Этапы проведения конкурсаОбучающие материалыНовости конкурсаУчастникиКритерии оценки работКонтактная информацияИтоги конкурса

 

УЧАСТНИКИ

Профиль команды

Наукоград 42

Руководитель: Молоканова Ольга Борисовна
Место работы или учёбы: МБОУ Гимназия 42
Должность: Заведующая библиотекой

Состав команды

Худобина Соня
Возраст: 16
Школа: Гимназия 42
Класс: 10Б
Крюкова Алена
Возраст: 16
Школа: Гимназия 42
Класс: 10Б
Гимазова Таня
Возраст: 15
Школа: Гимназия 42
Класс: 10Б
Алымова Татьяна Валерьевна
Возраст:
Школа: Алтайская краевая универсальная научная библиотека им.В.Я.Шишкова
Класс:
Фотоальбом
Молоканова Ольга Борисовна Начало работы
24
ноября
2012
Наш заключительный пост

Итак, вот и подходит к концу наша виртуальная экскурсия по культурно-историческим ценностям города Барнаула. Это было очень увлекательное и занимательное путешествие. Никогда раньше мы не догадывались о том, что в нашем городе существует множество памятников культуры. У каждого своя история и она затягивает, как и всякая интересная история. Проект «Малая Родина» помог нам осознать и то, что каждый памятник культуры нужно беречь, хотя бы изредка приводить его в идеальное состояние. Мы надеемся на то, что Вам понравилась та информация, которую мы находили и выкладывали для Вас.
Жители Барнаула любят свой город и тот, кто здесь вырос, никогда не забудет о нем. На прощание мы предлагаем Вашему вниманию стихотворение победителя литературного конкурса Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской в номинации "Первая книга" двенадцатилетней девочки Любы Акимовой.

«О городе, в котором я живу»

Кисти в краски окунул 
И раскрасил улицы: 
Расцветает Барнаул – 
Все вокруг любуются, 

Как стремятся ввысь дома 
И шумит проспект. 
Так узнай же вся страна – 
Лучше места нет!!! 

Любим мы бывать на речке, 
В парках веселиться: 
Расцветает пусть он вечно 
Алтайская столица. 

«Барнаул – столица мира!» –
Скажут все вокруг. 
В этом барнаульцев сила, 
Он для всех как друг. 

С уважением, команда «Наукоград 42».

Ссылка на карту https://maps.google.com/maps?hl=ru&tab=ll&authuser=0

Ключевые слова: Наукоград-42

→ Комментировать

Молоканова Ольга Борисовна Начало работы

Молоканова Ольга Борисовна Начало работы
23
ноября
2012
Демидовская площадь

Одна из площадей города Барнаула носит название Демидовская площадь. 

В середине прошлого века это общественный центр города, созданный в непосредственной близости от Барнаульского сереброплавильного завода. Ансамбль площади, о которой говорили "уголок Петербурга", создавался в 1820-1850 годах. 

На заседании Горного совета 20 февраля 1818 года было принято предложение начальника Колывано-Воскресенских заводов о строительстве в Барнауле госпиталя, училища с сиротским приютом и богадельни с церковью, а так же памятника в честь 100-летия горнозаводского дела на Алтае. Так началась история создания Демидовской площади – памятника русского градостроительства первой половины XIX века.

Название площади дал обелиск в честь 100-летия горного дела на Алтае - "Демидовский столп". Возводился он с 1825 по 1839 годы. Сложенный из блоков серого гранита, обработанного на Алтае, он имеет высоту 14 метров. На гранях постамента первоначально были укреплены памятные бронзовые доски с надписями: 

"Столетию Колывано-Воскресенских заводов, свершившемуся в царствование Императора Александра I лета 1825 года" 

"Колыванские заводы основаны статским советником Демидовым в 1725 году. Вступили в собственность Его Императорского Величества в царствование Императрицы Елизаветы I в 1747 году"

"Демидовский столп" в Барнауле - один из немногих в России памятников, увековечивших имя Акинфия Демидова, а также знаменательный исторический факт - становление и развитие горного производства на Алтае, обеспечивавшего в XVIII - XIX веках казну Российской империи серебром. 

Ансамбль площади, созданный в традициях русского классицизма, составили построенные в разные годы первой половние XIX в. здания горного училища, госпиталя, заводской богадельни с церковью Дмитрия Ростовского. Архитекторы А.И. Молчанов, Я.Н. Попов, Л.И. Иванов, И.Н. Шрейбер.

Горный госпиталь современный вид

Источники: Долнаков А.П., Долнакова Е.А., Зотеева Л.А., Степанская Т.М. Памятники архитектуры Барнаула. - Барнаул:Алт. кн. изд-во, 1982. - 160 с. с ил.

Барнаул: Энциклопедия. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. 408 с.

