ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Водолазкин Евгений Авиатор
Ферранте Элена История нового имени
Михалкова Елена Пирог из горького миндаля
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

НОВОСТИ

22
марта
2017

Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2

Чернышева Анна Михайловна,
МБОУ СОШ № 3, г. Усолье-Сибирское

Я работаю в школьной бибилиотеке третий год. С проблемой чтения у младших школьников я знакома не понаслышке. Хотя данная проблема не относится к моей дочери. Вот как я вижу решение это проблемы.
Любовь к чтению – это, по сути, привычка, которая может возникнуть, а может и нет. Почему же не у всех детей книги вызывают восторг и что сделать, чтобы процесс чтения доставлял ребенку удовольствие?
Причины
Не любить читать может ребенок, у которого слабо развито воображе-ние и абстрактное мышление. Книга не вызывает интереса, так как ассоци-ативные образы отсутствуют, малыш не может себе представить того, о чем идет речь. Ситуация в данном случае поправима, если изначально развивать детскую фантазию и учить ребенка представлять прочитанное.
Еще одной причиной нелюбви к чтению может стать несоответствие предлагаемой литературы и возраста ребенка. Нередко таким недостатком страдают школьные программы, которые включают произведения «слиш-ком взрослые» для детского понимания. Тут уж ничего не поделаешь, единственный выход – читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное, объясняя непонятные моменты.

Как действовать
Когда классные руководители проводят собрание с родителями перво-классников, я обязательно прихожу на это собрание. Провожу с родите-лями беседы о проблеме чтения, о том, как нам вместе с ними привить лю-бовь малышей к чтению. Также провожу с родителями всевозможные те-сты по чтению. По результатам этих тестов выясняется, что родители практически не читают детям книжки на ночь, днём, и вообще не считают это необходимым занятием. Когда дети приходят в первый класс, им очень тяжело привыкнуть читать, заниматься и просто слушать учителя.
Я всегда советую родителям, чтобы они приобретали книжки с иллю-страциями. Картинки помогут ребенку лучше представить ситуацию, о ко-торой идет речь в повествовании, и разбавят монотонный процесс чтения. Для деток младших классов предпочтительнее чтобы они были цветными и содержали крупные художественные элементы.
Необходимо позволять детям самостоятельно выбирать книги. Можно контролировать процесс, но не настаивать на своем решении – читать-то детям. Хочет сказки – пусть будут сказки, появилось желание освоить что-то посерьезнее – препятствий нет.
Нужно понаблюдать за скоростью чтения, возможно ребенок еще слишком медленно читает и устает намного быстрее, чем доходит до инте-ресного ему развития событий. А если нет заинтересованности, зачем настолько мучительно и бесполезно тратить силы.
Гиперактивным детям также нелегко дается чтение, так как они просто физически долго не могут удерживать концентрацию на чем-то одном. Ес-ли ваше чадо относится к данной категории – настаивать и требовать бес-смысленно. Начните с освоения небольших текстов и маленьких расскази-ков, которые не займут много времени.
Ну и в обязательном порядке подавайте личный пример любви к чте-нию, ограничьте «общение» ребенка с телевизором и компьютером, а так-же поощряйте его успехи и обязательно обсуждайте прочитанное.
«Дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу, лишен-ному души».
Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой, тем не менее, детям этого возраста необходимо знакомиться с литературой, выходящей за рамки программного.
Ядро семейной библиотеки — классика детской литературы. Большое зна-чение для детей младшего школьного возраста имеют книги познаватель-ного характера, среди которых значительное место принадлежит истори-ческой и природоведческой, среди справочной литературы, наиболее зна-чимой для домашнего книжного собрания, следует отнести наиболее попу-лярные отечественные и зарубежные энциклопедии, к которым ребенку придется неоднократно прибегать.
Существенным дополнением к книжному собранию в домашней библио-теке являются газеты и журналы. Журнал отличается от книги тем, что вы-ходит периодически. Если книгу читают от начала и до конца, то журнал можно читать, выбирая для себя интересную рубрику. Для детей 7-10 лет излюбленным журналом, ценность которого проверена годами, является традиционные журналы «Сибирячок» и «Мурзилка». Более десяти лет для девочек издается международный журнал «Клепа». Каждый его номер освещает какую-либо одну тему, в нем много конкурсов и затей. Раз в месяц выходит для чтения в кругу семьи прекрасно иллюстрированный экологи-ческий журнал «Свирель». Хочется обратить внимание родителей обучаю-щихся начальной школы, что есть такой ежемесячный журнал «Читай-ка», специально посвященный чтению детей этого возраста. Задача журнала — привить любовь к чтению, развить образное мышление для творчества и учебных успехов.
СОВЕТ: Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газе-ту. Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

