Этапы проведения конкурсаОбучающие материалыНовости конкурсаУчастникиКритерии оценки работКонтактная информацияИтоги конкурса

 

УЧАСТНИКИ

Профиль команды

Горячие сердца

Руководитель: Зюванова Наталья Евгеньевна
Место работы или учёбы: г.Арзамас, Центральная городская библиотека им. А.М.Горького
Должность: зав.сектором читального зала

Состав команды

Малышева Илиана Сергеевна
Возраст: 15
Школа: МБОУ СОШ №2 им.Пушкина
Класс: 9 В
Кудрявцева Ольга Сергеевна
Возраст: 15
Школа: МОУ СОШ №1 им.Горького
Класс: 10 Б
Шебалова Маргарита Игоревна
Возраст: 15
Школа: МБОУ СОШ №2 им.Пушкина
Класс: 9 В
Фотоальбом
Зюванова Наталья Евгеньевна Арзамасская сторона
23
ноября
2012
Собирайтесь в путешествие! Вас приглашает «Арзамасская сторона»!

      Команда «Горячие сердца» завершила свое участие в конкурсе «Малая Родина – центр Вселенной».  В результате был создан увлекательный экскурсионный историко-литературный маршрут «Арзамасская сторона» на Google-карте.

     Работать в конкурсе было необыкновенно интересно. Мы многому научились.  Ребятам очень понравилось создавать облака тегов  и QR коды, наносить  метки на Google-карту и добавлять фото и видео. Отдельное спасибо за организацию обучающих вебинаров. Они были просто необходимы команде.  Мы всегда ощущали поддержку организаторов и участников конкурса. На все возникающие вопросы, организаторы давали исчерпывающие ответы.

     Конкурс удался на славу.  Команды из разных уголков нашей огромной страны  с  большим воодушевлением взялись за работу.  Всем хотелось рассказать о своем родном крае. Вот и получились  отличные экскурсионные маршруты, представлен уникальный краеведческий материал.

     А мы приглашаем  посетить наш старинный русский город  – Арзамас.  Личное знакомство с ним оставит в Вашей памяти неизгладимые впечатления.  Может быть, именно Вам, пройдя по экскурсионному маршруту, удастся разгадать великое таинство: откуда черпали вдохновение, жившие тут талантливые люди.  Милости просим!  «Арзамасская сторона» всегда ждет гостей.

 

Ключевые слова: экскурсионный маршрут "Арзамасская сторона", конкурс Малая Родина-центр Вселенной, команда "Горячие сердца", завершение работы.

→ Комментировать (3)

Зюванова Наталья Евгеньевна Арзамасская сторона

Зюванова Наталья Евгеньевна Арзамасская сторона
21
ноября
2012
Вот она какая - сторона родная!

                                                    Здравствуй, славная, незабытая,

                                                    Знаменитая старина,

                                                    Вся легендами перевитая

                                                    Арзамасская сторона.

                                                                       А. Плотников

 

Команда "Горячие сердца" представляет карту экскурсионного историко-литературного маршрута "Арзамасская сторона.

                 

 

 

Ключевые слова: маршрут экскурсии "Арзамасская сторона" на Google-, конкурс Малая Родина-центр Вселенной, команда "Горячие сердца"., Арзамас

→ Комментировать (2)

Зюванова Наталья Евгеньевна Арзамасская сторона
19
ноября
2012
Арзамас - гусиная столица.

               Прилетали гуси лапчатые,

                Приносили гусли звончатые.

                   У них крылья были крапчатые,

              Лапки были перепончатые.

                                              Б. Заходер

 

     Арзамасский гусь - славная страница истории нашего края. Гусь – это одна из первых птиц, прирученных человеком. Арзамасский гусь считается одной из древнейших пород, первые упоминания о ней относятся к  XVII веку, тучные притешные луга способствовали развитию в нашем городе гусеводства.

                              

     Какими же признаками обладала сложившаяся порода арзамасского гуся? У него короткая округлая голова, сильно развиты мускулы щек, глаза голубые. Клюв у основания толстый, желто-оранжевого цвета, кончик его белый с розовым кольцом, лапы желто-оранжевого цвета. Средний вес живой гусыни пять с половиной килограммов, а гусака шесть – восемь килограммов. Красавец , увесист, очень вынослив, преисполнен силы и горд.

