ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

НОВОСТИ

22
марта
2017

Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 3

Гапеевцева Евгения Александровна,
МОУ «Икейская СОШ» села Икея Тулунского района

- Как дела у Сантьяго? – едва переступив порог дома, спрашивает вернувшийся с работы муж. Мы с Вовкой под впечатлением от прочитанного. Рассказывать начинаю я (чтобы задать тон, эмоционально зажечь сына), но сразу же уступаю Вовке, и он, увлечённо рассказывает о злоключениях бедняка Сантьяго, оказавшегося в безбрежном море один на один с огромной кровожадной акулой. Уже несколько вечеров мы по частям читаем замечательный рассказ Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» и делимся впечатлениями с нашим нечитающим отцом. Да, отсутствие увлечённости чтением досталось моим детям по наследству, но я, как могу, противостою этой проблеме и каждый раз, когда мой рассказ о прочитанном задевает лучшие струнки в душах моих детей и моего мужа, я торжествую свою маленькую победу.
Мои дети – не только дети своего отца, но и дети своего времени. Многое в нашей жизни изменилось в таком близком и таком далёком 2009 году, когда компания «Байкалвестком» установила в нашем селе вышку сотовой связи. Мы очень хотели и ждали этого события, многое для этого было предпринято сельской администрацией. Будучи тогда школьницей, моя дочь Аня большую часть своего свободного времени стала тратить на общение по телефону, в социальных сетях. Разумеется, всё это было не в пользу чтения. Пришлось искать выход из сложившейся ситуации, и я учила дочь использовать Интернет с пользой для себя. Мы находили книги, которых нет в сельской библиотеке, скачивали или читали их онлайн, прослушивали аудиокниги. Я и сейчас, чтобы освежить в памяти содержание программных произведений, прослушиваю аудиокниги, занимаясь домашней работой. Все эти достижения современности, безусловно, нужны и полезны, но ничто не заменит мне возможности воспринимать написанное визуально, не заменит живого прикосновения к гладким или шероховатым, новеньким или пожелтевшим от времени страничкам настоящей бумажной книги… И кажется, давно ушла в прошлое такая уютная и тёплая картинка, на которой старенькая бабушка в кресле возле затопленной печки, собрав вокруг себя внучат, читает им книжку с яркими иллюстрациями.
Но вернусь к Ане. Интересно, понимает ли она мои маленькие хитрости, с помощью которых я неустанно продолжаю приобщать её, сегодня уже студентку Иркутского государственного университета, к русской и зарубежной классической литературе? Мы созваниваемся каждый день, и разговор традиционно начинается со слов: «Привет! Что делаешь?» Однажды я отвечаю: «Прочитала рассказ О' Генри «Последний лист». Я под впечатлением! Прочитай обязательно!» Спустя несколько дней обязательно спрашиваю: «Читала «Последний лист»?» А на следующий день плачущая Аня звонит мне сама, чтобы поделиться эмоциями, полученными во время чтения!
Летом с Вовой штудировали список литературы, выданный учителем. Больше всего его потрясли «Уроки французского» Валентина Распутина. После прочтения (обязательно после прочтения!) мы всей семьёй посмотрели фильм Евгения Ташкова и обсудили прочитанное и увиденное. Судьба сверстника (а в фильме он тоже Вовка) затронула моего сына, сейчас он с нетерпением ждёт уроков литературы по рассказу нашего знаменитого земляка. В уста своего героя из романа «Идиот» Фёдор Михайлович Достоевский вложил ставшие крылатыми слова: «Красота спасёт мир». Всю свою осознанную жизнь пытаюсь донести мысль о красоте художественного слова, красоте, созданной в произведениях классиков русской и зарубежной литературы, которая точно может спасти нравственность нашей нации.
…Когда я стану старенькой бабушкой, я оживлю забытую картинку, сделаю её реальностью: морозными зимними вечерами возле трескучей печки я соберу вокруг себя своих маленьких внучат и буду читать им чудесную сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», повести Альберта Лиханова «Магазин ненаглядных пособий» и «Последние холода», повесть Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» - книги, на которых выросла я. Я буду рассказывать им о том, сколько книг было в доме моего детства и как читающие родители научили меня любить читать…


