Этапы проведения конкурсаОбучающие материалыНовости конкурсаУчастникиКритерии оценки работКонтактная информацияИтоги конкурса

 

УЧАСТНИКИ

Профиль команды

Уральские следопыты

Руководитель: Снегирева Надежда Ивановна
Место работы или учёбы: МБОУ ДОД ДЮЦ "Юность", детский клуб "Восход"
Должность: Педагог дополнительного образования

Состав команды

Дьяченко Дмитрий Алексеевич
Возраст: 15
Школа: МБОУ СОШ 129
Класс: 9
Вешкурцев Михаил Павлович
Возраст: 15
Школа: МБОУ СОШ 129
Класс: 9
Кривоногова Евгения Андреевна
Возраст: 15
Школа: МБОУ СОШ 129
Класс: 9
Фотоальбом
Снегирева Надежда Ивановна Уральские следопыты
25
ноября
2012
Маршрут "ПУНКТИР ВРЕМЕНИ"

 

Скачать и посмотреть презентацию маршрута "Пунктир времени" в целом можно по ссылке: 

http://narod.ru/disk/63997664001.93f047c26de77c745b25d223eda14073/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%8

Ключевые слова: "Уральские следопыты". Маршрут "Пунктир времени"

→ Комментировать (2)

Снегирева Надежда Ивановна Уральские следопыты
25
ноября
2012
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПОСТ

Команда "Уральские следопыты"

Наш профиль: http://chtenie-21.ru/moikrai/participants/508

Наша карта: 

https://maps.google.ru/maps/ms?vps=1&ie=UTF8&hl=ru&oe=UTF8&msa=0&msid=204445906697083178759.0004cf18035792307d342 

Презентация маршрута "Пунктир времени" в целом (можно скачать и посмотреть):

http://narod.ru/disk/63997664001.93f047c26de77c745b25d223eda14073/%D0%9C%D0%B0%D1%80

Работа над Проектом завершается. И это немного жаль.

Сил и времени, честно говоря, на него ушло много. Сначала выбирали темы маршрута, потом вызванивали интересных людей, потом с ними встречались… Что-то получилось, что-то нет… Параллельно шла работа по сбору материала, который пришлось потом сортировать, редактировать, оформлять… И ко всему  этому ещё добавилось освоение работы с гугл-картой! Вобщем, «запарились». Каждый из ребят отлично постарался.

На наш взгляд, результат получился хороший. Планируем на основе его издать брошюру-путеводитель (уже обсудили возможных спонсоров на это дело).

Организаторам конкурса  - огромное спасибо! Конкурс получился очень содержательным, развивающим, мотивирующим ребят на интересную творческую деятельность.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

Ключевые слова: "Уральские следопыты"

→ Комментировать (1)

Снегирева Надежда Ивановна Уральские следопыты
25
ноября
2012
"МАЙОНЕЗОВЩИНА"

Немного юмора

Конечно, без юмора в нашей работе над проектом не обошлось! Особенно повеселились мы, когда обсуждали тот факт, что Екатеринбург вошёл в книгу Рекордов Гиннеса как город, где на душу населения потребляется наибольшее количество майонеза на планете. В результате у нас родился сценарий рекламной акции, которую мы намерены предложить Екатеринбургскому жиркомбинату (ЕЖК) -  производителю прославившего город майонеза. Приведём его в сокращении:

Ведущий1:

Уважаемые жители и гости города Екатеринбурга! Знаете ли вы, что именно благодаря майонезу ЕЖК и его екатеринбургскому потребителю наш город занесён в книгу Рекордов Гиннеса, т.к. именно здесь на душу населения потребляется наибольшее количество майонеза на планете!

Ведущий 2:

Сегодня мы приглашаем вас принять участие в празднике майонеза! Вас ждут игры и конкурсы, дегустации, а также встреча с прекрасным!

Ведущий1:

Как известно, майонез  — это холодный соус, приготовленный из растительного масла, яичного желтка, уксуса или лимонного сока, горчицы и других приправ.

"Существует несколько версий происхождения слова «майонез». Согласно одной из них,  слово «майонез» — географического происхождения и связано с названием города Маон — столицы испанского острова Менорка. Маон был завоеван герцогом Ришелье. В 1758 году британцы осадили этот город. Когда у французов иссякли запасы продовольствия, за исключением яиц и оливкового масла, поварам пришлось готовили яичницу и омлеты, которые изрядно надоели французским офицерам. Наконец, герцог Ришелье приказал своему повару приготовить какое-нибудь новое блюдо. Находчивый повар взбил яйца с маслом и приправил эту смесь солью и пряностями. Понравившийся соус назвали «майонезом», в честь города Маон". (http://ru.wikipedia.org/wiki)

Ведущий 2:

Дорогие друзья, давайте назовём те блюда, для приготовлении которых используется майонез!

Конечно, кроме традиционных форм  употребления майонеза (в салатах, с грибами, с чёрным хлебом – любимый бутерброд студентов, и даже с арбузом – мы знаем такого человека!), существует множество других способов его применения! Например, в качестве крема для лица, средства для укрепления волос, краски для стен и, (возможно в будущем) как материал для экранов планшетников нового поколения.