Ключевые слова: Демидовская площадь, горный госпиталь, Демидовский столп

→ Комментировать

Молоканова Ольга Борисовна Начало работы
22
ноября
2012
Николай Григорьевич Дворцов

Николай Григорьевич Дворцов родился 19 декабря 1917 года в селе Куриловка Саратовской области в семье столяра. Учился в школе колхозной молодежи, работал табельщиком полевой бригады. В 1934 году поступил в Саратовский строительный техникум, на третьем курсе из-за материальных трудностей прервал учебу и работал техником-нивелировщиком. В 1940 г., после окончания Саратовского учительского института преподавал в средней школе русский язык и литературу, заведовал учебной частью.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в занятии нашими войсками Ирана в 1941 году, а с декабря 1941 года в боях под Таганрогом, Лозовой и Барвенково. В мае 1942 года участвовал в операции по освобождению Харькова, где попал в плен. Лето 1942 года находился в пересыльных лагерях Польши и Германии, в октябре был отправлен в Норвегию, где содержался в рабочем лагере под городом Берген до конца войны. В 1943 году в лагере организовалась подпольная группа, членом которой и стал Дворцов. После установления связи с норвежскими коммунистами началась подготовка к восстанию, которое планировалось к ожидаемой высадке союзных войск. Шесть человек из группы фашистами были расстреляны 10 ноября 1944 года.

С 1947 года Н.Г. Дворцов жил на Алтае. Работал начальником оперативного отдела краевого управления сберкасс, корреспондентом комитета радиоинформации и газеты «Сталинская смена». В свободное от работы время занимался литературным творчеством. Частая смена работы в первые годы на Алтае была связана с его прошлым, в силу недоверия в то время к бывшим военнопленным. Приходилось днем работать, а ночью писать. Член союза писателей СССР с 1955 года. Член КПСС с 1957 года.

Н. Дворцов работал заместителем редактора краевой газеты «Молодежь Алтая», корреспондентом «Учительской газеты», редактором альманаха «Алтай», дважды избирался ответственным секретарем краевой писательской организации, кандидатом в члены Алтайского крайкома КПСС, делегатом двух писательских съездов России, членом правления Союза писателей СССР, депутатом городского Совета народных депутатов. За литературную и общественную деятельность Н. Дворцов награжден орденом «Знак Почета». Ему присвоено почетное звание заслуженный работник культуры РСФСР.

Свой первый рассказ «Бельчик» Н. Дворцов опубликовал в областной пионерской газете еще будучи студентом. В 1940 г. появился второй его рассказ «Дошкольники» в альманахе «Литературный Саратов». Первый сборник «Мы живем на Алтае» вышел в Алтайском книжном издательстве в 1953 году.

В шестидесятых годах Н. Дворцов — один из самых известных на Алтае прозаиков. Несколько раз массовыми тиражами издавался его роман «Море бьётся о скалы», в основе которого лежат достоверные факты о стойкости советских людей в фашистском лагере военнопленных, в Норвегии. Пять изданий выдержал роман «Дороги в горах», воссоздающий первые целинные годы на Алтае. Н. Дворцовым созданы повести «Наше счастье», «Опасный шаг», «Два дня и три ночи», «Двое в палате».

 

Источники: 

Барнаул: Энциклопедия/ [Редкол.: В. А. Скубневский (гл. ред.) и др.]. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. - 408 с.: ил.Гордость Барнаула : [сборник очерков] / Арх. отд. Алт. крайисполкома, Алт. краев. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры; [под общ. ред. П. А. Бородкина]. - Барнаул: Алт. правда, 1980. - 179

Ключевые слова: Писатели Алтая, Николай Дворцов

→ Комментировать

Молоканова Ольга Борисовна Начало работы
22
ноября
2012
Дом Лесневского

Дом Лесневского — памятник архитектуры начала XX века в Барнауле. Расположен на улице Ползунова рядом с Демидовской площадью.

Здание является одним из наиболее интересных примеров деревянного зодчества в Сибири. Построено в 1907 году инженером и городским головой Александром Лесневским на берегу заводского пруда. В формах двухэтажного деревянного дома проявилось влияние прибалтийской архитектуры и российских традиций домовой резьбы. Сегодня первоначальный облик утрачен.

Здание входит в список памятников архитектуры федерального значения.

Александр Адольфович Лесневский (1866—1920) — инженер, городской голова Барнаула с 1913 года по 1916 год.

Александр Лесневский родился 23 августа 1866 года в католической дворянской семье. Учился в Константиновском межевом институте, где получил звание межевого инженера и старшего землемерного помощника, с правом на чин коллежского секретаря.

За выслугу лет Александр Лесневский в 1895 году был переведен в коллежские асессоры и откомандирован в распоряжение начальника Алтайского округа. Здесь он в 1896 году был назначен помощником заведующего межевыми работами в Алтайском округе и одновременно на него было возложено заведование типолитографией при Главном управлении Алтайского округа.