Соломатина Дарья Вадимовна;
ИКЦ «Предместье», Библиотека №2 г.Иркутск

Проблема чтения книг в наши дни становится более серьезной, чем раньше (хотя бы 10 лет назад). Все меньше детей интересуются литературой, отдавая предпочтение компьютерным играм и общению в социальных сетях. И это не может не огорчать. Но, уверена, привить ребенку интерес к книгам можно, и делать это нужно личным примером.
В свое время, когда была школьницей, на меня повлиял образ отца. Помню, как папа, приходя вечером с работы, засиживался с книгой до поздней ночи. Вспоминаю, как мы с ним вели беседы, как он рекомендовал литературу и описывал ее сюжет, чтобы возбудить интерес к этой книге... А началось мое чтение с научно-фантастического романа Андрея Беляева «Человек-амфибия». От полученных впечатлений даже захотелось написать продолжение (в юные годы при правильной поддержке многое хочется попробовать). Конечно, до реальных дел так и не дошло, но этот первый роман оказал сильнейшее влияние, пробудил литературный «голод», хотелось читать.
Пока своих детей я не имею. Но зато у меня много братьев и сестер школьного возраста. И вот хочу поделиться про сестру Варвару. Варя учится в 7м классе, ей 13 лет и вот уже больше года она активно посещает библиотеки и пользуется их фондом. Раньше, общаясь со сверстницами, Варвара старалась показаться независимой, грубой, сильной. Этот образ очень изменил поведение ребенка – она стаза заносчивой и обидчивой девочкой. И обращаясь к маме или мне за советом, в первую очередь интересовалась, как отстранить от себя неприятных людей, как бы лучше показать всем окружающим свои «иголки».
Не помню, с чего началось ее перемена. Кажется, это был фэнтези-шедевр мастера Джона Толкина «Властелин Колец». Помимо интересной истории, красивого сказочного мира и поэтичного стиля изложения, в книге встретятся прекрасные и романтичные образы женщин и мужчин. Думаю, именно это для моей Варвары стало отправной точкой. Книгой мы зачитывались всей семьей, и возбудить к ней интерес девочки не составило большого труда. Конечно, после прочтения была еще череда бесед, чтобы укрепить уверенность младшей сестры, что женственность – это защита и оружие для любой женщины.
После Толкина она взялась за романы Джека Лондона «Зов предков» и «Белый Клык». Их уже рекомендовал папа, как любитель приключенческих романов. Стоит отметить, что истории, написанные Дж.Лондоном со стороны животных, очень легко воспринимаются детьми. Я сама читала «Зов предков» в детстве, и уже позже неоднократно перечитывала снова.
Далее младшая сестра взяла в руки «Маленький принц» де Сент-Экзюпери, «12 стульев» в соавторстве И.Ильфа и Е.Петрова... Образ Остапа Бендера очень ее впечатлил. Помню, она рассказывала, как однажды вошла в класс со словами: «Лед тронулся, господа присяжные-заседатели!». Одноклассницы непонимающе посмотрели на нее, но вот классный руководитель фразу оценила. На данный момент Варвара поглощает ужасы С.Кинга. Думаю, в ее возрасте немного пощекотать нервы – это нормально.
Родитель или близкий родственник, который находится в тесном контакте с ребенком, может и должен повлиять на формирование личности маленького человека, заложить в него знания и умения подчерпывать информацию, вызвать интересы к творчеству и реализациям. Когда мои родители пробовали навязывать чтение в семье – придавали статус домашних обязанностей, или ввели поощрительный «рубль за три страницы» – эффект, конечно же, появился. Мальчики тоже начали листать книги, так или иначе.
Но настоящим инструментом становится «правильная» книга в нужный момент. Что тревожит ребенка? Чем он интересуется сейчас? Взрослый, найдя ответ на этот вопрос и вложив нужную литературу в руки ребенка, может кардинально изменить его.
Сейчас Варя радует глаз! Ее словарный запас достаточно велик, чтобы аргументировать в беседах свои взгляды. Прежние товарищи, которые ее изводили, получили отпор на интеллектуальном уровне, и теперь Варвара их не боится. Стоит ли говорить, что подтянулась успеваемость в школе! Ребенок стал шире и глубже смотреть на мир, интересоваться природой и искусством, пользоваться уважением сверстников и симпатиями взрослых.
Думаю, каждый согласится, что чтение для детей – это необходимый инструмент развития. А еще думаю, что никто не может знать ребенка лучше, нежели его родитель. Нужно лишь найти подход – и в скором времени наслаждаться результатами и принимать слова благодарности.