Ведущий1:

Сегодня мы хотим представить вам новую технику живописи, которая кардинально отличается и от рисунка на бумаге, и от рисунка на ткани (батик) и от  живописи по мокрой штукатурке (фреска). Это – живопись майонезом на бархатном чёрном картоне.

Мастер-класс для вас проведёт очень заслуженный, хотя и не очень известный, художник Майонезович  (это его творческий псевдоним). Нам понадобится лист чёрного бархатного картона, кисть, много майонеза и, конечно, талант мастера. Итак, художник приступает к работе, он работает молниеносно, и буквально через несколько секунд картина готова!  Шедевр называется «Квадрат Майонезовича»!

Ведущий2:

Дорогие друзья! В нашем городе так велика популярность майонеза, что инициативная группа решила обратиться к депутатам городской Думы с предложением переименовать Екатеринбург в Майонбург.

Мы уверены, что со временем наш город станет столицей Майонезных Олимпийских Игр, а сейчас мы предлагаем вам принять участие в одном из будущих олимпийских видов майонезного спорта: закидывание на дальность пустых майонезных баночек. Победитель с лучшим результатом получит ПРИЗ!

 

Ключевые слова: Майонез в Екатеринбурге

→ Комментировать (1)

Снегирева Надежда Ивановна Уральские следопыты
24
ноября
2012
ВОРОТА В АЗИЮ. ВОКЗАЛ

Построив Петербург, Пётр I «прорубил окно» в Европу, основав Екатеринбург – «открыл  ворота» в Азию.

 

Всякий большой город начинается и кончается вокзалом. Здесь приезжающие начинают знакомиться с городом, здесь же прощаются с ним, бросив последний взгляд на его проспекты.

 ПРОШЛОЕ…

Первый вокзал (станция Екатеринбург-I) в старом Екатеринбурге появился в 1878 году, когда в город пришла железная дорога, соединив его с Тагилом и Пермью. Железная дорога сразу изменила жизнь Екатеринбурга. В город потекли новые товары. В нём выросли новые здания, среди которых вокзал занимал не последнее место.

          Старый вокзал

Уже скоро старый вокзал станции Екатеринбург-I стал тесноват. И в 1910 году начали строить новый вокзал в стиле модерн.

  Новый вокзал (старое время)

После постройки нынешней железнодорожной станции в 1914 году, старый вокзал стал использоваться только для принятия и отправки поездов, связанных с перемещение представителей вооружённых сил по стране.

         В 2003 году после реконструкции здание было превращено в Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги 

Первый вокзал без изменений дожил до наших дней, а второй дважды реконструировали. В 1939 году ему добавили второй этаж. В 1956 году пристроили боковые крылья с арками. Подверглась реконструкции и Привокзальная площадь. Трамвайные пути от здания убрали. На месте деревянных коттеджей выросли многоэтажные корпуса. А посередине площади в 1962 году встал памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса. 

Привокзальная площадь

НАСТОЯЩЕЕ…

         Сейчас на небольшой площади перед старым вокзалом посетителей встречают скульптуры, олицетворяющие профессии железнодорожников разных эпох – начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить об отправление поезда; путейские рабочие; проводница, разносящая пассажирам чай. Перед входом в здание расположилась скульптурная группа «Пассажиры», иллюстрирующая жизнь пассажиров на вокзале. 

«Пассажиры»


«Проводница, разносящая пассажирам чай»


«Путейские рабочие»


«Начальник станции»

В сутки вокзал (станция Екатеринбург-Пассажирский) обслуживает более 115 тыс. пассажиров, отправляя их по 7 направлениям. Вокзальный комплекс, состоящий из 4-х зданий, обеспечивает ежесуточное отправление 60 пассажирских и более 180 пригородных поездов.

БУДУЩЕЕ…

В Екатеринбурге к всемирной выставке "Экспо 2020" может быть реализован амбициозный проект строительства нового городского железнодорожного вокзала.
Сейчас "Корпорация развития Среднего Урала" рассматривает два основных проекта реконструкции вокзала уральской столицы. Оба подразумевают сохранение исторического здания ж/д вокзала и возведение новых построек за ним, над железнодорожными путями.

 Проект вокзала немецкой компании "Deutsche bahn" 

Первый проект вокзала разработан немецкой компанией "Deutsche bahn". Идея подразумевает строительство "летающей тарелки" над железнодорожными  путями. Внутри "тарелки" будут располагаться залы ожидания и торговые площади - всего 120 тыс. кв. м. Крыша вокзала будет полностью эксплуатируемой: на ней планируется разбить городской парк.


Проект французского архитектурного бюро AREP 

Второй проект - французского архитектурного бюро AREP - предполагает строительство над путями стеклянной галереи с двумя ответвлениями-платформами, а сами вокзальные помещения и сопутствующий торгово-развлекательный центр расположатся за путями в высотном здании.

Работы над новым вокзалом могут быть закончены к 2016 году.