С 1898 года Александр Лесневский стал заведовать поземельно-устроительными работами и председательствовать в Барнаульской переселенческой комиссии. В 1903 году он  получает очередное повышение и становится коллежским советником.

С 1906 года Александр Адольфович заведовал чертежной Главного управления Алтайского округа и стал статским советником. За это время под его руководством была составлена новая топографическая карта Алтайского округа. Она состояла из 75 листов при масштабе 4 версты в 1 дюйме. Долгое время карта Лесневского была основой составления различных специальных карт, находила применение и в первые годы советской власти. Другим достижением Лесневского стала организация продажи карт чертежной Главного управления населению. После длительной переписки с Кабинетом он получил в распоряжение чертежной две литографические скоропечатающие машины с механическим двигателем. До этого печатные работы производились в Томске.

Являясь членом городской думы, Александр Лесневский был сторонником телефонизации Барнаула. В 1907 году им был предложен для обсуждения вопрос о создании в городе телефонной сети. В итоге 26 октября 1907 года Барнаульская городская управа заключила договор поставке двухпроводной телефонной сети общего пользования на 127 абонентов.

Кроме того, Александр Адольфович внес вклад и в культурную жизнь Барнаула. Он был активным членом «Общества любителей исследования Алтая» и «Общества любителей драматического искусства». В последнем он был режиссёром-постановщиком любительских спектаклей по произведениям русских и зарубежных классиков — «Темное пятно», «На дне», «Князь серебряный» и т. д. Спектакли были благотворительными характер и ставились в Народном доме Барнаула (ныне здание краевой филармонии).

13 мая 1913 года Лесневский был избран городским головой. На этом посту он принимал активное участие в благотворительной деятельности, следил за размещением военнопленных.

В 1917 году после национализации усадьбы, Александр Адольфович уехал в Новониколаевск.

Скончался там же 23 января 1920 года от инфаркта.

Источник:  Барнаул. Летопись города : хронология, события, факты / [В. Ф. Гришаев и др. ; сост. и вступ. ст. А. М. Родионова ; ред. проекта В. А. Скубневский]. - Барнаул: А.Р.Т., 2007. - 62

Ключевые слова: Дом Лесневского, Барнаул, памятник деревянного зодчества.

→ Комментировать

Молоканова Ольга Борисовна Начало работы
22
ноября
2012
Алтайский краеведческий музей

Здание музея является памятником архитектуры, истории и культуры середины XIX века и расположено в историческом центре Барнаула.

Музей основан в 1823 году по инициативе Фридриха Геблера и Петра Фролова. Здесь были выставлены экспонаты, собиравшиеся в Барнауле с XVIII века: этнографические материалы народов Сибири и Северной Америки, модели горных машин и механизмов, гербарий; существовала Горная библиотека.

А в 1913 году Николай II подписал указ о передаче музею нового здания на улице Ползунова, которое ранее занимала главная химическая лаборатория округа. Реконструкцией помещения занимался архитектор И. Ф. Носович.

К 1918 году музейное собрание включало коллекции минералов, насекомых, почв, чучел птиц и животных, гербарий местной флоры, фотографии. В 1920-е годы музей стал общедоступным, появился отдел истории советского периода.

На сегодняшний день в музее около 152 тыс. единиц хранения, среди которых раритет мирового уровня – единственная в мире модель паровой машины, изобретённой И. И. Ползуновым в Барнауле в 1763 году.  Наиболее ценные коллекции по археологии, истории горного дела на Алтае, редких книг, изделий алтайских камнерезов, старинных сибирских монет.

Краеведческий музей состоит из нескольких отделов: природы, истории, военной истории, по работе посетителей, методический, а также научная библиотека.

На территории Алтайского краеведческого музея во время археологических раскопок, которые сейчас ведутся на территории музея, обнаружено деревянное сооружение, датируемое 18 веком. В ходе раскопок археологи уже обнаружили остатки здания, датируемые 18 веком. Кроме того, найдены монеты, изделия из стекла и керамики. Особый интерес представляют зубные щетки, изготовленные из кости, медицинские инструменты, аптечная посуда.

Здание музея находится на одной из старейших улиц Барнаула – Ползунова, 46. По данным ученых этот участок застраивался с первой половины 18 века, здесь сохранился культурный слой исторической части города.

