ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

НОВОСТИ

22
марта
2017

Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3

Гапеевцева Евгения Александровна,
МОУ «Икейская СОШ» села Икея Тулунского района

- Как дела у Сантьяго? – едва переступив порог дома, спрашивает вернувшийся с работы муж. Мы с Вовкой под впечатлением от прочитанного. Рассказывать начинаю я (чтобы задать тон, эмоционально зажечь сына), но сразу же уступаю Вовке, и он, увлечённо рассказывает о злоключениях бедняка Сантьяго, оказавшегося в безбрежном море один на один с огромной кровожадной акулой. Уже несколько вечеров мы по частям читаем замечательный рассказ Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» и делимся впечатлениями с нашим нечитающим отцом. Да, отсутствие увлечённости чтением досталось моим детям по наследству, но я, как могу, противостою этой проблеме и каждый раз, когда мой рассказ о прочитанном задевает лучшие струнки в душах моих детей и моего мужа, я торжествую свою маленькую победу.
Мои дети – не только дети своего отца, но и дети своего времени. Многое в нашей жизни изменилось в таком близком и таком далёком 2009 году, когда компания «Байкалвестком» установила в нашем селе вышку сотовой связи. Мы очень хотели и ждали этого события, многое для этого было предпринято сельской администрацией. Будучи тогда школьницей, моя дочь Аня большую часть своего свободного времени стала тратить на общение по телефону, в социальных сетях. Разумеется, всё это было не в пользу чтения. Пришлось искать выход из сложившейся ситуации, и я учила дочь использовать Интернет с пользой для себя. Мы находили книги, которых нет в сельской библиотеке, скачивали или читали их онлайн, прослушивали аудиокниги. Я и сейчас, чтобы освежить в памяти содержание программных произведений, прослушиваю аудиокниги, занимаясь домашней работой. Все эти достижения современности, безусловно, нужны и полезны, но ничто не заменит мне возможности воспринимать написанное визуально, не заменит живого прикосновения к гладким или шероховатым, новеньким или пожелтевшим от времени страничкам настоящей бумажной книги… И кажется, давно ушла в прошлое такая уютная и тёплая картинка, на которой старенькая бабушка в кресле возле затопленной печки, собрав вокруг себя внучат, читает им книжку с яркими иллюстрациями.
Но вернусь к Ане. Интересно, понимает ли она мои маленькие хитрости, с помощью которых я неустанно продолжаю приобщать её, сегодня уже студентку Иркутского государственного университета, к русской и зарубежной классической литературе? Мы созваниваемся каждый день, и разговор традиционно начинается со слов: «Привет! Что делаешь?» Однажды я отвечаю: «Прочитала рассказ О' Генри «Последний лист». Я под впечатлением! Прочитай обязательно!» Спустя несколько дней обязательно спрашиваю: «Читала «Последний лист»?» А на следующий день плачущая Аня звонит мне сама, чтобы поделиться эмоциями, полученными во время чтения!
Летом с Вовой штудировали список литературы, выданный учителем. Больше всего его потрясли «Уроки французского» Валентина Распутина. После прочтения (обязательно после прочтения!) мы всей семьёй посмотрели фильм Евгения Ташкова и обсудили прочитанное и увиденное. Судьба сверстника (а в фильме он тоже Вовка) затронула моего сына, сейчас он с нетерпением ждёт уроков литературы по рассказу нашего знаменитого земляка. В уста своего героя из романа «Идиот» Фёдор Михайлович Достоевский вложил ставшие крылатыми слова: «Красота спасёт мир». Всю свою осознанную жизнь пытаюсь донести мысль о красоте художественного слова, красоте, созданной в произведениях классиков русской и зарубежной литературы, которая точно может спасти нравственность нашей нации.
…Когда я стану старенькой бабушкой, я оживлю забытую картинку, сделаю её реальностью: морозными зимними вечерами возле трескучей печки я соберу вокруг себя своих маленьких внучат и буду читать им чудесную сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», повести Альберта Лиханова «Магазин ненаглядных пособий» и «Последние холода», повесть Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» - книги, на которых выросла я. Я буду рассказывать им о том, сколько книг было в доме моего детства и как читающие родители научили меня любить читать…