Ключевые слова: Железнодорожный вокзал. Уральские следопыты

→ Комментировать

Снегирева Надежда Ивановна Уральские следопыты
22
ноября
2012
ДРЕВНИЕ МЕТАЛЛУРГИ

Как установили учёные-археологи, древние люди на Урале с давних времён  плавили медь. Местами они  воздвигали целые горно-металлургические комплексы!

Ценный археологический памятник был открыт на скальном массиве Петрогром (30 км от Екатеринбурга).

Скалы Петрогром

Возраст гранитов, слагающих скалы, достигает 300 млн лет. За это солидное время гранитные массивы подверглись сильному разрушению. Горизонтальные и вертикальные трещины, образовавшиеся еще в период остывания магмы, из-за разрушающего действия эрозии расширялись и углублялись. Итог налицо – образовались причудливые вертикальные столбы, сложенные матрацевидными округлыми плитами.

  Скалы Петрогром

Скалы вытянулись с востока на запад, наибольшая высота скал достигает 15 м. Расширяющиеся кверху каменные колонны поражают воображение. Можно подумать, что подобные каменные палатки могли быть сложены какими-то мифическими исполинами… (http://uraltourist.ru/)

    Каменная "чаша" на скалах Петрогром

Археологи выяснили, что площадки на вершине горы Петрогром служили местом производства металла (меди, железа) и металлоизделий, а каменные чаши – это основания плавильных горнов. В культурном слое вблизи скал обнаружена керамика, шлак (медный и железный), фрагменты глиняных воздуходувных сопел, тиглей, обмазка горнов, каменные песты и точильные бруски, тальковая форма для отливки трехгранных наконечников стрел, глиняные сердечники для отливки наконечников копий и кельтов, заготовки для матриц…. Основания вскрытых раскопками восемнадцати плавильных печей залегают над глубокими узкими щелями, прорезающими массив горы и служившими воздуходувными ходами. В диаметре печи достигали 80—120 сантиметров. Наиболее древние следы плавки относятся ко второй половине первого тысячелетия до нашей эры. (http://video.yandex.ru/users/byslaikyr/view/40/#)

Раскопки на горе Петрогром помогли более точно опреде­лить и датировать многие памятники в Екатеринбурге и его окрестностях, вскрытые раскопками в конце XIX столетия. Ныне в черте города вблизи озера Шарташ находятся Шарташские каменные палатки  –  гранитные скалы - останцы. 

 Шарташские каменные палатки

  В высоту скалы достигают 12-ти метров, а вместе с земляным холмом, на котором расположены, возвышаются до 25 метров. Их отличает матрацевидная форма, возникшая в результате воздействия ветра, воды, температуры.

    Шарташские каменные палатки

Эта гряда огромных гранитных валунов служила племенным центром, жертвенным местом и «металлургической базой» древних поселений. Исследователями XIX века они были неправильно определены как жертвенные места, тогда как это такие же, как и Петрогром, древние металлур­гические производства IV—V веков нашей эры. Здесь в большом количестве были найдены кости животных, фрагменты листовой меди, литая скульптурка лошади, развалы сосудов Петрогромского типа. (http://www.ihist.uran.ru/_ency-show-1578).

По современным археологическим данным, на берегах Шарташского озера располагались до 10 поселений и стоянок древнего человека, самые ранние из которых относят к 3 тысячелетию до нашей эры и даже к более ранним периодам. 

 

 Сегодня Шарташские каменные палатки являются одним из излюбленных мест горожан для пеших, велосипедных и лыжных прогулок, пикников, отдыха с детьми на свежем воздухе. 

Ключевые слова: Древние металлурги на Урале. Уральские следопыты

→ Комментировать (3)

Снегирева Надежда Ивановна Уральские следопыты
22
ноября
2012
ТАЙНА ШИГИРСКОГО ИДОЛА. 9,5 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД

В середине XIX века на Шигирском торфянике, что на восточном склоне Среднего Урала северо-западнее Екатеринбурга, открыли месторождение рассыпного золота. Когда рабочие начали вести разработку, копать землю и торф, им стали попадаться необычные предметы: наконечники для стрел и гарпунов, кинжалы с лезвиями из тонких кремниевых пластинок, лук, весла, ковшики с красивым орнаментом. Всё это прекрасно сохранилось благодаря тому, что торф — замечательный консервант древностей. В глинистых и песчаных почвах предметы из органических материалов за сотни лет исчезают бесследно, в торфе же могут пролежать тысячелетия. 

Основная часть находок была передана в музей Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), наследником его стал Свердловский областной краеведческий музей. В настоящее время в Шигирской коллекции, хранящейся в фондах музея уже более ста лет, около трех тысяч экспонатов. Среди них много предметов удивительной красоты, свидетельствующих о высоком мастерстве предков: деревянная ложка с ручкой в виде головы утки, скульптурное изображение головы лося из рога, миниатюрная деревянная голова медведя, роговое навершие жезла, изображающее какого-то хищника...

                                               

Однако самым ярким и самым знаменитым экспонатом коллекции является Большой Шигирский идол из дерева, имеющий непростую новейшую биографию.

