ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
Рубина Д. Бабий ветер
Джордж Оруэлл 1984
Робертс Г. Д. Шантарам
Посмотреть весь рейтинг
Книжный гид
 

НОВОСТИ

22
марта
2017

Конкурс "Читай, мама!". Лучшие работы. Часть 2

Чернышева Анна Михайловна,
МБОУ СОШ № 3, г. Усолье-Сибирское

Я работаю в школьной бибилиотеке третий год. С проблемой чтения у младших школьников я знакома не понаслышке. Хотя данная проблема не относится к моей дочери. Вот как я вижу решение это проблемы.
Любовь к чтению – это, по сути, привычка, которая может возникнуть, а может и нет. Почему же не у всех детей книги вызывают восторг и что сделать, чтобы процесс чтения доставлял ребенку удовольствие?
Причины
Не любить читать может ребенок, у которого слабо развито воображе-ние и абстрактное мышление. Книга не вызывает интереса, так как ассоци-ативные образы отсутствуют, малыш не может себе представить того, о чем идет речь. Ситуация в данном случае поправима, если изначально развивать детскую фантазию и учить ребенка представлять прочитанное.
Еще одной причиной нелюбви к чтению может стать несоответствие предлагаемой литературы и возраста ребенка. Нередко таким недостатком страдают школьные программы, которые включают произведения «слиш-ком взрослые» для детского понимания. Тут уж ничего не поделаешь, единственный выход – читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное, объясняя непонятные моменты.

Как действовать
Когда классные руководители проводят собрание с родителями перво-классников, я обязательно прихожу на это собрание. Провожу с родите-лями беседы о проблеме чтения, о том, как нам вместе с ними привить лю-бовь малышей к чтению. Также провожу с родителями всевозможные те-сты по чтению. По результатам этих тестов выясняется, что родители практически не читают детям книжки на ночь, днём, и вообще не считают это необходимым занятием. Когда дети приходят в первый класс, им очень тяжело привыкнуть читать, заниматься и просто слушать учителя.
Я всегда советую родителям, чтобы они приобретали книжки с иллю-страциями. Картинки помогут ребенку лучше представить ситуацию, о ко-торой идет речь в повествовании, и разбавят монотонный процесс чтения. Для деток младших классов предпочтительнее чтобы они были цветными и содержали крупные художественные элементы.
Необходимо позволять детям самостоятельно выбирать книги. Можно контролировать процесс, но не настаивать на своем решении – читать-то детям. Хочет сказки – пусть будут сказки, появилось желание освоить что-то посерьезнее – препятствий нет.
Нужно понаблюдать за скоростью чтения, возможно ребенок еще слишком медленно читает и устает намного быстрее, чем доходит до инте-ресного ему развития событий. А если нет заинтересованности, зачем настолько мучительно и бесполезно тратить силы.
Гиперактивным детям также нелегко дается чтение, так как они просто физически долго не могут удерживать концентрацию на чем-то одном. Ес-ли ваше чадо относится к данной категории – настаивать и требовать бес-смысленно. Начните с освоения небольших текстов и маленьких расскази-ков, которые не займут много времени.
Ну и в обязательном порядке подавайте личный пример любви к чте-нию, ограничьте «общение» ребенка с телевизором и компьютером, а так-же поощряйте его успехи и обязательно обсуждайте прочитанное.
«Дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу, лишен-ному души».
Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой, тем не менее, детям этого возраста необходимо знакомиться с литературой, выходящей за рамки программного.
Ядро семейной библиотеки — классика детской литературы. Большое зна-чение для детей младшего школьного возраста имеют книги познаватель-ного характера, среди которых значительное место принадлежит истори-ческой и природоведческой, среди справочной литературы, наиболее зна-чимой для домашнего книжного собрания, следует отнести наиболее попу-лярные отечественные и зарубежные энциклопедии, к которым ребенку придется неоднократно прибегать.
Существенным дополнением к книжному собранию в домашней библио-теке являются газеты и журналы. Журнал отличается от книги тем, что вы-ходит периодически. Если книгу читают от начала и до конца, то журнал можно читать, выбирая для себя интересную рубрику. Для детей 7-10 лет излюбленным журналом, ценность которого проверена годами, является традиционные журналы «Сибирячок» и «Мурзилка». Более десяти лет для девочек издается международный журнал «Клепа». Каждый его номер освещает какую-либо одну тему, в нем много конкурсов и затей. Раз в месяц выходит для чтения в кругу семьи прекрасно иллюстрированный экологи-ческий журнал «Свирель». Хочется обратить внимание родителей обучаю-щихся начальной школы, что есть такой ежемесячный журнал «Читай-ка», специально посвященный чтению детей этого возраста. Задача журнала — привить любовь к чтению, развить образное мышление для творчества и учебных успехов.
СОВЕТ: Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газе-ту. Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