    По воспоминаниям старожилов, на притешных лугах паслись огромные стада гусей, а осенью весь город утопал в гусином пуху – будто в вишневом цвете.

     На российских рынках арзамасская порода гусей считалась лучшей мясной породой, на нее был большой спрос, целые стада перегонялись из Арзамаса в Москву. Предварительно гусей «подковывали» - прогоняли стадо по смоле, затем по песку, в результате чего смола с песочком застывала,  таким образом их лапки принимали форму импровизированного лаптя. Гуси были готовы к дальней дороге.

                                         

     Согласно архивным данным, большим любителем гусей считался владелец села  Выездная Слобода граф В. Салтыков – его в народе так и называли «гусиный граф».

     Известно, что летом 1767 года в Арзамасе проездом побывала императрица  Екатерина II, в честь ее был устроен праздник, в программу развлечений которого вошли гусиные бои.

                          

     Один из жителей города писал: «Любители гусиного боя вызывали друг друга на заклад. В назначенное время и место привозились с обеих сторон по два и по три избранных гуся в разноцветных лентах на шеях, даже на крыльях и хвостах, затем выпускали их с противоположных сторон и стравливали известными охотникам способами».

     Нельзя не вспомнить и литературное общество «Арзамас», куда входил и А.С. Пушкин. Символом этого общества был именно арзамасский гусь, которого в конце каждого заседания подавали на стол в жареном аппетитном виде.

    Арзамасский гусь – символ «золотого века» Арзамаса, расцвета его материальной и духовной культуры. В наше время город приступил к возрождению своей "гусиной славы".  Вот и появился на улице Карла Маркса памятник арзамасскому гусю. Автором работы является нижегородский скульптор В. Потапин.

                                                
     Памятник существует с июля 2012 года, но симпатичный Гусик уже имеет свою легенду. Гусь, птица полезная во всех отношениях и, как многие памятники, обладает магическим действием - если погладить гуся по голове - умным будешь, потереть клюв - в супружеской жизни обретешь счастье. Погладишь крылья - высоко взлетишь. Хвост принесет пользу студентам - от "хвостов" можно избавиться. Гусиные лапки -  для путешественников и фотографов талисман на счастье: поклонишься, да погладишь лапки, которые без устали шли по всей Руси, умножая свою славу - сам далеко пойдешь, успех обретешь!

                                

Приезжайте к нам в гости и убедитесь сами!

 

Литература: Еремеев, П. Арзамас-городок/ П. Еремеев. – Арзамас: Юпитер, 1998. – 584 с.

Малыгина, Е. Гусь горожанам товарищ//Арзамас. новости. - 2008.- 9 фев. - С.2.

Ключевые слова: памятник., конкурс Малая Родина-центр Вселенной, команда "Горячие сердца", арзамасский гусь, Арзамас

→ Комментировать (2)

Зюванова Наталья Евгеньевна Арзамасская сторона
16
ноября
2012
Аркадий Гайдар из Арзамаса.

 

 

                                                                        Над строкой

                                                                 Потрудиться на совесть,

                                     Музу

                                                              Доблестью вооружить.

                                                           Сердцем выстрадать

                                                        Мудрую повесть –

                                                 РАДИ ЭТОГО

                                                     СТОИЛО ЖИТЬ.

                                                                                    А. Плотников

 

     У каждого города своя судьба, свое прошлое…  Неповторим и  наш родной город Арзамас. Одной из важнейших достопримечательностей его «биографии» стала тесная связь с именем известного советского писателя  Аркадия Петровича Гайдара, принесшая Арзамасу всероссийскую известность.

                                                                                        

    «Обыкновенная биография в необыкновенное время», - говорил о себе Аркадий Петрович. Однако судьба и личность А.Гайдара также неординарные. И начинаются они с его родословной.

     Общеизвестно, что Гайдар родился  в городе Льгове Курской губернии, но своей родиной всегда считал тихий старинный городок Арзамас, куда его семья в 1912 году переехала из Нижнего Новгорода.

     Мать писателя, Наталья Аркадьевна Салькова, дочь офицера, приходилась шестиюродной племянницей М.Ю. Лермонтову. Не отсюда ли дух вольнодумства, поэтичность души Аркадия Гайдара?