ГДЕ НАЙТИ НУЖНЫЕ РЕБЕНКУ КНИГИ

Новые издания книг, как и учебников, можно купить в книжных магази-нах. Современный книжный рынок предоставляет родителям огромный вы-бор книг для детей.
Как ни велик поток книжных изданий для детей и количество их в книж-ных магазинах, детям и родителям не обойтись без библиотеки. Одна из привлекательных черт библиотеки — бесплатность пользования ее фонда-ми. Фонд библиотеки складывается десятилетиями. В нем есть книги разных лет издания.

Родительский практикум
Вопрос- ситуация №1:
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается чи-тать, третий - становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете пове-дение матери?
Вывод: Будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и оши-баться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы за-были, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту «простоту» ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Набе-ремся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Вопрос-ситуация №2:
Немного прочитав, Сережа устало говорит: « Не хочу больше читать!». «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну, мам», умоляет Сережа. « Кому говорят, читай!» - почти кричит мать. «Не ори на меня!» - грубит сын. Как избежать конфликта?
Вывод. Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и так да-лее

Вопрос №3: Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не про-читал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет» Насколько оправдан и эффективен такой прием?
Вывод. Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая стано-вится обязаловкой, и телевизор, который становиться развлечением, подар-ком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посу-ды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он, в конце-то концов, все дочитает и расскажет о содержа-нии. Современный писатель Е.Р. Пинак советует: «Делитесь тем, что вы лю-бите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу - делитесь вашей ра-достью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. А главное не просите у них ничего взамен. Потому что книга не может стать предметом торговли»

В нашем городе ежегодно проходит городской муниципальный конкурс на лучшего читателя книг среди учащихся 2 – 8 классов «Лучик». В этом конкурсе мы определяем лидеров по прочтению книг. Дети создают рекла-му прочитанной книге, рисуют эпизод или героя, понравившейся книги, со-ставляют кроссворды по произведениям писателей-юбиляров и многое дру-гое. Этот конкурс помогает привить любовь к чтению, стремлению познать многое и поддержать интерес к чтению среди школьников, воспитать куль-туру чтения, активизировать и развивать творческие способности школьни-ков, инициировать распространение традиции семейного чтения, привлечь внимание родителей, педагогических работников, общественности и иных организаций к проблемам развития детского и семейного чтения.
Я считаю, что таких конкурсов нужно устраивать больше, так как в ходе проведения таких конкурсов, выявляются действительно талантливые дети, которым нравятся книги и чтение в целом. Свою дочь я стараюсь приучить участвовать во всевозможных конкурсах, связанных с книгой и чтением. Она очень любит читать, не потому что мама заставляет или задали по школьной программе, а потому что это ей нравится.