ГДЕ НАЙТИ НУЖНЫЕ РЕБЕНКУ КНИГИ

Новые издания книг, как и учебников, можно купить в книжных магази-нах. Современный книжный рынок предоставляет родителям огромный вы-бор книг для детей.
Как ни велик поток книжных изданий для детей и количество их в книж-ных магазинах, детям и родителям не обойтись без библиотеки. Одна из привлекательных черт библиотеки — бесплатность пользования ее фонда-ми. Фонд библиотеки складывается десятилетиями. В нем есть книги разных лет издания.

Родительский практикум
Вопрос- ситуация №1:
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается чи-тать, третий - становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете пове-дение матери?
Вывод: Будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и оши-баться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы за-были, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту «простоту» ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Набе-ремся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Вопрос-ситуация №2:
Немного прочитав, Сережа устало говорит: « Не хочу больше читать!». «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну, мам», умоляет Сережа. « Кому говорят, читай!» - почти кричит мать. «Не ори на меня!» - грубит сын. Как избежать конфликта?
Вывод. Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и так да-лее

Вопрос №3: Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не про-читал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет» Насколько оправдан и эффективен такой прием?
Вывод. Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая стано-вится обязаловкой, и телевизор, который становиться развлечением, подар-ком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посу-ды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он, в конце-то концов, все дочитает и расскажет о содержа-нии. Современный писатель Е.Р. Пинак советует: «Делитесь тем, что вы лю-бите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу - делитесь вашей ра-достью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. А главное не просите у них ничего взамен. Потому что книга не может стать предметом торговли»

В нашем городе ежегодно проходит городской муниципальный конкурс на лучшего читателя книг среди учащихся 2 – 8 классов «Лучик». В этом конкурсе мы определяем лидеров по прочтению книг. Дети создают рекла-му прочитанной книге, рисуют эпизод или героя, понравившейся книги, со-ставляют кроссворды по произведениям писателей-юбиляров и многое дру-гое. Этот конкурс помогает привить любовь к чтению, стремлению познать многое и поддержать интерес к чтению среди школьников, воспитать куль-туру чтения, активизировать и развивать творческие способности школьни-ков, инициировать распространение традиции семейного чтения, привлечь внимание родителей, педагогических работников, общественности и иных организаций к проблемам развития детского и семейного чтения.
Я считаю, что таких конкурсов нужно устраивать больше, так как в ходе проведения таких конкурсов, выявляются действительно талантливые дети, которым нравятся книги и чтение в целом. Свою дочь я стараюсь приучить участвовать во всевозможных конкурсах, связанных с книгой и чтением. Она очень любит читать, не потому что мама заставляет или задали по школьной программе, а потому что это ей нравится.