     Отец – Петр Исидорович Голиков, сельский учитель (после революции – комиссар штаба 35-й дивизии), обладал легким, живым слогом, имел склонность к сочинительству. И это тоже корни таланта Аркадия Голикова.

                                                                                               

     Родители Аркадия имели репутацию образованных и начитанных людей. В семье они всячески поддерживали культ литературы, занимались художественным развитием детей. Наталья Андреевна занималась общественной деятельностью – являлась членом правления городской библиотеки, где Аркадий проводил долгие часы.

       Поселились Голиковы в маленьком деревянном домике на улице Новоплотинной (ныне ул. Горького, д.25), окруженном густым садовым кустарником. Сколько тут было веселых игр, сколько озорных проделок.

                                                                               

 

       Арзамасские годы детства остались для Гайдара светлой и дорогой сердцу памятью. Оттого так нежно и задушевно писал он впоследствии об Арзамасе в повести «Школа», называя любимые места мальчишеской поры: « Теша, старая мельница, Козий остров, перелесок, а дальше – овраги и синяя каемка городского леса».

     Пожалуй, самыми романтическими незабываемыми эпизодами в его коротком детстве остались «морские сражения» на Сорокинском пруду (сейчас арзамасцы называют его Гайдаровским).

     После окончания двухклассной частной школы он успешно выдержал вступительный экзамен в Арзамасское  реальное училище, куда поступил в 1912 году. Это заведение давало обширные знания и имело большое значение для духовного, эстетического развития будущего писателя. Он сочинял стихи, декламировал их, участвовал в сценических представлениях, выпусках классного журнала.

    Детские годы Аркадия Гайдара совпали с революционной эпохой, которая оставила глубокий след в его судьбе. «Революцией мобилизованный и призванный», он один из первых талантливо рассказал «новым мальчишкам и девчонкам» о главных событиях времени – революции и гражданской войне, о строительстве «светлого царства социализма».

     Арзамас сохранил много мест, которые мы называем гайдаровскими.

     В 1964 году в доме, где жила семья Голиковых был открыт мемориальный музей А.П. Гайдара. В нем экскурсанты проникаются той атмосферой, в которой жила трудовая интеллигентная семья Голиковых.

                                                                              

     Рядом с домом Голиковых современное здание литературного музея и детской библиотеки им. А.П. Гайдара. И все это вместе составляет гайдаровский мемориальный комплекс. У входа в него 7 мая 1975 года установлена скульптура 14-летнего Гайдара, уходящего на фронт (скульптор М.М. Лимонов).  

    В одном из самых красивых мест города, в парке носящем имя А.П. Гайдара, среди белоствольных берез , в окружении голубых елей возвышается памятник замечательному человеку и писателю – Аркадию Петровичу Гайдару (Голикову).

                                                                                      

     Его имя носит Арзамасский педагогический институт, в котором работает единственный в стране научный гайдаровский кабинет.

     Идут годы. Ребята становятся взрослыми. Им на смену приходят другие поколения, и все повторяется снова – игры, книги, мечты… Гайдар всегда с ними, всегда впереди.

 

Литература:  Рыбаков, Н.И. Гайдар в Арзамасе/Н.И.Рыбаков. – Москва: Советская Россия, 1984. -95 с.

Личность и творчество Аркадия Гайдара в критике и литературоведении: монография / под общ. ред. Е.П. Титкова. – Арзамас: АГПИ, 2006. -357 с.

Обыкновенная биография в необыкновенное время. А.П. Гайдар в воспоминаниях современников: сборник/сост. М.В. Казачок. - Арзамас: АГПИ, 2008. -391 с.

Каляев, В. Слово опаленное войной//Арзамас. новости. – 2006.- 27 окт. –С.10.

    

 

Ключевые слова: конкурс Малая Родина-центр Вселенной, команда "Горячие сердца", Арзамас, А.П.Гайдар

→ Комментировать (4)

Зюванова Наталья Евгеньевна Арзамасская сторона

Зюванова Наталья Евгеньевна Арзамасская сторона
14
ноября
2012
Академик А.В. Ступин - основатель арзамасской школы живописи.

 

 

                                                                                                                                                                Вот стоит он на приступе,

                                                                                                                             Сильный, бодрый, молодой,

                                                                                                                             Александр Васильич Ступин –

                                                                                                                             Мастер кисти золотой…

                                                                                                                                                         Рачков Н.