Источники: 

Барнаул: Энциклопедия/ [Редкол.: В. А. Скубневский (гл. ред.) и др.]. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. - 408 с.: ил., 

Барнаул в воспоминаниях старожилов, XX век : [сборник / редкол. : Л. М. Дмитриева (отв. ред.) и др.]. - Барнаул: Изд-во АГУ. - 2005

Ключевые слова: музей, История, Алтай

→ Комментировать

Молоканова Ольга Борисовна Начало работы
22
ноября
2012
Аптека Крюгера

По адресу ул.Пушкина,64 находится здание бывшей аптеки Крюгера, памятник истории и архитектуры. Деревянное двухэтажное здание конца 19-начало 20 вв. В 1929 году здесь размещался городской радиоузел, откуда началось вещание из Москвы. Планировка здания обусловлена сложным функциональным назначением: на первом этаже располагался торговый зал и фармацевтическая лаборатория; на втором – жилые комнаты владельца Э.Ф.Крюгера.
Ценность здания и его орнаментального декора определяется не только их эстетической выразительностью, но и той совершенной технологией,что обеспечила вековую сохранность памятника в резко континентальном климате Алтая.

Источник  Барнаул. Летопись города : хронология, события, факты / [В. Ф. Гришаев и др. ; сост. и вступ. ст. А. М. Родионова ; ред. проекта В. А. Скубневский]. - Барнаул: А.Р.Т., 2007. - 622, [1] с., [24] л. ил.: ил.; 26 см. - Имен. указ.: с. 575-622  

Ключевые слова: Маршрут Наукограда-42., Аптека Крюгера

→ Комментировать

Молоканова Ольга Борисовна Начало работы
22
ноября
2012
Памятник А.С. Пушкину.

В день 200-летия со дня рождения поэта в 1999 году на пересечении улицы Пушкина и проспекта Ленина был открыт памятник из бронзы по проекту скульптора М. Кульгачева. На постаменте имеется надпись «Певцу любви — любовь награда». Сегодня в сквере перед памятником регулярно проводятся церемонии вручения Пушкинских премий, кроме того, само место достаточно популярно среди молодожёнов, которые приезжают сюда возложить цветы.

Источник: Барнаул: Энциклопедия/ [Редкол.: В. А. Скубневский (гл. ред.) и др.]. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. - 408 с.: ил.


Ключевые слова: А.С. Пушкин.

→ Комментировать

Молоканова Ольга Борисовна Начало работы
21
ноября
2012
Наш Фильм.

Мы сделали небольшой фильм по нашему маршруту: 

 

Ссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=kXfhaUl7doM

Ключевые слова: Наш Фильм.

→ Комментировать

Молоканова Ольга Борисовна Начало работы
21
ноября
2012
И.И.Ползунов

Ползунов Иван Иванович (1728 - 1766)  (1728, Екатеринбург — 27 мая 1766, Барнаул) — русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового двигателя.

Юность и начало карьеры

Иван Ползунов родился в семье солдата, выходца из крестьян г. Туринска. После окончания в 1742 году Горнозаводской школы в Екатеринбурге был «механическим учеником» у главного механика уральских заводов Н. Бахарева. К тому времени он отучился 6 лет в словесной, а затем в арифметической школе при Екатеринбургском металлургическом заводе, что по тем временам было совсем немало. В Барнауле молодой Ползунов получил должность гиттеншрейбера, то есть плавильного писаря. Работа эта не только техническая, так как юноша узнавал, сколько и какой руды, угля, флюсов нужно для плавки в той или иной печи, знакомится, хотя и теоретически с режимом плавки. Одаренность молодого гиттеншрейбера была столь очевидна, что привлекала внимание заводского начальства.

В библиотеке Барнаульского завода он знакомится с трудами М. В. Ломоносова, а также изучает устройство паровых машин. Менее чем через 3 года после переезда в Барнаул, 11 апреля 1750 г., по представлению одного из руководителей заводов и крупнейшего знатока горнозаводского дела, Самюэля Христиани, Ползунов был произведен в младший шихтмейстерский чин с увеличением оклада до 36 руб. в год. Одновременно с новым производством было постановлено, чтобы Христиани обучил Ползунова настолько, чтобы Ползунов "...мог быть достоин к производству в обер-офицерский ранг". Постановление объявляло Ползунову "... что ежели он упомянутые науки познает и в том числе искустен усмотрится, то имеет быть определен ему старший унтершихтмейстрерский оклад, и сверх того повышением чина оставлен не будет". Это решение, предоставлявшее Ползунову возможность осуществить его стремление к учению, не было реализовано. Христиани, занятый управлением заводами, возложенным на него после смерти Андреаса Беэра в мае 1751 г., стремился использовать Ползунова как надежного и добросовестного работника на разнообразных хозяйственных работах. Нехватка людей, особенно специалистов, была бичом Колывано-Воскресенских заводов. Многие работники умирали из-за плохого питания (хлеб доставлялся с перебоями за сотни верст), бытовой неустроенности, отсутствия медицинской помощи. 26 июня 1750 г. младший унтершихтмейстер Иван Ползунов получил задание проверить, правильно ли выбрано место для пристани на реке Чарыше, выше деревни Тугозвонной (ныне Чарышского района), а также измерить и описать дорогу до Змеиногорского рудника. К тому времени там скопились огромные кучи руды, которую не успевали вывозить. Ползунов осмотрел место для пристани, а затем прошел с мерной цепью до самого рудника. Он намерил 85 верст 400 сажен, всю трассу обозначил кольями, наметил даже "зимовья" - удобные места для ночевки обозов с рудой. Длина будущей дороги оказалась в 2 раза короче действующей рудовозной.