Обнаружили его в торфе на глубине 4 метров 24 января 1890 года, откопали и передали в музей УОЛЕ. Деревянные фрагменты извлекали из торфа по частям, в результате была нарушена последовательность их соединения. Благодаря реконструкции, сделанной  в 1914 году археологом В.Я. Толмачевым, была воссоздана огромная деревянная статуя (высотой  5.3 м) с выразительной головой, испещренная сложным орнаментом.

                                

Увы, полностью до наших дней она не сохранилась: нижняя половина туловища длиной 193 сантиметра утрачена в военное время, теперь о ней можно судить только по рисунку Толмачева. Но даже в неполном виде это — крупнейшее на планете изваяние древних мастеров по дереву на сегодняшний день.  

 

                                                     

Споры о возрасте идола не утихали с момента его обнаружения. Мнения были самые разные: от неолита (V—VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тыс. до н. э.) и даже раннего железного века (I тыс. до н. э.). В 1997 году идол начал разрушаться, понадобилась срочная консервация. Но перед тем как её осуществить, было решено провести радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоёв древесины, что и было сделано  двумя независимыми экспертизами: в Институте истории материальной культуры (Санкт-Петербург) под руководством Галины Ивановны Зайцевой и в Институте геологии РАН (Москва) в лаборатории Леопольда Дмитриевича Сулержицкого. Результаты исследований изумили всю археологическую общественность: дата рождения идола – эпоха мезолита (средний каменный век) — 9,5 тысяч лет тому назад!

«Это уникальная скульптура, - свидетельствует    Михаил Жилин, старший научный сотрудник института археологии РАН (Москва) (http://www.uran.ru/gazetanu/2003/09/nu20/wvmnu_p1_20_092003.htm), - Подобных нет нигде в мире. Шигирский идол – одновременно и очень живой, и очень сложный. А орнамент, которым он покрыт, — это ни что иное, как зашифрованная информация.

                                                              

С помощью орнамента древние люди передавали свои знания. Расшифровать их очень сложно. … На сегодняшний момент это самая древняя деревянная скульптура. (…) Получается, что уральский идол не только старше египетских пирамид, но и цивилизаций майя и ацтеков.  (…)  Наши предки из каменного века … не отделяли себя от «потусторонних» сил, а жили с ними. И идол этот, скорее всего, — часть их ежедневного окружения, его непосредственный участник. Пожалуй, он олицетворяет сразу несколько духов. В нём закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и ещё многое, о чём мы можем лишь догадываться. И знаете, что самое интересное? Обычно такого рода скульптуры, ну, скажем, тотемные столбы американских индейцев, вкапывались в землю. Этот же по всем признакам просто стоял, к чему-то прислонённый. Почему — загадка из загадок». 

Для уникального музейного экспоната был изготовлен на сверхсекретном в те годы оборонном предприятии специальный стеклянный саркофаг: гигантский размер находки и необычные параметры потребовали нестандартных решений.

Сегодня идола, «одетого» в стекло, в подсветке, напоминающей звёздное небо, может увидеть каждый в отдельном музейном зале и послушать интересный рассказ о нём из уст Светланы Николаевны Савченко — хранителя Шигирской коллекции или Светланы Николаевны (тёзки!) Паниной, заведующей отделом археологии и этнографии Свердловского областного краеведческого музея. Свои экскурсии они любят заканчивать словами: «Теперь-то вы знаете, что в городе Екатеринбурге не только расстреляли российского царя, но здесь хранится самый древний деревянный идол в мире!»

Ключевые слова: Шигирский идол. Уральские следопыты

→ Комментировать

Снегирева Надежда Ивановна Уральские следопыты
20
ноября
2012
«ВЫСОЦКИЙ» – XXI ВЕК.

Небоскрёб «Высоцкий» - восклицательный знак в конце маршрута «Пунктир времени».

В XXI веке город Екатеринбург обрёл архитектурную и стилевую доминанту – 25 ноября 2011 состоялось открытие одного из самых высоких зданий в стране: 54-этажный небоскрёб является самым высоким зданием не только Екатеринбурга, но и всей России за пределами Москвы.

  

 В августе 2010 года дирекция будущего бизнес-центра  объявила конкурс на новое имя для строящегося небоскрёба. Было рассмотрено более 12 тысяч вариантов. По результатам конкурса было присвоено имя — «Высоцкий». Владельцы небоскрёба специально приурочили его открытие к премьере фильма « Высоцкий. Спасибо, что живой». Семья Высоцких официально разрешила башне носить их фамилию. Открыл небоскрёб Никита Высоцкий.

Если определять небоскрёбы как здания выше 150 метров, «Высоцкий» является самым северным небоскрёбом мира.

 Вид с "Плотинки" на небоскрёб "Высоцкий"

Учредителям нового бизнес-центра был вручён сертификат "Книги рекордов и достижений России" с включением в "Книгу рекордов Гиннеса" в номинации "Самый высокий многофункциональный комплекс в Урало-Сибирском и Центрально-Азиатском регионах".

Общая площадь здания свыше 117 тыс. кв. м, в проект небоскрёба включён паркинг на 670 автомобилей, а также вертолётная площадка на крыше.

 4 мая 2012 гола на небоскрёбе «Высоцкий» открылась смотровая площадка, поднявшись на которую, все желающие смогут посмотреть на город с высоты «птичьего полёта».