Соломатина Дарья Вадимовна;
ИКЦ «Предместье», Библиотека №2 г.Иркутск

Проблема чтения книг в наши дни становится более серьезной, чем раньше (хотя бы 10 лет назад). Все меньше детей интересуются литературой, отдавая предпочтение компьютерным играм и общению в социальных сетях. И это не может не огорчать. Но, уверена, привить ребенку интерес к книгам можно, и делать это нужно личным примером.
В свое время, когда была школьницей, на меня повлиял образ отца. Помню, как папа, приходя вечером с работы, засиживался с книгой до поздней ночи. Вспоминаю, как мы с ним вели беседы, как он рекомендовал литературу и описывал ее сюжет, чтобы возбудить интерес к этой книге... А началось мое чтение с научно-фантастического романа Андрея Беляева «Человек-амфибия». От полученных впечатлений даже захотелось написать продолжение (в юные годы при правильной поддержке многое хочется попробовать). Конечно, до реальных дел так и не дошло, но этот первый роман оказал сильнейшее влияние, пробудил литературный «голод», хотелось читать.
Пока своих детей я не имею. Но зато у меня много братьев и сестер школьного возраста. И вот хочу поделиться про сестру Варвару. Варя учится в 7м классе, ей 13 лет и вот уже больше года она активно посещает библиотеки и пользуется их фондом. Раньше, общаясь со сверстницами, Варвара старалась показаться независимой, грубой, сильной. Этот образ очень изменил поведение ребенка – она стаза заносчивой и обидчивой девочкой. И обращаясь к маме или мне за советом, в первую очередь интересовалась, как отстранить от себя неприятных людей, как бы лучше показать всем окружающим свои «иголки».
Не помню, с чего началось ее перемена. Кажется, это был фэнтези-шедевр мастера Джона Толкина «Властелин Колец». Помимо интересной истории, красивого сказочного мира и поэтичного стиля изложения, в книге встретятся прекрасные и романтичные образы женщин и мужчин. Думаю, именно это для моей Варвары стало отправной точкой. Книгой мы зачитывались всей семьей, и возбудить к ней интерес девочки не составило большого труда. Конечно, после прочтения была еще череда бесед, чтобы укрепить уверенность младшей сестры, что женственность – это защита и оружие для любой женщины.
После Толкина она взялась за романы Джека Лондона «Зов предков» и «Белый Клык». Их уже рекомендовал папа, как любитель приключенческих романов. Стоит отметить, что истории, написанные Дж.Лондоном со стороны животных, очень легко воспринимаются детьми. Я сама читала «Зов предков» в детстве, и уже позже неоднократно перечитывала снова.
Далее младшая сестра взяла в руки «Маленький принц» де Сент-Экзюпери, «12 стульев» в соавторстве И.Ильфа и Е.Петрова... Образ Остапа Бендера очень ее впечатлил. Помню, она рассказывала, как однажды вошла в класс со словами: «Лед тронулся, господа присяжные-заседатели!». Одноклассницы непонимающе посмотрели на нее, но вот классный руководитель фразу оценила. На данный момент Варвара поглощает ужасы С.Кинга. Думаю, в ее возрасте немного пощекотать нервы – это нормально.
Родитель или близкий родственник, который находится в тесном контакте с ребенком, может и должен повлиять на формирование личности маленького человека, заложить в него знания и умения подчерпывать информацию, вызвать интересы к творчеству и реализациям. Когда мои родители пробовали навязывать чтение в семье – придавали статус домашних обязанностей, или ввели поощрительный «рубль за три страницы» – эффект, конечно же, появился. Мальчики тоже начали листать книги, так или иначе.
Но настоящим инструментом становится «правильная» книга в нужный момент. Что тревожит ребенка? Чем он интересуется сейчас? Взрослый, найдя ответ на этот вопрос и вложив нужную литературу в руки ребенка, может кардинально изменить его.
Сейчас Варя радует глаз! Ее словарный запас достаточно велик, чтобы аргументировать в беседах свои взгляды. Прежние товарищи, которые ее изводили, получили отпор на интеллектуальном уровне, и теперь Варвара их не боится. Стоит ли говорить, что подтянулась успеваемость в школе! Ребенок стал шире и глубже смотреть на мир, интересоваться природой и искусством, пользоваться уважением сверстников и симпатиями взрослых.
Думаю, каждый согласится, что чтение для детей – это необходимый инструмент развития. А еще думаю, что никто не может знать ребенка лучше, нежели его родитель. Нужно лишь найти подход – и в скором времени наслаждаться результатами и принимать слова благодарности.