Изобретение паровой машины

С приездом А.И.Порошина поиски приобрели широкий размах. В них были привлечены все горные офицеры, не привлекался лишь И.И.Ползунов. Незадолго перед тем он возглавил повытье (контору) "у лесных и куренных дел" Барнаульского завода, ему дали время освоиться с новой хлопотной должностью. Но он не захотел оставаться в стороне от того, чем жило все "горное общество", тоже искал выход, только мысли его пошли в другом направлении: как преодолеть зависимость горно-заводского производства от водяного колеса? В апреле 1763 г. он положил на стол начальника завода неожиданный и дерзкий проект "огненной" машины. И.И.Ползунов предназначал ее для приведения в действие воздуходувных мехов; а в дальнейшем мечтал приспособить "по воле нашей, что будет потребно исправлять", но сделать это не успел.В то время в России и мире ни одного парового двигателя еще не было. Единственным источником, из которого ему стало известно, что есть такой на свете, было книга И.В.Шлаттера "Обстоятельное наставление рудокопному делу", изданная в Петербурге в 1760 году. Но в книге были только схема да принцип действия одноцилиндровой машины Ньюкомена, о технологии же ее изготовления - ни слова. Ползунов позаимствовал у И.В.Шлаттера лишь идею пароатмосферного двигателя, до всего остального додумался сам. Необходимые познания о природе теплоты, свойствах воды, воздуха, пара он почерпнул из трудов М.В.Ломоносова. Трезво оценивая трудности осуществления совершенно нового в России дела, Ползунов предлагал построить вначале в порядке эксперимента одну небольшую машину разработанной им конструкции для обслуживания воздуходувной установки (состоявшей из двух клинчатых мехов) при одной плавильной печи. На чертеже, приложенном к записке, в объяснительном тексте установка, согласно первому проекту Ползунова, включала: котел - в общем той же конструкции, которая применялась в ньюкоменовских машинах; пароатмосферную машину, состоявшую из двух цилиндров с поочередным движением в них поршней ("эмволов") в противоположных направлениях, снабженных парораспределительной и водораспределительной системами; резервуары, насосы и трубы для снабжения установки водой; передаточный механизм в виде системы шкивов с цепями (от балансира Ползунов отказался), приводящей в движение воздуходувные меха. Водяной пар из котла поступал на поршень одного из рабочих цилиндров. Этим выравнивалось давление атмосферного воздуха. Давление пара лишь незначительно превышало давление атмосферного воздуха. Поршни в цилиндре были соединены цепями, и при подъеме одного из поршня второй опускался. Когда поршень достигал верхнего положения, доступ пара автоматически прекращался, и внутрь цилиндра вбрызгивалась холодная вода. Пар конденсировался и под поршнем образовывался вакуум (разреженное пространство). Силою атмосферного давления поршень опускался в нижнее положение и тянул за собою поршень во втором рабочем цилиндре, куда для уравнивания давления впускался пар из того же котла автоматом, действующим от передаточного механизма двигателя. Тот факт, что поршни с системой передачи движения были связаны цепями, показывает, что при подъеме поршней по цепи нельзя было передавать движения (цепь при этом не натянута). Работали все части двигателя за счет энергии опускающегося поршня. т.е. того поршня, который двигался под действием атмосферного давления. Пар не производил полезной работы в двигателе. Величина этой работы зависела от затраты тепловой энергии на протяжении всего цикла. Количество затраченной тепловой энергии выражало собою величину потенциальной энергии каждого из поршней. Это - сдвоенный пароатмосферный цикл. Ползунов отчетливо представлял принцип работы теплового двигателя. Это видно на примерах, которыми он характеризовал условия наилучшей работы изобретенного им двигателя. Зависимость работы двигателя от величины температуры воды, конденсирующей пар, он определял следующими словами: "действие эмволов и их подъемы и спуски тем сделаются выше, чем в фанталах будет вода холоднее, а паче от такой, которая близ пункта замерзания доходит, а еще не сгустеет и от того во всем движении многую подаст способность". Это положение, известное ныне в термодинамике в качестве частного случая одного из основных ее законов, до Ползунова еще не было сформулировано. Сегодня это означает, что работа теплового двигателя будет тем больше, чем ниже будет температура воды, конденсирующей пар, а особенно при достижении ею точки затвердевания воды - 0 градусов по Цельсию. Двигатель Ползунова в его проекте 1763 года предназначался для подачи воздуха в плавильные печи воздуходувными мехами. При желании двигатель легко мог совершать вращательные движения с помощью широко известного в России кривошипного механизма. Проект Ползунова был рассмотрен канцелярией Колывано-Воскресенских заводов и получил высокую оценку со стороны начальника заводов А.И.Порошина. Порошин указывал, что если Ползунов возьмется сделать машину, годную для обслуживания нескольких печей сразу, если он построит машину, пригодную для выливки воды из рудников, то Канцелярия охотно поддержит его замыслы. Окончательное решение этого вопроса оставалось за Кабинетом и хозяйкой заводов - Екатериной II. Проект был направлен в Петербург, но ответ Кабинета был получен в Барнауле только через год. Указом Кабинета от 19 ноября 1763 г. императрица пожаловала изобретателя в "механикусы" с чином и званием инженерного капитан-поручика. Это означало, что Ползунову теперь было обеспечено жалование в 240 рублей годовых, с добавлением на двух денщиков и содержание лошадей он получал 314 рублей. Ему было обещана награда в 400 рублей. Все это - немалая милость. Она еще раз свидетельствует о том, что императрица Екатерина II любила поддерживать свою славу покровительницы наук и искусств. Но размеры поощрения подтверждают, что значение изобретения Ползунова не поняли в Петербурге.