Федосеева Валентина Владимировна,
МКОУ СОШ № 2, г. Тайшет

Как привить детям любовь к книге?
Мне, учителю русского языка и литературы, за 30 лет работы в школе этот вопрос приходилось слышать сотни раз. Что делать, если ребёнок не хочет читать? Конечно же, я проводила тематические собрания с родителями, устраивала выставки, конкурсы творческих работ, совместные праздники с учащимися «Мама, папа и я – читающая семья». Беседы, лектории, памятки, традиционные мероприятия с библиотекарями. Сколько всего в арсенале! Об этом написана масса статей. Сама я выступала с обобщением опыта работы по этой проблеме перед районной и областной аудиторией заинтересованных этой проблемой педагогов.
И всё-таки… Читают много и вдумчиво не более десятка детей в классе. А остальные? Остальные, как это не парадоксально, живут итак неплохо. И это вовсе не запущенные «троечники». Это вполне развитые и успешные дети. Они хорошо учатся по всем предметам, посещают кружки, секции, студии. У них масса друзей. И от того, что они не читают вечерами книжек, они совершенно не испытывают никакого душевного дискомфорта. Вот так!
Как привить любовь к книге? Этот вопрос меня нисколько не волновал, пока подрастал старший сын. Ему её не надо было прививать. Он родился с этой любовью – любовью к печатному слову, любовью к книгам. Да, с самого раннего возраста у него были замечательные иллюстрированные книги классической серии: В Сутеев, С. Маршак, К Чуковский, А. Барто, С. Михалков, русские народные сказки. Да, он видел читающей всю нашу семью. Да, мы с волнением выбирали новые книги в магазине. Ходили в библиотеку, сидели в читальном зале, выискивали интересные материалы в энциклопедиях. Всё это было. Вырос внимательный вдумчивый читатель, имеющий собственный взгляд на всё происходящее вокруг. Я горжусь тем, что, перейдя в 11-й класс, он на каникулах прочитал все четыре тома «Войны и мира». Причём, не пропуская описаний природы и батальных сцен (как раз, они-то и интересовали его более всего). Он много книг читает и сейчас, будучи взрослым, когда интернет-информация заполонила всё вокруг. А он читает книги. Приобретает интересные издания. Делится со мной прочитанным.
Я даже не задумывалась о том, что, когда в семье подрастёт младший сын, возникнет проблема нежелания читать книги. А, ведь, всё то же осталось в семье: шкафы ломятся от книг, мама читает, брат читает, родственники дарят книги, красивые и умные, дух любви к печатному слову никуда не исчез. Я много читала младшему вслух, но он быстро начинал отвлекаться во время чтения. Мир младшего ребёнка был наполнен другими радостями: машины, отвёртки, молотки, шестерёнки, детали, схемы, конструирование… Я не могу сказать, что он совсем был равнодушен к книгам. Он читал как-то рационалистично, строго то, что было необходимо. Учился он намного успешнее старшего. А вот читать… не любил. Вся моя многолетняя методика привития любви к чтению потихоньку терпела крах на примере собственного ребёнка.
И тогда я начала задумываться над тем, а стоит ли так навязчиво твердить о любви к чтению на каждом уроке литературы, на каждом родительском собрании? Ведь, в конце концов, не навязываем же мы всем занятия музыкой, живописью, танцами. Ведь, быть читателем ПРОНИЦАТЕЛЬНЫМ (как сказал один из классиков утопического социализма) дано далеко не всем. И выскажу мысль, может быть, крамольную среди учителей литературы: «Да оставьте в покое тех детей, которые не хотят читать объёмные книги, не интересные им в данный момент!». Они найдут, чем восполнить «незанятое пространство». Это может быть масса других увлечений. Другое дело, чтобы это не были увлечения пагубные, не наполненные духовным и созидательным содержанием. Не могут быть все страстными читателями, как не могут быть все музыкантами, художниками. Талант читать – это тоже талант. Понять то, что пытался донести до нас писатель – это искусство, овладеть которым дано не каждому.
Давайте не будем драматизировать ситуацию: «Ах, растёт поколение, которое не читает!» Читают! Читают то, что им необходимо. Читают продуманно, отметая ненужное, неактуальное. Читают и те, для кого чтение стало эстетическим наслаждением, кто находит через чтение классических произведений пути для самосовершенствования, духовного обогащения.
«Что же? - скажите вы. – Не стоит прививать любовь к чтению?». Стоит. Но делать это надо с учётом новых веяний времени, с учётом того, что все мы такие разные.

 

Тимофеев Кирилл Николаевич, специалист по возрастной психологии, читающий папа трехлетнего ребенка, г. Иркутск