Газизова Елена Викторовна,
МБОУ «СОШ №26» г. Зимы

Смотрю на свою подрастающую дочь и думаю: « А давно ли она была еще крохой?». В памяти возникают моменты: вот моя дочь только научилась сидеть, ей шесть - семь месяцев, а ручками уже тянется к красочной книжке про репку, открывает ее посередине, смотрит и дает мне. Я начинаю листать книжку, дочка водит пальчиком по картинкам, мы доходим до последней странички, затем все повторяется несколько раз, и кажется, что будто бы дочь уже потеряла интерес к книжке. Но она открывает ее на первой странице и ждет, когда я начну читать вслух. Она уже знает, в каком месте надо перевернуть страницу. Совсем скоро моя дочь начнет произносить первые осмысленные звуки и каждую картинку сопровождает своими «словами».
Вспоминаю с удовольствием другую любимую книжку дочери «Курочка-Ряба», я сейчас понимаю, что это первая книга, которая показала, насколько моя девочка умеет переживать и сочувствовать героям сказки. Я видела, что Регина тянется к новому, неизведанному миру, который может ей открыться с помощью книг.
Домашним чтением сопровождалось и привыкание к детскому саду, на тот момент ей исполнился 1,5 годика. Дочери нелегко давалась смена образа жизни, и она с нетерпением ждала вечера, а вечером, после ужинаи ванны, открывался волшебный мир сказок. Сначала это были русские сказки, затем сказки разных народов мира, причем труднопроизносимые имена героев сказок дочка запоминала легко и часто спрашивала о них, поражая меня и окружающих своей пытливостью. Особо понравившиеся сказки мы перечитывали по многу раз. То же самое происходило и с детскими стишками и сказками С.Я. Маршака, К.И. Чуковского.
И вот доченьке три годика, захожу к Регине в комнату, а она сидит, листает «Айболита» и что- то бормочет, прислушиваюсь, она как будто читает. Удивляюсь, надо же, запомнила, и страницы переворачивает там, где заканчивается часть текста. В этом возрасте ее интересовали истории про Гулливера, Незнайку, она очень удивлялась, как Тяни-Толкай может катать Таню и Ваню.
Регине было около шести лет, когда мы с ней добрались до классической литературы. Этот момент у меня до сих пор стоит перед глазами: поздняя осень, за окнами сыплет снег, легкая вьюга перемела дорожки на улице, а мы на кровати читаем «Каштанку». Я рассчитывала прочитать рассказ за два-три вечера, чтобы все можно было обсудить и задать вопросы друг другу. Но едва я остановилась, дочитав третью главу, как доченька взяла у меня сборник из рук, покрутила его, повертела со словами сожаления, что не умеет читать, а то бы сама вслух прочитала и узнала бы, что дальше произошло, завалила меня вопросами и просьбами еще немножко прочитать и уговорила. Когда я дочитывала рассказ, мой ребенок совсем притих, и в конце со слезами рассказала мне, как ей жалко Иван Иваныча, Федора Тимофеевича, хозяина, который дал кров и еду Тетке. Дочь еще долго «болела» Каштанкой, и мне порой кажется, а может зря я так рано прочитала этот рассказ, но, поразмыслив, думаю, нет, не рано. Чтение этого рассказа стало для моей девочки одним из первых уроков доброты и сострадания к людям и животным.
Именно стремление узнать из книг больше, не дожидаясь вечера, побудило мою дочь выучить буквы, как- то незаметно для меня она начала читать. Конечно, не все получалось сразу, но, как говорится, терпение и труд все перетрут. Так и вышло. Самостоятельное чтение строилось в основном на книгах нравственного содержания. Каждая прочитанная глава, страница подвергались анализу со стороны Регины и обсуждались, она видела такие детали, о которых я не могла и подозревать. Таким образом, чтение и обсуждение прочитанного вошло у нас в семье в привычку.
Уже учась в начальной школе, Регина прочла рассказ В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки», который произвел на нее неизгладимое впечатление. Читала и переживала за героев из «Простоквашино» Э.Н. Успенского, Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома», уже без помощи, самостоятельно, прочитала Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Сейчас моей дочери четырнадцать лет и она перечитывает «Капитанскую дочку», ее стали привлекать приключенческие книги «Три мушкетера», «Сердца трех». На книжной полке ждут своего часа Ф. Купер и К. Май, великолепные произведения Дж. Лондона, начатый сборник Р. Бредбери, Ш. Бронте «Джейн Эйр» и я знаю, что все книги, которые Регина положила отдельной стопкой, будут прочитаны.
Сегодня, когда на детей обрушивается огромный объем информации из компьютеров, смартфонов, телевизоров, так не хватает тихого семейного чтения и разговора об интересной книге. Взрослые заняты своими важными делами, а дети своими. Семейное же чтение, я убеждена, укрепляет семейные узы, согревает тепломотношения родителей и детей. Я считаю, что благодаря книгам, прочитанным в раннем детстве, мы, родители, можем воспитать в своем ребенке сочувствие, понимание, доброту к людям, животным, всему окружающему миру. Моя дочка, к счастью, читает с желанием, так что не зря в нашем доме много книг.







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Шеламова Галина Николаевна 08 февраля 2017
Замечательная идея провести международный Открытый творческий веб-марафон памяти А. С. Пушкина «Пушкин без границ» и собрать в одном месте творческие работы. Обязательно примем участие и познакомимся с работами.

Перистая Елена Александровна 11 октября 2016
Здравствуйте!Посмотрела работы участников конкурса "Книга и кино". Я в полном восторге!Какая фантазия, мастерство, сколько оригинальных идей. Спасибо за доставленное эстетическое удовольствие! Да не оскудеет русская земля талантами!

Михайлова Татьяна Александровна 23 октября 2013
Подскажите пожалуйста, могут ли принять участие в акции регионы? Как и куда отправлять книги?

Галина Егорова 07 декабря 2012
Очень рассчитываю увидят заинтересованные и включатся в работу :)

Ястребцева Елена Николаевна 07 декабря 2012
Спасибо за размещение ссылки на этот потрясающий проект!