Газизова Елена Викторовна,
МБОУ «СОШ №26» г. Зимы

Смотрю на свою подрастающую дочь и думаю: « А давно ли она была еще крохой?». В памяти возникают моменты: вот моя дочь только научилась сидеть, ей шесть - семь месяцев, а ручками уже тянется к красочной книжке про репку, открывает ее посередине, смотрит и дает мне. Я начинаю листать книжку, дочка водит пальчиком по картинкам, мы доходим до последней странички, затем все повторяется несколько раз, и кажется, что будто бы дочь уже потеряла интерес к книжке. Но она открывает ее на первой странице и ждет, когда я начну читать вслух. Она уже знает, в каком месте надо перевернуть страницу. Совсем скоро моя дочь начнет произносить первые осмысленные звуки и каждую картинку сопровождает своими «словами».
Вспоминаю с удовольствием другую любимую книжку дочери «Курочка-Ряба», я сейчас понимаю, что это первая книга, которая показала, насколько моя девочка умеет переживать и сочувствовать героям сказки. Я видела, что Регина тянется к новому, неизведанному миру, который может ей открыться с помощью книг.
Домашним чтением сопровождалось и привыкание к детскому саду, на тот момент ей исполнился 1,5 годика. Дочери нелегко давалась смена образа жизни, и она с нетерпением ждала вечера, а вечером, после ужинаи ванны, открывался волшебный мир сказок. Сначала это были русские сказки, затем сказки разных народов мира, причем труднопроизносимые имена героев сказок дочка запоминала легко и часто спрашивала о них, поражая меня и окружающих своей пытливостью. Особо понравившиеся сказки мы перечитывали по многу раз. То же самое происходило и с детскими стишками и сказками С.Я. Маршака, К.И. Чуковского.
И вот доченьке три годика, захожу к Регине в комнату, а она сидит, листает «Айболита» и что- то бормочет, прислушиваюсь, она как будто читает. Удивляюсь, надо же, запомнила, и страницы переворачивает там, где заканчивается часть текста. В этом возрасте ее интересовали истории про Гулливера, Незнайку, она очень удивлялась, как Тяни-Толкай может катать Таню и Ваню.
Регине было около шести лет, когда мы с ней добрались до классической литературы. Этот момент у меня до сих пор стоит перед глазами: поздняя осень, за окнами сыплет снег, легкая вьюга перемела дорожки на улице, а мы на кровати читаем «Каштанку». Я рассчитывала прочитать рассказ за два-три вечера, чтобы все можно было обсудить и задать вопросы друг другу. Но едва я остановилась, дочитав третью главу, как доченька взяла у меня сборник из рук, покрутила его, повертела со словами сожаления, что не умеет читать, а то бы сама вслух прочитала и узнала бы, что дальше произошло, завалила меня вопросами и просьбами еще немножко прочитать и уговорила. Когда я дочитывала рассказ, мой ребенок совсем притих, и в конце со слезами рассказала мне, как ей жалко Иван Иваныча, Федора Тимофеевича, хозяина, который дал кров и еду Тетке. Дочь еще долго «болела» Каштанкой, и мне порой кажется, а может зря я так рано прочитала этот рассказ, но, поразмыслив, думаю, нет, не рано. Чтение этого рассказа стало для моей девочки одним из первых уроков доброты и сострадания к людям и животным.
Именно стремление узнать из книг больше, не дожидаясь вечера, побудило мою дочь выучить буквы, как- то незаметно для меня она начала читать. Конечно, не все получалось сразу, но, как говорится, терпение и труд все перетрут. Так и вышло. Самостоятельное чтение строилось в основном на книгах нравственного содержания. Каждая прочитанная глава, страница подвергались анализу со стороны Регины и обсуждались, она видела такие детали, о которых я не могла и подозревать. Таким образом, чтение и обсуждение прочитанного вошло у нас в семье в привычку.
Уже учась в начальной школе, Регина прочла рассказ В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки», который произвел на нее неизгладимое впечатление. Читала и переживала за героев из «Простоквашино» Э.Н. Успенского, Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома», уже без помощи, самостоятельно, прочитала Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Сейчас моей дочери четырнадцать лет и она перечитывает «Капитанскую дочку», ее стали привлекать приключенческие книги «Три мушкетера», «Сердца трех». На книжной полке ждут своего часа Ф. Купер и К. Май, великолепные произведения Дж. Лондона, начатый сборник Р. Бредбери, Ш. Бронте «Джейн Эйр» и я знаю, что все книги, которые Регина положила отдельной стопкой, будут прочитаны.
Сегодня, когда на детей обрушивается огромный объем информации из компьютеров, смартфонов, телевизоров, так не хватает тихого семейного чтения и разговора об интересной книге. Взрослые заняты своими важными делами, а дети своими. Семейное же чтение, я убеждена, укрепляет семейные узы, согревает тепломотношения родителей и детей. Я считаю, что благодаря книгам, прочитанным в раннем детстве, мы, родители, можем воспитать в своем ребенке сочувствие, понимание, доброту к людям, животным, всему окружающему миру. Моя дочка, к счастью, читает с желанием, так что не зря в нашем доме много книг.







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Шеламова Галина Николаевна 08 февраля 2017
Замечательная идея провести международный Открытый творческий веб-марафон памяти А. С. Пушкина «Пушкин без границ» и собрать в одном месте творческие работы. Обязательно примем участие и познакомимся с работами.

Перистая Елена Александровна 11 октября 2016
Здравствуйте!Посмотрела работы участников конкурса "Книга и кино". Я в полном восторге!Какая фантазия, мастерство, сколько оригинальных идей. Спасибо за доставленное эстетическое удовольствие! Да не оскудеет русская земля талантами!

Михайлова Татьяна Александровна 23 октября 2013
Подскажите пожалуйста, могут ли принять участие в акции регионы? Как и куда отправлять книги?

Галина Егорова 07 декабря 2012
Очень рассчитываю увидят заинтересованные и включатся в работу :)

Ястребцева Елена Николаевна 07 декабря 2012
Спасибо за размещение ссылки на этот потрясающий проект!