 

                                                                                                                                                     Люд крепостной и полуголый

                                                                                                                            Сел у мольберта, не спеша,

                                                                                                                            И родилась художеств школа –

                                                                                                                            Живого творчества душа.

                                                                                                                                                       Адрианов Ю.

 

     Мы приближаемся к скверу на площади Гагарина. Именно здесь находится памятник удивительному человеку. И жизнь его была удивительной и дело, затеянное и осуществленное им, было необыкновенным.

                                                                                                      

     Александр Васильевич Ступин (1776-1861) не помнил своих родителей. Фамилию дали усыновившие его люди. В 1787 году Александра отдали учеником в иконописную мастерскую, в которой он проучился около трех лет. Во время обучения Ступин периодически посещал народное училище Арзамаса, где сумел обучиться грамоте.
     Окончив учебу в мастерской, молодой человек какое-то время занимался написанием образов, работая параллельно подканцеляристом в губернском правлении Нижнего Новгорода. В 1797 году Ступин открыл собственную мастерскую, которая приносила ему неплохой заработок. Со временем Александр начал понимать, что ему необходимо специальное образование, благодаря которому он сможет стать настоящим художником.
     Оставив дом и семью, Ступин в 1800 году поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств. Уже на первом курсе он получил серебряную медаль за свой рисунок с натуры, а наибольшее влияние на творчество художника оказали такие мастера, как А. Е. Егоров и И. А. Акимов, научив Александра рисованию и теории живописи. И еще там, в Петербурге, замыслил создание «маленькой академии» у себя в родном городе.

                     

     В 1802 году А.В. Ступин получил звание художника и даже был представлен президенту Академии художеств А.С. Строганову. В Арзамас молодой живописец возвратился со значительным количеством подаренных друзьями и учителями художественных произведений и пособий.  Академия подарила ему для школы две статуи и несколько бюстов, а профессора предоставили в его распоряжение большой запас книг, картин, чертежей рисунков и гипсов, так что у Ступина образовалось богатое собрание из 6500 художественных предметов и из 2000 томов сочинений, главным образом по части изящных искусств.

     В  1802 году Ступин открывает  в Арзамасе школу живописи, которая действовала почти 60 лет и сыграла исключительно важную роль в становлении художественной культуры страны.  Заметьте, столь прогрессивное и неизведанное дело осуществлялось не в столице, не в крупном губернском центре, а в провинциальном Арзамасе человеком, не имевшим ни личных капиталов, ни высокого положения, мещанином ( это потом Ступин станет академиком и выслужит дворянство). Воистину необыкновенно! Целью открытия школы, по словам самого организатора, явилось «распространение искусства к благу общему и воспитанию юношества».

     Она носила всесословный характер. На первых порах ее существования в ней обучались дети крепостных, преимущественно дворовые и вольноотпущенные. Годы 1809-1825 следует считать рекордными по числу обучающихся крепостных. Всего же из 162 учеников более половины были крепостными, что явствует из реестров А.В. Ступина, препровожденных в Академию художеств. Учились в школе также сыновья солдат, купцов, мещан.

                                   

     Устройство школы было рациональным и продуманным до мелочей.  Здание было построено М. Коринфским  по проекту, утвержденному в Академии художеств известным русским зодчим А. Воронихиным, и отвечало всем требованиям, предъявляемым к учебным заведениям того времени. Школа располагалась в центре города,  в одном из красивейших уголков старого Арзамаса, недалеко от базара и реки Теши.

     В программе деятельности школы можно выделить три основных направления: образовательное, хозяйственно-практическое и воспитательное. Учебный процесс был основательным.

     Значительны творческие достижения А.В. Ступина и его учеников. В 1809 году Академия художеств отметила первые крупные успехи арзамасцев: за отличную постановку учебного процесса и превосходную подготовку молодых художников А.В. Ступин получил звание академика. В 1825 и 1836 г.г. серебряные медали получили воспитанники школы К. Макаров, И. Соколов, Н.Тачков, В. Бовин. У Ступина  начал свой путь в большое искусство Василий Перов, чье творчество стало национальной гордостью нашего народа. Школа дала России почти 150 художников.