Вид со смотровой площадки небоскрёба "Высоцкий"

Ключевые слова: Небоскрёб "Высоцкий".Уральские следопыты

→ Комментировать (1)

Снегирева Надежда Ивановна Уральские следопыты
20
ноября
2012
ТЕКТОНИЧЕСКИЙ РАЗЛОМ ИЛИ СУДЬБА? Вознесенская горка. XIX век

С Вознесенской горки открывается величественная панорама города Екатеринбурга. Как эта высота называлась раньше, точных сведений нет, но после строительства здесь церкви Вознесения Господня за этой горкой прочно закрепилось название «Вознесенская».  

         

Церковь Вознесения Господня, старейшая в Екатеринбурге.

Именно Вознесенская горка первой дала свой вековой лес на строительство города-крепости на Исети. Так сложилось, что Вознесенская горка счастливыми человеческими судьбами мало отмечена. Одни объясняют это тем, что вокруг горы якобы проходит тектонический разлом, образуя «чёрную дыру». Другие связывают несчастья со старым языческим кладбищем, обнаруженном на этом месте ещё при закладке города-крепости в 1723 году. По историческому положению, по наличию сохранившихся уникальных памятников архитектуры, по разыгравшейся здесь в июле 1918г. в подвале Ипатьевского дома трагедии (сейчас на месте снесённого Ипатьевского дома стоит величественный Храм-на -крови) Вознесенская горка в Екатеринбурге самая, пожалуй, уникальная историческая территория.

Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших

Здесь, на возвышенном месте левобережья городского пруда, в конце XVIIIв.- начале XIXв. решил построиться купец второй гильдии Лев Иванович Расторгуев.

Усадьба Расторгуевых-Харитоновых

Многочисленные легенды и предания, связанные с историей создания усадьбы и её владельцами, красота архитектуры - всё это издавна привлекало внимание историков, краеведов, исследователей искусства.Однако многие загадки так и не разгаданы, например, неизвестен автор особняка. Кто он, этот талантливый зодчий? Почему не сохранилось ни одного документа об оплате работы заказчиком, ни одного чертежа, подписанного автором? Частично проливает свет на поставленные вопросы архивная находка челябинского краеведа И. Борисова. Ему удалось ознакомиться с перепиской владельца Кыштымских заводов А. Зотова, одного из наследников Л. Расторгуева. Отрывок его письма опубликован в журнале «Уральский следопыт» (№5, 1999г.):  «Вы давно интересуетесь судьбой архитектора в строительстве моего дворца, то есть Харитоновского. Со слов моего отца, а он получил эти сведения от моего деда по матери Льва Ивановича Расторгуева и деда по отцу Григория Федотовича Зотова: с начала 1796г. мой дед Лев Иванович решил блеснуть перед екатеринбургской знатью тем, что построит небывалый ещё в городе дворец... Денег была уйма, но не было даровитого зодчего. Из Петербурга отказались приехать. Здесь же, в Екатеринбурге, не имелось... Это затруднение мой дед Лев и поведал начальнику канцелярии Пермского губернатора. На это начальник ответил, что в Тобольской каторжной тюрьме содержится узником очень важный государственный преступник и в то же время даровитый зодчий. Если дать кому следует, то в Петербурге могут временно из Тобольской каторги узника отчислить в екатеринбургскую тюрьму в ваше распоряжение на стройку дворца... Расторгуев так и сделал. Через шесть месяцев перевели узника в екатеринбургскую тюрьму. До свидания деда с зодчим главный директор тюрьмы предварил моего деда о том, что ни в коем случае не расспрашивать фамилии узника. Он умершим считается, только его номер можете знать...

       

Усадьба Расторгуевых-Харитоновых

Встреча моего деда с узником состоялась. …Через 12 лет дворец был готов. Но слово мой дед не сдержал в части досрочного освобождения узника или устройства побега. Надломленный и обиженный моим дедом узник впал в ипохондрию. По дороге в Тобольск он повесился в тюменской пересыльной тюрьме».

Желая расширить владения,  3 августа 1808г. Расторгуев подал прошение начальнику  екатеринбургских заводов, в котором предлагал передать ему в «потомственное владение»  «пустопорожнее место», лежащее за валом вблизи церкви Вознесения. Он писал, что место это болотистое, топкое и «от засорения и скопления в нём нечистот причиняет гнилостью воздуха в здоровье человеческом тягость». Расторгуев собирался место это очистить и «довести до того, что, наконец, не будет не только безобразить, но и составит приятный вид сада - украшение города». Так на северном крутом склоне Вознесенского холма был разбит сад с искусственным озером, тенистыми аллеями, беседками и гротами - действительно ставший украшением города.

Беседка в парке усадьбы Расторгуевых-Харитоновых

Сад был сразу открыт для посетителей. Это первый общественный сад в городе. Деревья для него, уже взрослые, тридцати-сорокалетние, отбирались в лесу поздней осенью и привозились в усадьбу. Этим липам и лиственницам около двухсот лет - это самые старые деревья в Екатеринбурге.