Федосеева Валентина Владимировна,
МКОУ СОШ № 2, г. Тайшет

Как привить детям любовь к книге?
Мне, учителю русского языка и литературы, за 30 лет работы в школе этот вопрос приходилось слышать сотни раз. Что делать, если ребёнок не хочет читать? Конечно же, я проводила тематические собрания с родителями, устраивала выставки, конкурсы творческих работ, совместные праздники с учащимися «Мама, папа и я – читающая семья». Беседы, лектории, памятки, традиционные мероприятия с библиотекарями. Сколько всего в арсенале! Об этом написана масса статей. Сама я выступала с обобщением опыта работы по этой проблеме перед районной и областной аудиторией заинтересованных этой проблемой педагогов.
И всё-таки… Читают много и вдумчиво не более десятка детей в классе. А остальные? Остальные, как это не парадоксально, живут итак неплохо. И это вовсе не запущенные «троечники». Это вполне развитые и успешные дети. Они хорошо учатся по всем предметам, посещают кружки, секции, студии. У них масса друзей. И от того, что они не читают вечерами книжек, они совершенно не испытывают никакого душевного дискомфорта. Вот так!
Как привить любовь к книге? Этот вопрос меня нисколько не волновал, пока подрастал старший сын. Ему её не надо было прививать. Он родился с этой любовью – любовью к печатному слову, любовью к книгам. Да, с самого раннего возраста у него были замечательные иллюстрированные книги классической серии: В Сутеев, С. Маршак, К Чуковский, А. Барто, С. Михалков, русские народные сказки. Да, он видел читающей всю нашу семью. Да, мы с волнением выбирали новые книги в магазине. Ходили в библиотеку, сидели в читальном зале, выискивали интересные материалы в энциклопедиях. Всё это было. Вырос внимательный вдумчивый читатель, имеющий собственный взгляд на всё происходящее вокруг. Я горжусь тем, что, перейдя в 11-й класс, он на каникулах прочитал все четыре тома «Войны и мира». Причём, не пропуская описаний природы и батальных сцен (как раз, они-то и интересовали его более всего). Он много книг читает и сейчас, будучи взрослым, когда интернет-информация заполонила всё вокруг. А он читает книги. Приобретает интересные издания. Делится со мной прочитанным.
Я даже не задумывалась о том, что, когда в семье подрастёт младший сын, возникнет проблема нежелания читать книги. А, ведь, всё то же осталось в семье: шкафы ломятся от книг, мама читает, брат читает, родственники дарят книги, красивые и умные, дух любви к печатному слову никуда не исчез. Я много читала младшему вслух, но он быстро начинал отвлекаться во время чтения. Мир младшего ребёнка был наполнен другими радостями: машины, отвёртки, молотки, шестерёнки, детали, схемы, конструирование… Я не могу сказать, что он совсем был равнодушен к книгам. Он читал как-то рационалистично, строго то, что было необходимо. Учился он намного успешнее старшего. А вот читать… не любил. Вся моя многолетняя методика привития любви к чтению потихоньку терпела крах на примере собственного ребёнка.
И тогда я начала задумываться над тем, а стоит ли так навязчиво твердить о любви к чтению на каждом уроке литературы, на каждом родительском собрании? Ведь, в конце концов, не навязываем же мы всем занятия музыкой, живописью, танцами. Ведь, быть читателем ПРОНИЦАТЕЛЬНЫМ (как сказал один из классиков утопического социализма) дано далеко не всем. И выскажу мысль, может быть, крамольную среди учителей литературы: «Да оставьте в покое тех детей, которые не хотят читать объёмные книги, не интересные им в данный момент!». Они найдут, чем восполнить «незанятое пространство». Это может быть масса других увлечений. Другое дело, чтобы это не были увлечения пагубные, не наполненные духовным и созидательным содержанием. Не могут быть все страстными читателями, как не могут быть все музыкантами, художниками. Талант читать – это тоже талант. Понять то, что пытался донести до нас писатель – это искусство, овладеть которым дано не каждому.
Давайте не будем драматизировать ситуацию: «Ах, растёт поколение, которое не читает!» Читают! Читают то, что им необходимо. Читают продуманно, отметая ненужное, неактуальное. Читают и те, для кого чтение стало эстетическим наслаждением, кто находит через чтение классических произведений пути для самосовершенствования, духовного обогащения.
«Что же? - скажите вы. – Не стоит прививать любовь к чтению?». Стоит. Но делать это надо с учётом новых веяний времени, с учётом того, что все мы такие разные.

 

Тимофеев Кирилл Николаевич, специалист по возрастной психологии, читающий папа трехлетнего ребенка, г. Иркутск