                       

     Меняются времена, меняются эпохи, но искусство как и время вечно. Арзамасская школа живописи оставила свой неповторимый след в культуре России, ее талантливые ученики обогатили искусство нашей Родины, их картины имеются во многих музеях страны, а память об Арзамасской школе живописи и ее основателе А.В. Ступине будет хранится вечно не только в архивах и в музеях, но и в сердцах истинных ценителей прекрасного.

                                          

     Имя А.В. Ступина в Арзамасе носят улица, детская художественная школа.  В городском историко-художественном музее есть зал, где собраны работы Ступина и его учеников.

 

Литература: 

 Акимов, С.С.  А.В Ступин и его школа// Художественное образование в России – Арзамас, 2002. – С. 9-13.

Филатов, Н.Ф. Арзамасская школа живописи академика А.В. Ступина/ Н.Ф. Филатов. – Арзамас; АГПИ, 2002. – 144 с.

Мухина, И Гордость по - арзамасски  //Нижегородская правда. – 2002. -24 сент. – С.3.

                         

 

Ключевые слова: Арзамас, конкурс Малая Родина - центр Вселенной, команда"Горячие сердца", памятник А.В.Ступину, арзамасская школа живописи

→ Комментировать

Зюванова Наталья Евгеньевна Арзамасская сторона
12
ноября
2012
Арзамасский Воскресенский собор

      Люблю этот город, где белый возвышенный

                                                     храм,

                                              Где можно о шпиль колокольни душой 

                                                 уколоться.

                                                                                            Н.Рачков

 

     Наш путь лежит на Соборную площадь города. Перед нами Арзамасский  Воскресенский собор – величественное здание, построенное на самом высоком месте, на бровке холма над рекой Тешей. Собор  занимает доминирующее положение в облике и силуэте всего города.

                        

      Венец архитектурного ансамбля города Арзамаса и его главное украшение – пятиглавый Воскресенский собор, возведенный по решению общего всесословного собрания жителей города в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

     Собор был возведен по проекту талантливого арзамасца  академика архитектуры Михаила Петровича Коринфского, ученика Ступинской школы, а потом слушателя Художественной Академии Петербурга.

                      

     Проект архитектора Коринфского М.П. Академия художеств утвердила 17 февраля 1814 года, а в начале 1816-го строители уже доложили об окончании работ по закладке фундамента и цоколя. В целом же строительство продолжалось 28 лет,  из-за очень большого объема работ и из-за нехватки денежных средств. Ведь строился он только силами арзамасцев и на их собственные деньги. На Соборной площади был установлен ящик для пожертвований. Всего же собрано было свыше  500 тысяч рублей.

    Среди пословиц и поговорок, собранных В. Далем в Нижегородской губернии, есть и такая: «Арзамасцы собор обручем сковали». В основе ее – действительная история. Когда уже были сведены все потолочные своды и пришло время приступать к сооружению главного купола Воскресенского собора, вдруг обнаружили – дал трещину один из четырех столпов. Арзамасцы забеспокоились, что возведенное великими трудами здание придется перестраивать. На помощь пришел полуграмотный крестьянин Егор Михайлов, слывший в городе опытным мастером каменных дел. Он предложил оковать лопнувшую колонну железом – наподобие обручей, а потом заштукатурить. Но для легкости свод на главном куполе сделали деревянным, обив его снизу листовым железом.

     Здание собора имеет форму греческого креста: его длина и ширина равны (по 63,9 м.). Высота храма до среднего креста – 46,86 м. Четыре фронтона поддерживают 48 колонн. На каждом из фронтонов – большие фрески на библейские сюжеты: на восточном –«Воскресение Христа», на южном – «Явление св.Троицы Аврааму», на западном – «Собор всех святых», на северном – «Покров пр.Богородицы». Фронтоны расписывал, основатель Арзамасской школы живописи, академик А.В. Ступин.

                         


     Роспись храма и внутреннее убранство тоже выполнены арзамасскими мастерами: Осипом Серебряковым и его сыном. Собор расписан в технике альфреско – по сырой штукатурке.

                           

     В соборе много чтимых святынь: Животворящий Крест с резным распятием; иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Владимирская». Старинная икона мученика Иоанна Воина, хранящаяся в храме, числится как дар царя Иоанна Грозного, а икона Воскресения Христова – как дар царя Алексея Михайловича, «государево данье». Особенным почитанием пользуется старинная резная икона святителя Николая. 