В 1924 году в парке перед входом во дворец произошёл провал и открылся тоннель. По одной из версий, этот тоннель соединял дом с беседкой в саду, а его ответвления открывали входы в другие подземные помещения. Горячие головы до сих пор будоражат мысли о несметных сокровищах Расторгуевых-Харитоновых, так и не найденных в лабиринтах подвалов и тёмных ходов усадьбы и парка.

Представляет интерес точное описание этой усадьбы в романе  Д.Н.Мамина-Сибиряка  «Приваловские миллионы»: «Он (дом) занимал собой вершину горы и представлялся издали чем-то вроде старинного кремля.

                                         

                                           Усадьба Расторгуевых-Харитоновых

Несколько громадных белых зданий с колоннами, бельведерами, балконами и какими-то странной формы куполами выходили главным фасадом на небольшую площадь, а великолепными воротами в форме триумфальной арки на Нагорную улицу. Непосредственно за главным зданием, спускаясь по Нагорной улице, тянулся целый ряд каменных построек, также украшенных колоннами, лепными карнизами и арабесками. Сквозные железные ворота открывали вид на широкий двор, со всех сторон окруженный каменными службами, конюшнями, великолепной оранжереей. Это был целый замок в помещичьем вкусе: позади зеленел старинный сад, занимающий своими аллеями весь спуск с горы».

Ключевые слова: Вознесенская горка. Усадьба Расторгуева-Харитонова

→ Комментировать (1)

Снегирева Надежда Ивановна Уральские следопыты
20
ноября
2012
ЭРМИТАЖ СПАСЁННЫЙ. 1941-1945гг.

 «Вольтер "стоял на голове" - знают ли об этом наши одноклассники?» - задумались ребята нашей команды.

     

     Екатеринбургский Музей изобразительных искусств

Когда мы обратились в Екатеринбургский Музей изобразительных искусств с просьбой рассказать нам о пребывании  коллекции Эрмитажа в Свердловске (Екатеринбурге) в годы Великой Отечественной войны, мы услышали в ответ, что эта тема давно всем известна и нового в ней ничего не открыто. Тогда мы решили провести небольшое социологическое исследование среди школьников и учителей, составили анкету, провели опрос.

      В результате анкетирования оказалось, что из 118 опрошенных учеников и учителей 19 человек знали, что в Свердловск (Екатеринбург) во  время Великой Отечественной войны была эвакуирована большая музейная коллекция, и только один человек правильно ответил, что это была коллекция Эрмитажа.

       Вооружённые результатами наших социологических исследований, мы вновь обратились в музей и на этот раз получили согласие на встречу с учёным секретарём Екатеринбургского Музея изобразительных искусств , Ольгой Владимировной Щиновой.

   Встреча с Ольгой Владимировной Щиновой в Музее изобразительных искусств


    

 Беседа получилась интересная, содержательная, мы узнали много подробностей об  эвакуации сокровищ Эрмитажа во время войны и получили в подарок замечательную книгу -  каталог выставки «Спасённый Эрмитаж», которая состоялась  в Екатеринбурге в 1995г.

 

      Вот что пишет Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, в предисловии к этой книге: «В Свердловске было трудно, но надёжно. Ничто не пропало. Выжили и вещи и люди. Выжили и сохранили, передавая из поколения в поколение, чувство глубокой благодарности Свердловску…»

       Приведём некоторые факты.

       22 февраля 1946г.,  выступая на заседании международного военного трибунала в  Нюрнберге,  директор Государственного Эрмитажа И.А. Орбели сказал: «…Я ближайшим образом наблюдал меры, предпринимаемые врагом по отношению к музею Эрмитаж, к зданиям Эрмитажа и Зимнего дворца.  На протяжении долгих месяцев шла систематическая их бомбёжка и артиллерийский обстрел. В Эрмитаж попали две авиабомбы и около 30 артиллерийских снарядов…» 

        На рассвете 22 июня 1941г. фашистские войска вступили на советскую территорию, началась война.  Двумя днями позже была объявлена эвакуация Эрмитажа. Упаковка музейных ценностей шла круглые сутки.

   Выписка из Приказа об эвакуации коллекций Эрмитажа в Свердловск (Екатеринбург). Фото из книги "Эрмитаж спасённый".

  Первый железнодорожный эшелон, увозивший около полумиллиона (!) экспонатов, отправился 30 июня 1941г. 9 июля он благополучно прибыл в Свердловск (Екатеринбург),  ящики с эрмитажными коллекциями были размещены в Картинной галерее (теперь это  Екатеринбургский Музей изобразительных искусств) и других помещениях.

  Разгрузка коллекций Эрмитажа в Свердловской картинной галерее. 1941г. Фото из книги "Эрмитаж спасённый".

         В одном из ящиков находилась известная мраморная статуя Вольтера (скульптор Ж.А.Гудон. 1741-1828). Статуя была заказана Екатериной II в 1780 г.