Конец жизни

Пока Кабинет рассматривал проект двигателя, Ползунов, не теряя времени, работал над проектом второй очереди. Он конструировал мощный тепловой двигатель на 15 плавильных печей. Это была уже настоящая теплосиловая станция. Ползунов не просто увеличивал масштабы двигателя, а вносил в него ряд существенных изменений. Уже после того, как проект мощного двигателя был закончен, Ползунову стало известно, что Кабинет, ознакомившись с его первым проектом, присвоил ему звание механика и постановил выдать 400 рублей в награду, но никакого решения по существу вопроса не принял. Несмотря на такую позицию Кабинета, начальник Колывано-Воскресенских заводов А.И.Порошин разрешил Ползунову приступить к исполнению первой очереди проекта. В марте 1764 года И.И.Ползунов предложил начать строительство большого теплового двигателя. Порошин согласился с этим предложением. Так на Барнаульском заводе началось строительство первой в мире универсальной теплосиловой установки. Это было серьезное решение, хотя бы потому, что обойдется машина ничуть не дешевле, чем постройка нового завода. От Ползунова потребовали заявку на рабочую силу и материалы. Еще не приступив к строительству машины, изобретатель столкнулся с трудностью: отсутствие способных воплотить его замыслы людей и потребных для строительства инструментов, механизмов. Предстояло построить первый в России паровой двигатель, но не было ни специалистов, способных возглавить строительство, ни квалифицированных рабочих, знакомых с устройством подобных двигателей. Сам Ползунов, принявший на себя обязанности общего руководителя работ, в какой-то мере решил проблему технического руководства, но именно, "в какой- то мере", потому что руководить одному человеку столь новым и сложным техническим предприятием было не под силу. Не менее трудной оказалась и проблема подбора рабочих. Требовались опытные модельщики, литейщики, кузнецы, слесари, столяры, обжигальщики, специалисты по медному и паяльному делу. По подсчетам Ползунова в сооружении двигателя должны были принять непосредственное участие 76 человек, в том числе 19 высококвалифицированных мастеров. Заполучить таких специалистов на месте представлялось невозможным. Оставался единственный выход; вызвать специалистов с Урала - кузницы технических кадров. Трудности в приобретении строительных инструментов и механизмов оказались еще более непреодолимыми. По замыслу изобретателя "вся машина должна быть сделана из металла", что неизбежно требовало наличия специального металлообрабатывающего оборудования, которым Россия почти не располагала. Дело усугублялось тем, что строили двигатель на Алтае, а это был район с развитым меде- и сереброплавильным производством, но отсталой литейной, кузнечной и металлообрабатывающей техникой. Предчувствия не обманули изобретателя. Канцелярия полностью утвердила лишь соображения о потребном количестве материалов. Не желая тратить деньги на вызов опытных мастеров с далекого Урала, заводское начальство выделило Ползунову четверых учеников, которых он знал и просил определить к нему, двух отставных мастеровых да четверых солдат для охраны места строительства. Остальных мастеровых (свыше 60 человек)Канцелярия постановила назначать в распоряжение Ползунова по мере надобности, "сколько, когда у него, Ползунова, работы случиться". Машина строилась сразу в двух местах. Отливка и обработка цилиндров, поддонов и других крупных частей производилась в одном из цехов Барнаульского завода, где можно было использовать водяное колесо, токарные, плющильные (прокатные) станки, вододействующие молоты для изготовления сферических медных листов для сборки котла; мелкие детали отливались и отковывались в помещении временно закрытого стекольного завода, где специально для этой цели была построена небольшая плавильная печь с кузнечным горном при ней. Завод находился в верховьях пруда, в трех верстах от поселка. Такая нагрузка могла вымотать и здорового человека, а у него развивалась чахотка. К 1765 году части машины были в основном готовы. В оставшееся до зимы время предстояло построить для нее здание, и в нем "крупно соединить", собрать машину. Сделать это Ползунов пообещал к октябрю. Строили первый в мире тепловой двигатель на правом берегу пруда, недалеко от Барнаульского сереброплавильного завода, рядом с небольшим стекольным заводом. Для машины соорудили большой сарай, высотой с трехэтажный дом. Огромное перенапряжение сил и работа в неотапливаемом помещении до самой ночи, когда холодные металлические детали машин обжигали морозом руки, подорвали здоровье Ползунова. Известно, что с мая 1764 г. по август 1765 г. он трижды обращался к лекарю Барнаульского госпиталя Якову Кизингу за помощью, т.к. был "одержим колотием в груди". К 7 декабря в основном была закончена сборка машины, и изобретатель решил произвести первый пробный ее пуск, испытать в работе. Но при пуске выявился и целый ряд недостатков (что совершенно естественно). К их исправлению и приступил немедленно Ползунов. К этому времени он переселился в квартиру при стекольном заводе. Не надо было тратить время на дорогу из поселка и обратно. Теперь он пропадал у машины до тех пор, пока силы совсем не оставляли его. Домой возвращался затемно, насквозь продрогший, еле передвигая ноги, харкая кровью. А на утро, невзирая на уговоры и слезы жены, снова спешил к машине. Было совершенно ясно, что, чувствуя близкий конец, он торопился завершить начатое дело ценой жизни. Короткого зимнего дня не хватало, прихватывали вечера. Известно, что 30 декабря 1765 года Ползунов получил три пуда свечей. К марту, наконец, были доставлены на 8 лошадях громадные крышки воздуходувных мехов, сделанные по проекту изобретателя. Они были установлены, и машина, наконец, полностью собрана. Дело оставалось за плавильными печами. Весной 1766 года болезнь Ползунова усилилась. 18 апреля у него вочередной раз пошла горлом кровь, после чего он уже не смог подняться с постели. С беспощадной ясностью изобретатель понял, что до пуска машины ему не дожить. 21 апреля Ползунов продиктовал ученику Ване Черницыну (сам уже писать не мог)челобитную на имя императрицы о прошении обещанной премии для своей семьи. 16 мая 1766 г. в шесть часов вечера в г. Барнауле, на Иркутской линии (ныне Пушкинской улице) И.И.Ползунов скончался. Ему было 38 лет.