     «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами  Стасова», - писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н.Н.Померанцев.


Литература: Щегольков, Н.М. Арзамасский Воскресенский собор. - Арз., 2006. - 174 с.

                   Главное украшение города/ подготовила Н.Миронова//Нижегород. епархиальные ведомости. -

                   № 9 (май). - С.13.

                   Панкратов,В. Праведных крепость//Арзамас. новости. - 2009. - 8 сент. - С.4.

 

 

Ключевые слова: Арзамас, Конкурс Малая родина, Воскресенский собор, команда Горячие сердца

→ Комментировать (4)

Зюванова Наталья Евгеньевна Арзамасская сторона
09
ноября
2012
Храм Рождества Христова в Арзамасе.

Храм  Рождества Христова в Арзамасе.

                  

                                 Благословенный Арзамас

                              Хранит творящих сил запас.

                                О прошлом память он хранит,

                                 Что долговечней, чем гранит.

                                                    А.И. Плотников

     На пути из Москвы в Дивеево стоит дивный город с богатой историей и непростой судьбой – Арзамас. Оказавшись в нем, мы соприкасаемся с удивительным миром отечественной культуры. Вряд ли найдется человек, который остался бы равнодушным к чудесным памятникам зодчества, сотворенными трудами и молитвами наших предков.  Начать нашу экскурсию по чудесному древнему городу Арзамасу мы решили с Храма Рождества Христова.  

                                 



Арзамасский краевед Н. Щегольков историю города условно разделил на три периода: золотой век – в эти годы город активно развивался и богател; серебряный – началось снижение экономического роста и последний – годы упадка, которые закончились лишь в начале двадцатого века. Именно в пору своего наивысшего расцвета в Арзамасе началось массовое строительство церквей. Многочисленные купцы не жалели денег на храмы. Это было своего рода соревнование. Кто из них построит более красивый и лучший. Впрочем, это лишь пошло на пользу городу. Не случайно по количеству храмов на тысячу жителей Арзамас в империи находился в числе первых. По этому показателю город можно поставить вровень со знаменитым Суздалем. Даже несмотря на то, что многие церкви были уничтожены, все равно уцелевшие здания производят впечатление на гостей. Каждый монастырь, церковь абсолютно были непохожи друг на друга. У всех неповторимый облик и архитектурные стили. Но даже на этом фоне храм Рождества Христова выделяется своим необычным видом.

      Когда впервые видишь это величественное сооружение в ярко выраженном готическом стиле, то поначалу задаешь себе вопрос, а лютеране–то здесь откуда? Лишь приглядевшись, замечаешь пять куполов с православными крестами. По словам архитекторов, культовых строений такого необычного стиля в стране практически не встретишь, и Арзамасу в этом смысле, можно сказать, повезло. История храма по–своему интересна. Один из известнейших людей города Заяшников выбился в люди с самых низов. По рождению – из беднейшего мещанского рода. Однако природа его наградила живым умом, трудолюбием и предприимчивостью. В начале своей жизни часто недоедал, но благодаря упорству к сороковым годам девятнадцатого века стал богатейшим человеком города. Выдал замуж за дворянина Н. Стобеуса старшую дочь. Брак оказался удачным, и главное, с зятем у Заяшникова сложились хорошие отношения. В конце августа 1845 года произошло несчастье. Неожиданно у купца скончалась младшая дочь красавица Евдокия «в возрасте невесты». Убитый горем отец по совету своего духовника настоятеля Христорождественской церкви решил взамен обветшавшей возвести новый храм «в память своей дочери». На эти цели он отдал деньги, подготовленные для ее приданого. А это пятьдесят тысяч рублей. Огромная для тех времен сумма. Александр Михайлович заказал проект самому известному в империи архитектору К. Тону – автору храма Христа Спасителя в Москве. Проект был подготовлен и подписан, но в 1846 году в возрасте 52 лет Заяшников скоропостижно уходит из жизни, а все тяготы со строительством легли на плечи супруги покойного – Любови Степановны – и его зятя. По мнению современников, этот необычный по архитектуре храм оказался последним в эпохе «золотого века» города. Больше таких грандиозных проектов в Арзамасе уже не было. Но здесь есть небольшая загадка, на которую до сего дня не удалось найти ответа. Почему именно для чисто православного города с крепкими патриархальными традициями был выбран редкий готический стиль?

