки детей, их родителей и преподавателей. Работа эта очень трудоемкая, кропотливая, она интересная и увлекательная

Так в нашей школе родилась идея организовать клуб любителей книги, который потом получил название  - «Парус».

III.  Ведущая педагогическая идея

Дети читают очень мало, и если читают, то невнимательно, не пытаясь вникнуть в глубины заложенных в книге мыслей. Чтение становится развлечением, не способствует развитию личности, не учит детей сопереживать героям книги -  такое чтение не воспитывает человека.  Задача библиотеки состоит в том, чтобы чтение способствовало развитию читателей, воспитанию у них общечеловеческих идей добра, патриотизма, умению и дружить, и ценить дружбу, быть честными и порядочными людьми, упорными и целеустремленными. Но всего этого нужно добиться не посредством морализации, а всего этого достигает ребенок в процессе чтения и размышления о прочитанном. Вот такую педагогическую задачу ставит перед собой библиотекарь-педагог.

IV. Технология опыта

Детям предлагается  создать литературный клуб... Что это такое? Что они будут делать в этом клубе?  Для чего он нужен? Все это необходимо объяснить так, чтобы дети поняли и загорелись желанием, чтобы им захотелось принять условия игры. А это игра!  Через игру, которая является основным занятием детей, они познают мир.

Игра начинается сразу...

На первой встрече детям предлагается анкета - это забавное занятие, где нужно старательно разрисовать свою, личную карту читательских интересов.

Далее библиотекарь проводит обзор книжной выставки: «Путешествие в некоторые отдаленные страны». Куда же можно путешествовать с этими книгами? Можно путешествовать по всему земному шару или путешествовать во времени, или совершать открытия где-то совсем рядом...

 В чем же  заключается игра? Библиотекарь предлагает детям читать всем вместе, одновременно, одну выбранную книгу: вместе представлять то, о чем прочитали и рисовать иллюстрации; вместе радоваться открытиям и переживать за героев книги; вместе думать, почему автор так поступает со своими персонажами, что помогло героям книги, где нашли они опору в трудный период жизни. Но ведь это дети делают на уроках литературы? Там - работа, а здесь игра! Мы делимся на команды и стараемся отыскать у себя в команде художников, артистов, поэтов - мастеров на все руки.

 С чего начнем? Библиотекарь предлагает систему вопросов и заданий, они  сориентируют детей в работе. Родители и преподаватели тоже включаются в нашу игру. Теперь в библиотеку можно приходить не только за тем, чтобы поменять книгу или написать сообщение к уроку. Теперь можно зайти, чтобы показать нарисованную обложку или иллюстрацию, чтобы прочитать стихи собственного сочинения, рассказать о своей рекламе, посоветоваться и т.д.

В ходе игры выделяются наиболее активные и талантливые дети, появляются лидеры, которые незаметно берут на себя большую часть нагрузки при подготовке расширенного заседания клуба.

К назначенному дню книга прочитана, в библиотеке организована большая выставка детского творчества. Дети приготовили и держат в секрете свои задумки. В жюри  приглашаются неравнодушные старшеклассники.

Расширенное заседание клуба - это веселое мероприятие, где дети пропускают  прочитанную книгу через себя. Мы вместе радуемся удачной шутке в рекламе, веселому умному ответу, талантливому выступлению, находчивости детей и, конечно, правильным ответам в литературной викторине.

Победители счастливы! Проигравшие, естественно, не вполне согласны с оценками жюри. Но дети находятся в приподнятом настроении. Мы становимся коллективом единомышленников. Следующая книга для совместного чтения обсуждается на этой же встрече.

Далее клуб собирается, чтобы обсудить прошедшее мероприятие.  Страсти  утихли, и мы анализируем то, что у нас получилось и что не получилось. Задача библиотекаря - не  пропустить никого, всех за что-то похвалить. Но  и о неудачах говорить тоже нужно. Мы выбираем новую книгу для совместного прочтения...

V.  Новизна опыта

Данный опыт дополняет традиционный взгляд на воспитание культуры чтения у детей  в условиях школьной библиотеки. Ребята в школе уже организованы в классы. И это дает определенное преимущество, которое нужно правильно использовать. Во внеурочное время учащиеся могут быть организованы и интересно,  с пользой, проводить свободное время. Коллективное чтение помогает решить несколько задач: у детей пробуждается интерес к чтению, чтение становится не нудной обязанностью, а игрой; через совместное творчество формируется детский коллектив;  дети учатся думать и рассуждать о прочитанных книгах.

О результатах работы говорить сложно и рано. Пройдет время, и дети смогут воспользоваться результатами тех навыков, которые они приобрели в процессе игры.

Приложение 1.

Методические советы по организации работы литературного  клуба «Парус».

Этапы работы над книгой

Занятие 1.

Создание ситуации, в результате которой у детей возникает интерес к книге и желание её прочитать.

Использование форм деятельности:

  - беседа - (анонс книги),

  - просмотр эпизода фильма - (экранизация книги),

  - проблемный вопрос или секрет популярности книги,

  - отзывы детей, прочитавших книгу.

Организация прочтения книги:

- обеспечение текстами книги,

- установления сроков прочтения,

- контроль учителя или классного руководителя за чтением.

Занятие 2.

Организация работы клуба

- обсуждение заданий по выбранной книге,

- деление на группы (команды),

- распределение обязанностей (командир группы, художники, артисты, ведущие и т. д.)

Консультирование и контроль библиотекаря в процессе подготовки и выполнения заданий.