Запуск и последующая судьба изобретения

Через неделю после смерти И.И.Ползунова, 23 мая (5 июня) 1766 г., начались официальные испытания первого в мире теплового двигателя. В первый же день испытатели пришли к заключению, что машина может приводить в движение мехи для подачи воздуха к 10-12 печам. Построенный Ползуновым крупный двигатель значительно отличался по конструкции от той машины, которая была описана им в первоначальном проекте 1763 г. Передача движения к машинам, которые должен был обслуживать двигатель, осуществлялась с помощью балансиров. Цепи, соединяющие поршни двигателя с балансирами, для большей прочности изобретатель сделал из отдельных железных стержней и шарнирными, такого типа, какие известны теперь как "цепи Галля". Питание котла подогретой водой было автоматизировано. Ползунов придумал простой механизм, обеспечивавший сохранение воды в котле на одном уровне во время работы двигателя. Это упрощало труд людей, обслуживающих машину. Двигатель И.И.Ползунова его современники называли "плавиленной фабрикой". Высота машины составляла 10 метров, а цилиндров около 3 метров. Тепловой двигатель развивал мощность в 40 лошадиных сил. Сооружение большой, невиданной машины в тех производственных условиях, какие имел И.И.Ползунов, являлось почти сказочным подвигом. Во время первых испытаний теплового двигателя обнаружились неполадки. В ходе испытаний выяснилось, что между поршнями (эмволами) и стенками цилиндров просачиваются вода и пар, а насосы подают воду в недостаточном количестве. Вызванный со Змеиногорского рудника Козьма Фролов предложил заменить насосы рудничными водоподъемными. Привезли насосы со Змеиногорского рудника, установили, результат получился отличный. Так было доказано, что машина Ползунова способна выполнять еще одну задачу - откачивать воду с рудника. Проживи Ползунов подольше, он, возможно, придумал бы, как с ее помощью приводить в движение станки. С эмволами дело оказалось сложнее. Кожаное уплотнение быстро истиралось: испытания показали, что для этого лучше подходит пробковая кора. 4 июля произвели пятое и последнее испытание машины. Все механизмы и системы работали хорошо. Заводское начальство решило пустить машину в эксплуатацию. Полтора месяца длились испытания. Большинство недостатков являлись либо следствием упущений строительства, либо такими, какие невозможно было устранить при тогдашнем уровне развития техники. Но ни одного слова упрека не было сказано по поводу общей конструкции самой огнедействующей машины. Все до мельчайших подробностей предусмотрел и учел изобретатель. Закончились испытания, но машина еще целый месяц простаивала без употребления. В первых числах августа 1766 года наконец-то завершилось строительство плавильных печей, на 4 августа канцелярия назначила пуск машины в эксплуатацию. С раннего утра, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу, у здания невиданной машины толпился народ. Со всего Барнаула собрались любопытные. Более шести часов машина работала вхолостую. Во втором часу пополудни прибыло все заводское начальство. Предстоял торжественный момент задувки печей. Но торжество не состоялось, т.