Ни для кого не секрет, что современные дети (да и взрослые) стали меньше читать книги. Однако, в современном мире, когда у каждого в кармане гаджет со скоростью работы быстрее настольного компьютера 15-летней давности, а любая информация находится на расстоянии одного клика – так ли нужно чтение книг? Может, проблема «нечитающего поколения» надумана?
Если задать случайным людям вопрос «Зачем нужно читать?» большинство ответит: «Чтобы быть умным, эрудированным», «Чтобы писать грамотно», «Чтобы развивать память»…
Все эти утверждения верны. Однако посмотрим с другой стороны. «Человек читающий» отличается от «человека нечитающего» более широким кругозором и креативным мышлением, меньше подвержен влиянию общественного мнения и потока информации из СМИ и интернета. Тот, кто читает книги, учится свободно, незаштампованно мыслить и имеет свое, никем не навязанное собственное мнение.
Итак, уважаемые родители: если вас не пугает, что у вашего ребенка будет свое мнение обо всем (зачастую отличающееся от вашего!), то идем дальше.
Для начала ответьте на вопрос – в вашем доме есть книги? Да-да, те самые, бумажные?
Все реже в квартирах встречаются полки с книгами, не говоря уж о книжных шкафах. «Для чего нам эта макулатура?» - восклицают молодые люди при переезде от родителей. Ведь и правда – зачем держать в доме бумажные книги, когда огромная библиотека из нескольких тысяч произведений спокойно помещается на маленькой флешке? Только тут другая проблема – читать их будет некому…
Ребенок примерно с месячного возраста начинает активно познавать мир, который пока что ограничивается пространством, в котором он живет. Только при наличии полки с книжками есть вероятность, что маленький человек заинтересуется и, тыкая в них пальчиком, спросит, что это.
Читайте ребенку детские произведения! Изучайте их вместе. Не нужно думать, что ребенок не поймет. Если ваше чадо не может усидеть на месте больше минуты – все равно читайте вслух. И кругозор ему расширите, и внимание уделите.
Современные дети, еще не научившись толком говорить, уже вовсю играют в игрушки на смартфонах и планшетах. Ведь это так удобно для родителей – дают ребенку в руки планшет, и занимаются своими делами, забывая, что электронные устройства, даже самые новейшие – всего лишь инструмент, который не заменит столь нужного родительского внимания.
Меня как-то спросили: «А твой сын (ему скоро 3 года) на планшете в игрушки играет?». Я в ответ только пожал плечами и не стал рассказывать о том, что планшет ему малоинтересен, как в год уже знал весь алфавит (хотя его специально не учили – сам заинтересовался в возрасте 9 месяцев), как он сам достает с полок свои книжки, с умным видом их перелистывает и с гордостью говорит: «Я читаю!».
Некоторые родители, вдруг озадачившись тем, что «ребенок совсем не читает», разными способами пытаются всучить ему в руки книжку, а когда не получается, прибегают к радикальным мерам – «пока не прочитаешь, на улицу не пойдешь». Одно-два таких «нравоучения», и у ребенка на всю жизнь закрепится: «чтение = наказание» и даже, став взрослым, читать книги он не будет.
Невозможно заинтересовать ребенка чтением, когда папа все свободное время проводит у телевизора, а мама – с кастрюлями и шваброй. Родителям нужно самим читать книги – ведь дети во всем копируют их поведение. И начинать это делать нужно как можно раньше.
Многие скажут: «У меня нет времени на чтение». Если у вас нет времени, то вы либо его неправильно распределяете, либо чтение книг не входит в круг ваших интересов. На чтение можно найти время – посвятите этому занятию 20 минут в день, и за одну-две недели вполне можно прочесть довольно толстую книжку. Если ребенок будет чаще видеть читающих родителей, то и сам начнет читать.
И не забывайте, что книги не обязательно покупать – ведь есть библиотеки! Да и 10-дневный срок, за который книжку нужно вернуть, побуждает начать ее читать не «когда-нибудь потом», как купленную, а прямо сейчас.
Начните читать сегодня – мыслите свободно завтра!

 







Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии к материалам и публикациям:

Перистая Елена Александровна 11 октября 2016
Здравствуйте!Посмотрела работы участников конкурса "Книга и кино". Я в полном восторге!Какая фантазия, мастерство, сколько оригинальных идей. Спасибо за доставленное эстетическое удовольствие! Да не оскудеет русская земля талантами!

Михайлова Татьяна Александровна 23 октября 2013
Подскажите пожалуйста, могут ли принять участие в акции регионы? Как и куда отправлять книги?

Галина Егорова 07 декабря 2012
Очень рассчитываю увидят заинтересованные и включатся в работу :)

Ястребцева Елена Николаевна 07 декабря 2012
Спасибо за размещение ссылки на этот потрясающий проект!

Ястребцева Елена Николаевна 18 сентября 2012
Спасибо всем, кто принял участие в нашем сегодняшнем (18 сентября) первом "конкурсном" вебинаре. Пока не обучающем, только разъясняющем :-). Но мы начали присматриваться друг к другу - ведь впереди два месяцанашего общего пути "бок о бок", в котором мы будем учиться работать в Google-картах, снимать видео , делать презентации и "прятать" все эти нами созданнеы ресурсы под QR-кодами, которые также научимся размещать на наших картах... Итак, координаторы команд создали свои блоги, дали нащзвание командам-участникам, известили о составе команд и приняли (не все пока) участие в сегодняшнем вебинаре, в рамках которого проведенные опросы продемонстрировали большое желание участников освоить некоторые социальные сервисы. Все для того, чтобы школьники и студенты ЧИТАЛИ, ИССЛЕДОВАЛИ, ТВОРИЛИ, ВОСПЕВАЛИ свою Малую Родину!