Сидящий в кресле Вольтер – лучший, наиболее яркий и законченный образ из всех созданных Гудоном портретов философа. Вольтер позировал скульптору незадолго до своей кончины, будучи глубоким старцем, но мастер сумел передать внутреннюю энергию и острый динамичный характер «властителя дум» XVIII в. Статуя совершенна не только по глубине раскрытия образа, но и по высочайшему мастерству исполнения. Разнообразно обрабатывая мрамор, Гудон умеет передать и гладкую блестящую поверхность ткани, и сухость старческих пальцев, и глубокие морщины на лице, и пронзительный взгляд острых глаз. «Какая чудесная вещь! Это воплощённая насмешка!» - так оценил «Вольтера» великий французский скульптор Огюст Роден. (http://www.hermitagemuseum.org/)

       Удивительно то, что великий старец остался верен себе даже будучи  запечатлённым в мраморе. Мы знаем, что он  "подшутил" над Свердловском (Екатеринбургом), простояв годы войны (1941-1945)   во дворе Картинной галереи… "на  голове".  Мы спросили Ольгу Владимировну, как такое оказалось возможным?

       Ольга Владимировна   разъяснила нам, что сотрудники Эрмитажа, прибывшие в Свердловск вместе с эвакуированной коллекцией, в целях проверки состояния музейных предметов производили контрольные вскрытия специальных упаковочных ящиков. 

                                        

Вскрытия эти велись в течение всех военных лет эвакуации, но носили выборочный характер – ведь эвакуированная эрмитажная  коллекция включала сотни тысяч произведений искусства! Так уж получилось, что ящик со скульптурой мыслителя, будучи перевёрнутым, ускользнул от внимательного взора хранителей сокровищ!

Добавим, что Екатеринбургский Музей изобразительных искусств известен не только спасением собраний Эрмитажа, но и уникальной коллекцией каслинского художественного литья и всемирно известным Каслинским чугунным павильоном, получившим гран-при на Парижской выставке 1900 года. Павильон зарегистрирован в международном каталоге ЮНЕСКО как раритет — единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейном собрании! 

                            

                  Каслинский чугунный павильон в Екатеринбургском Музее изобразительных искусств

Чугунный павильон пленяет зрителей красотой ажурных узоров, тонкостью их отливки, в этом проявилось  безукоризненное мастерство народных умельцев, сумевших покорить грубый чугун так же, как когда-то другие уральские мастера покорили холодный камень…

Ключевые слова: Эрмитаж спасённый. Каслинский чугунный павильон. У

→ Комментировать

Снегирева Надежда Ивановна Уральские следопыты
20
ноября
2012
УРАЛЬСКИЙ МАЛАХИТ. XVIII век

     

"Красота спасёт мир", но кто спасёт красоту?

Рассказ об уральском малахите, о том, где мы с Женей  видели его в Петербурге этой осенью, и почему так трудно сегодня пройти в «Уральский минералогический музей В.А.Пелепенко».


                             «Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить». (П.П.Бажов)

              

 «…Почковидные и капельниковатые разности превосходят по красоте малахиты из всех прочих известных месторождений на Земном шаре…», - записал в путевом дневнике Густав Розе, спутник знаменитого естествоиспытателя Александра фон Гумбольдта во время поездки на Урал в1829 г. 

Один такой «узор редкостный» уральского малахита описан в сказе Павла Петровича Бажова: «…будто из середины-то дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу тоже птица. Явственно видно…»

Крупнейшие и непревзойдённые по качеству и запасам месторождения малахита  были обнаружены на Урале в начале XVIII века. В 1702 г. открыто медное Гумешевское месторождение (в 55 км к  юго-западу от Екатеринбурга), медь из которого, согласно археологическим исследованиям, брали ещё в конце первого тысячелетия до н. э. 

                

Малахит представляет собой соль меди и поэтому образуется исключительно на медных месторождениях. Из этого месторождения происходит замечательная глыба малахита массой 1504 кг, которую владелец рудника А.Ф.Турчанинов преподнёс Екатерине II, а та в свою очередь «всемилостивейшее пожаловала» музею Горного института, где она хранится до сих пор.

К сожалению, во время нашей поездки в Петербург в октябре этого  года нам с Женей не удалось попасть на экскурсию в Горный институт (теперь он называется Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»), но мы посмотрели фотографии знаменитой малахитовой глыбы, размещённые на сайте музея Горного университета (http://www.spmi.ru/museum).

       Позднее были открыты богатые малахитовые залежи возле города Нижний Тагил, и владелец рудника  Анатолий Демидов велел вырубить из первых же крупных находок малахитовый храм - изящную  восьмиколонную ротонду - в дар царю Николаю I.

      - Эта ротонда сейчас украшает один из залов Государственного Эрмитажа – мы с Женей видели!

       Мы посетили «Уральский минералогический музей В.А.Пелепенко» (г.Екатеринбург) и увидели там причудливые формы малахита в естественном виде, таком, каком его находят в природе:  всевозможные почки, сталактиты:

                        

Такие формы обусловлены условиями  образования малахита, они возникают, растут, увеличиваясь в размерах, точно так же, как, например, сосульки. Но главную роль здесь играет не простая вода, а водные растворы медных солей.

                    

Расскажем немного об «Уральском минералогическом музее В.А.Пелепенко». 

 Это -  первый частный музей в Екатеринбурге.