к. в момент задувки поршень левого цилиндра неожиданно остановился в нижнем положении, и машина замерла. Причину остановки все-таки не обнаружили. На первый взгляд все было в порядке. Только после того, как погасили топку, выпустили из котла пар и произвели тщательный осмотр машины, обнаружилось, что ослабнувшая, видимо, еще в период испытаний гайка, позволила паровому регулятору повернуться на значительно больший угол, чем то предусматривалось. Паровой регулятор заклинился и не поворачивался в стороны. При этом впускное окно оказалось закрытым, пар не имел доступа в цилиндр. Досадный недосмотр сорвал пуск машины, а ремонт отсрочил его еще на два дня. 7 августа в шесть часов утра механизм пустили вновь, но на этот раз так и не дождались прибытия высокого начальства. В два часа без всякой торжественности задули плавильные печи. Машина безостановочно действовала более трех суток. За это время проплавили около 400 пудов руды. 10 августа машину остановили вновь. Уплотнитель, изготовленный из пробковой коры плохого качества, рассыпался на крошки стал пропускать в цилиндр холодную воду. Пришлось послать запрос на пробку в тобольскую и екатеринбургскую аптеки. Изыскивая же выход из создавшегося положения, временно использовали для уплотнения кору березы. 10 ноября "пополудни в шестом часу во время весьма порядочного и беспрерывного действия оказалось, за разгоранием под котлом кирпичных сводов, из одного котла не малая водяная течь, так что оною имеющийся под котлом огонь загасило, чего ради принуждены оную машину купно и с плавильными печами остановить". На этом машина Ползунова "работою окончилась". Котел, склепанный из тонкой листовой меди, оказался слабым ее местом. Еще Ползунов указывал, что он к первоначальной пробе только годен, но сделать более прочный на Барнаульском заводе не было возможности. Общее время полезной работы машины составило 1023 часа (42 суток и 15 часов). За это время было получено серебра 14 пудов 38 фунтов 17 золотников 42 доли, золота 14 фунтов 22 золотника 75 долей. За вычетом всех расходов на постройку машины, оплату плавильщиков, даже 400 рублей награды Ползунову, чистая прибыль составила 11016 рублей 10,25 копейки. А ведь машина работала менее полутора месяцев, да и то не на полную мощность: обслуживала всего три печи. И тем не менее было решено, что в дальнейшем "пущать ее в действо, по изобилию в здешнем заводе воды, за нужно не признавается". Решение это подписал начальник заводов Порошин, еще недавно горячий сторонник "огненной" машины.

Причина была, видимо, в том, что на Колывано-Воскресенских заводах, как и во всей крепостнической России, не было большой надобности в машинах. Подневольных дешевых рабочих рук хватало. Трагедия Ползунова заключалась в том, что он опередил свой век. В 1784 году Джемс Уатт получил патент на универсальный тепловой двигатель, завоевавший вскоре всемирное признание. А машина Ползунова, простояв 15 лет 5 месяцев и 10 дней, в марте 1782 года была разобрана.

Сегодня рабочая модель двигателя Ползунова находится в Краведческом музее Барнаула.

Имя И. И. Ползунова носит Алтайский государственный технический университет, а напротив него поставлен памятник изобретателю.

Источник: Барнаул: Энциклопедия/ [Редкол.: В. А. Скубневский (гл. ред.) и др.]. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. - 408 с.: ил. 

Барнаул. Летопись города : хронология, события, факты / [В. Ф. Гришаев и др. ; сост. и вступ. ст. А. М. Родионова ; ред. проекта В. А. Скубневский]. - Барнаул: А.Р.Т., 2007. - 622, [1] с., [24] л. ил.: ил.; 26 см. - Имен. указ.: с. 575-622  

Ключевые слова: Паровая машина, И.И.Ползунов

→ Комментировать (1)

страницы: 1 2 3 4