Занятие 3.

Проведение расширенного заседания клуба  - проведение игры по прочитанной книге (приглашение гостей и независимого жюри)

- название и девиз команды,

- инсценировка эпизодов книги,

- экскурсия по галерее представленных иллюстраций,

- сообщение об авторе книги,

- викторина по содержанию книги и т. д.

Этап рефлексии и осмысления прочитанной книги (возможные варианты):

- отзыв о прочитанной книге - конкурсное задание для каждой команды,

-творческая работа - задание для всех участников клуба.

Занятие 4.

Обсуждение наиболее интересных моментов и просчетов, возникших во время игры. Положительная оценка деятельности каждого участника игры.

Приложение 2.

 

Выступление учащихся средней школы №1, представителей литературного клуба «Парус»  участников I городского Фестиваля «Читающий город»

Наша школа - светлый Терем расписной,

И стоит он под владимирской стеной.

В школе много нас  - серьезных и смешных,

И талантливых, и очень озорных.

На уроках нам вопросы задают,

За ответом в другой Терем все идут.

В школе есть такой уютный теремок,

Он не низок, а скорее он высок.

Кто живет в том Теремочке - не секрет,

Мудрецов здесь собирали много лет,

На любой вопрос найдут они ответ.

Библиотекарь:

- Наша школа №1 одна из самых старых в городе, поэтому и библиотека в ней очень хорошая.

Дети:

- Ой, сколько книг! Вот бы их все прочитать! Нет все не прочитаешь!

Библиотекарь:

- Все книги прочитать невозможно, а вот всем вместе читать очень интересно!

Дети:

- А как это всем вместе? А какую книгу? А как это?

1-й - И мы решили создать литературный клуб!

2-й - Мы вместе стали читать сказку Киплинга «Маугли».

3-й - Читать вместе, правда,  очень интересно!

4-й -Вот какие интересные вопросы поставила перед нами книга про «Маугли»:

1-й - Почему звери в джунглях называют себя свободным народом?

2-й -  Потому что они живут по Закону!

1-й - А почему звери не уважают Бандер - Логов?

2-й - Да они же не уважают Закон!

3-й - А какой он Закон Джунглей?

                       «Закон Джунглей»

Вот вам Джунглей Закон - и Он незыблем, как небосклон.

Волк живет, покуда его блюдет; Волк, нарушив его, умрет.

Как лиана сплетен, вьется Закон, в обе стороны вырастая:

Сила стаи в том, что живет Волком, сила волка - родная Стая.

Мойся от носа и до хвоста, пей с глуби, но не со дна.

Помни, что ночь для охоты дана, не забывай: день для сна.

Оставь подбирать за Тигром шакалам и иже с ним.

Волк чужого не ищет, Волк довольствуется своим.

В своем логове ты владыка - права ворваться нет

У Чужака, даже у Вожака - не смеет и сам Совет.

Добыча Стаи во власти  Стаи. Там ешь её, где лежит.

Насыться вволю, но стащишь долю - будешь за то убит.

Добыча Волка во власти Волка. Пусть если хочет сгниет,

Ведь без разрешенья на угощенье ни крохи никто не возьмет.

Вожак должен быть разумен, опытен и силен.

Там, где Закон не оговорен, приказ Вожака - Закон.

Вот вам Закон великий, звериный Закон,

Четвероногий - и многоногий, -  Он должен быть СОБЛЮДЕН.

4-й - Звери живу по своему закону, и мы в нашем классе тоже должны иметь свой закон!

                        Закон 3-а класса

 Мы с тобой одной крови, ты и я, поэтому:

1.Мы должны уважать друг друга.

2.Мы должны не обижать, а защищать слабых, ведь мы не звери, а люди.

3.Мы чтим мудрость старших и следуем их советам.

4.Мы всегда помогаем друг другу в беде.

5.Мы презираем трусов, лжецов и подлецов.

6.Мы оберегаем мир вокруг нас.

Мы свободный народ, потому что мы живем по З А К О Н У!

1-й - И сказки у Киплинга очень забавные.

2-й  - Часто в них автор переходит на ритмическую прозу и стихи.

3-й - И одна из них переложена на музыку!

4-й - «На далекой Амазонке не бывал я никогда», - пойте с нами, кто знает!

 

 







Комментарии:

Гость 30 января 2011 написал:
Любовь Дудик. Здорово. Благодарна Вам за публикацию.
Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

блин 10 октября 2011
статья информативная, но ООООООООООчень нечитабельная

Координационный совет региональных центров чтения 12 мая 2011
Дополнение. Янков А. Графические новеллы и комиксы в контексте приобщения молодёжи к чтению // Изотекст: Статьи и комиксы. – М.: Рос. гос. б-ка для молодёжи, 2010. – С. 216-222. Читать здесь http://blog.rgub.ru/izotext/files/2011/05/Jankov.pdf

Piterka 24 апреля 2011
Марина Каминская могла бы потрудиться и уточнить, что имя Егорушкиной - Александра, а не Наталья. Если уж делаете рекламу, хотя бы не перевирайте!

Гость 30 января 2011
Любовь Дудик. Здорово. Благодарна Вам за публикацию.

Егорова Галина Ивановна 01 февраля 2010
"Фонтанка" - петербургская интернет-газета опубликовала статью Александры Гармажаповой "Будет ли Донцова дороже Достоевского" (http://www.fontanka.ru/2010/01/29/058) с комментариями к исследованию. Читатели тоже комментируют. Почитайте!