                      

Директор музея - Пелепенко Владимир Андреевич начал собирать свою личную коллекцию камней с начала 1970-х годов. В поисках минералов он исколесил не только весь Урал, но и Россию, и многие зарубежные страны. В 1988 году он впервые вывез 160 образцов минералов в Мюнхен на международную ярмарку, там его коллекция была признана лучшей.

                       

С тех пор камни уникальной коллекции участвовали во многих выставках, а в 2000г.  открылся «Уральский минералогический музей» - один из брендов современного Екатеринбурга. Главные достоинства обширной коллекции  - это красота и  хорошая сохранность минералов. В этом можно убедиться, глядя на  фотографии, приведённые в этой статье с сайта музея:  http://www.pelepenko-va.ru/.                  

                         

 Мы побеседовали с директором «Уральского минералогического музея» Владимиром Андреевичем Пелепенко об истории создания коллекции, о перспективах развития музея и о тех трудностях, которые приходится преодолевать, чтобы это развитие состоялось.

                              

 Выяснилось, что с мая 2012г. вход в музей перегорожен бетонным забором. Чтобы попасть в залы музея, нам пришлось сначала войти во внутренний двор здания через тяжёлые железные ворота (рядом  рвётся с цепи огромная сторожевая собака), потом  спуститься в подвальное помещение и  пройти по длинному тёмному коридору:

                                             

 

 

Всё это – следствие проблем, возникших у музея с руководством гостиницы «Большой Урал», которое имеет свои виды на площади, занимаемые музейными экспозициями.

В зале музея среди множества изумительных по красоте минералов есть один особенный – это большой  кристалл горного хрусталя, он «волшебный» - если приложить к нему руки и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Мы от души пожелали замечательному музею победы и дальнейшего процветания! Познакомиться с некоторыми образцами коллекции В.А.Пелепенко можно здесь.

                                              

           «Слышала я, будто в царском дворце есть палата, малахитом тятиной добычи обделанная…», - говорит Танюшка, героиня сказа П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». В сборнике уральских сказов Павла Петровича речь идёт не только о богатствах земли уральской, но и о самобытных народных умельцах, раскрывших и показавших миру нерукотворное зелёное чудо.

   - Малахитовый зал в Эрмитаже

 Отсюда, с Урала, пошла техника обработки малахита, известная во всём мире как техника «русской мозаики».

    - Ваза из уральского малахита в Эрмитаже

   - Малахитовая ваза в Екатерининском дворце (Царское Село)                                                                                                            

В 1851г. английский обозреватель Всемирной  выставки в Лондоне писал: «Первое место между русскими произведениями, как по богатству, так и по изяществу, бесспорно принадлежит изделиям из малахита. Великолепие, изумительная оконченность, с которыми обработан этот драгоценный материал, составляют вместе ещё неожиданное до сих пор явление в истории искусства».

При осмотре ваз, шкатулок  или других изделий из малахита  может показаться, что вещь сделана из цельного куска камня, однако, чаще всего это не так. Всё дело в искусной работе мастера.  Поначалу куски камня разрезались на тонкие пластинки, которые надо было подобрать по рисунку. С помощью специальной мастики кусочками обклеивался остов будущего изделия. Приклеенные кусочки малахита выравнивались, шлифовались и полировались. Такой способ изготовления и носит  название  «русская мозаика». Именно он применялся в оформлении Малахитового зала в Государственном Эрмитаже (на отделку  пошло две тонны уральского малахита) и колонн у алтаря Исаакиевского собора (высота колонн около 10м).

  - Малахитовые колонны в Мсаакиевском соборе. Фотография сделана во время нашей с Женей поездки в Санкт-Петербург в октябре этого года.

       Приведём рассказ об одном из удивительных мастеров завода «Уральский самоцвет»: «…Секрет заделочной мастики — святая святых малахитчиков. Малахит ведь камень хрупкий, часто пористый, с раковинками. Для целостности рисунка эти поры и раковинки мастера заделывают мастикой, в состав которой входят воск, канифоль, толчёный малахит, еще кое-что. Так вот, у всех почти что мастеров заплатки быстро тускнели на основном-то фоне, а у Ивана Оберюхтина  годы и годы стоит, и неотличима. (…)

       Последние свои годы Оберюхтин прожил почти молча и только немногим близким по духу людям он выговаривался: «Ведь в нашем деле что само важно? А то важно, что не ты рисунок камню даёшь, а ты из камня рисунок вынимаешь. У каждого камня свой лик. Ты его и окажи. Ты камень-то огляди сперва. …. Кажись, уж все ухватил да увидел. Хвать молоток. Ан ещё погоди. Околтать всегда успеешь. У молодого рука да глаз скорые да неточные. Чуть-чуть не доглядел — вся красота и ушла в отбой. А тогда не поворотишь. Неспешно ещё разок огляди, да смекни. Камень — он тоже сурьезный подход чувствует. И тогда уж себя непременно окажет».  (Л.М.Сонин. «Тайны седого Урала».  http://oldrushistory.ru/library/Tayny-sedogo-Urala/46).

   

 

 

Ключевые слова: Малахит. Уральский минералогический музей В.А.Пеле

→ Комментировать

страницы: 1 2