Ни для кого не секрет, что современные дети (да и взрослые) стали меньше читать книги. Однако, в современном мире, когда у каждого в кармане гаджет со скоростью работы быстрее настольного компьютера 15-летней давности, а любая информация находится на расстоянии одного клика – так ли нужно чтение книг? Может, проблема «нечитающего поколения» надумана?
Если задать случайным людям вопрос «Зачем нужно читать?» большинство ответит: «Чтобы быть умным, эрудированным», «Чтобы писать грамотно», «Чтобы развивать память»…
Все эти утверждения верны. Однако посмотрим с другой стороны. «Человек читающий» отличается от «человека нечитающего» более широким кругозором и креативным мышлением, меньше подвержен влиянию общественного мнения и потока информации из СМИ и интернета. Тот, кто читает книги, учится свободно, незаштампованно мыслить и имеет свое, никем не навязанное собственное мнение.
Итак, уважаемые родители: если вас не пугает, что у вашего ребенка будет свое мнение обо всем (зачастую отличающееся от вашего!), то идем дальше.
Для начала ответьте на вопрос – в вашем доме есть книги? Да-да, те самые, бумажные?
Все реже в квартирах встречаются полки с книгами, не говоря уж о книжных шкафах. «Для чего нам эта макулатура?» - восклицают молодые люди при переезде от родителей. Ведь и правда – зачем держать в доме бумажные книги, когда огромная библиотека из нескольких тысяч произведений спокойно помещается на маленькой флешке? Только тут другая проблема – читать их будет некому…
Ребенок примерно с месячного возраста начинает активно познавать мир, который пока что ограничивается пространством, в котором он живет. Только при наличии полки с книжками есть вероятность, что маленький человек заинтересуется и, тыкая в них пальчиком, спросит, что это.
Читайте ребенку детские произведения! Изучайте их вместе. Не нужно думать, что ребенок не поймет. Если ваше чадо не может усидеть на месте больше минуты – все равно читайте вслух. И кругозор ему расширите, и внимание уделите.
Современные дети, еще не научившись толком говорить, уже вовсю играют в игрушки на смартфонах и планшетах. Ведь это так удобно для родителей – дают ребенку в руки планшет, и занимаются своими делами, забывая, что электронные устройства, даже самые новейшие – всего лишь инструмент, который не заменит столь нужного родительского внимания.
Меня как-то спросили: «А твой сын (ему скоро 3 года) на планшете в игрушки играет?». Я в ответ только пожал плечами и не стал рассказывать о том, что планшет ему малоинтересен, как в год уже знал весь алфавит (хотя его специально не учили – сам заинтересовался в возрасте 9 месяцев), как он сам достает с полок свои книжки, с умным видом их перелистывает и с гордостью говорит: «Я читаю!».
Некоторые родители, вдруг озадачившись тем, что «ребенок совсем не читает», разными способами пытаются всучить ему в руки книжку, а когда не получается, прибегают к радикальным мерам – «пока не прочитаешь, на улицу не пойдешь». Одно-два таких «нравоучения», и у ребенка на всю жизнь закрепится: «чтение = наказание» и даже, став взрослым, читать книги он не будет.
Невозможно заинтересовать ребенка чтением, когда папа все свободное время проводит у телевизора, а мама – с кастрюлями и шваброй. Родителям нужно самим читать книги – ведь дети во всем копируют их поведение. И начинать это делать нужно как можно раньше.
Многие скажут: «У меня нет времени на чтение». Если у вас нет времени, то вы либо его неправильно распределяете, либо чтение книг не входит в круг ваших интересов. На чтение можно найти время – посвятите этому занятию 20 минут в день, и за одну-две недели вполне можно прочесть довольно толстую книжку. Если ребенок будет чаще видеть читающих родителей, то и сам начнет читать.
И не забывайте, что книги не обязательно покупать – ведь есть библиотеки! Да и 10-дневный срок, за который книжку нужно вернуть, побуждает начать ее читать не «когда-нибудь потом», как купленную, а прямо сейчас.
Начните читать сегодня – мыслите свободно завтра!

 







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Шеламова Галина Николаевна 08 февраля 2017
Замечательная идея провести международный Открытый творческий веб-марафон памяти А. С. Пушкина «Пушкин без границ» и собрать в одном месте творческие работы. Обязательно примем участие и познакомимся с работами.

Перистая Елена Александровна 11 октября 2016
Здравствуйте!Посмотрела работы участников конкурса "Книга и кино". Я в полном восторге!Какая фантазия, мастерство, сколько оригинальных идей. Спасибо за доставленное эстетическое удовольствие! Да не оскудеет русская земля талантами!

Михайлова Татьяна Александровна 23 октября 2013
Подскажите пожалуйста, могут ли принять участие в акции регионы? Как и куда отправлять книги?

Галина Егорова 07 декабря 2012
Очень рассчитываю увидят заинтересованные и включатся в работу :)

Ястребцева Елена Николаевна 07 декабря 2012
Спасибо за размещение ссылки на этот потрясающий проект!