Кто вы, академик Тон?    

 

К. Тон – сын обрусевшего немца. С ранних лет проявлял способности в рисовании, поэтому был отдан в обучение в императорскую академию художеств. Особенно его привлекало зодчество. Не случайно его наставником стал известнейший архитектор А. Воронихин. После окончания академии Тон еще десять лет продолжал оттачивать мастерство зодчего в Италии, Австрии и Германии. В начале девятнадцатого века общепризнанным стилем в архитектуре считался классицизм. Тогда и в голову никому не могло прийти, чтобы кто–то осмелился предложить иное направление. После победы над французами в России подспудно шли поиски своих, самобытных вариантов в архитектуре. Не остался в стороне от этого направления и Константин Андреевич. Как человек творческий и одаренный, он также пытался найти решение этой задачи. Однажды ректор художественной академии А. Оленин предложил Тону обратить внимание на древнерусскую архитектуру для ознакомления с ее лучшими образцами. Молодого архитектора это увлекло настолько, что он одним из первых в России решил применить это на практике. Конечно, для этого нужна была смелость и решительность. В это время в стране образцами для подражания служили работы только западноевропейских мастеров. В тридцатых годах он предложил свой проект церкви во имя святой Екатерины в Санкт–Петербурге. Восемь архитекторов подали свои чертежи для высочайшего рассмотрения. Император Николай, сам неплохо рисовавший, хорошо знающий архитектуру и военную фортификацию, сразу обратил внимание на работу Тона. По этому поводу он сказал знаменитые слова: «Что это все хотят строить в римском стиле: у нас в Москве есть много прекрасных зданий в совершенно русском вкусе». Здесь Константин Андреевич попал в самое яблочко. А его самого скоро все стали называть родоначальником русского или русско–византийского стиля. Он прожил яркую и счастливую жизнь. По его проектам были построены многие здания и храмы, которые сегодня составляют гордость России. В их числе Николаевский, ныне Ленинградский, вокзал в столице, Кремлевский дворец с Оружейной палатой и многое другое. Мало того, в сороковых годах он выпустил альбом для строительства типовых церквей именно в русско–византийском стиле. По этим чертежам строились храмы во многих городах и селах. Но вот проект храма Рождества Христова в Арзамасе полностью выбивается из общей тенденции. Если бы не подпись на чертежах самого Тона, то можно было бы подумать, что их составлял не знаменитый автор русского стиля, а совершенно другой архитектор, скорее всего, выходец из Европы.

      Сегодня мы об этом можем только гадать. Несомненно, что Заяшников, подолгу проживавший в Москве и Санкт–Петербурге, лично встречался с К. Тоном. Александру Михайловичу изначально хотелось построить церковь в память о дочери в более оригинальном варианте. Главное, чтобы она не повторяла ранее построенные в других приходах. А так как в Арзамасе уже было около тридцати церквей со своими архитектурными решениями, то найти что–то необычное оказалось не так легко. Несмотря на заслуженный авторитет, Тон оставался в своих творческих подходах незашоренным. Он, когда это было необходимо, использовал все стили и направления, и очень удачно осуществлял привязку проекта к местности. Скорее всего, он первым и предложил использовать готику при проектировании храма. Как отмечал в своих исторических записках краевед Щегольков, новый храм, который был освящен в 1850 году, вызвал у арзамасцев, скажем так, культурный шок. Хотя мнения в оценке порой расходились, но все равно спорщики приходили к общему выводу – церковь впечатляет.

     Во время советской власти Храм Рождества Христова подвергся разрушению. Купола снесли, достроили 3 этаж, превратив храм в склад хлебозавода. И постепенно пришел в полный упадок.

     Но время все расставляет на свои места.

     Восстановление храма началось в 2003 году в рамках программы «Арзамасские купола». И сейчас храм полностью восстановлен и открыт для прихожан.

      


Литература:     Храм Рождества Христова//Город Арзамас. - Н.Новгород: ШТРИХ,1999. -               

                      С.32.

                      Кузнецов,А. Храм наособицу//Арзамас.новости. - 2011. - 3 фев. - С.18.

                      Булыгин,В. Возвращение жемчужины // Арзамас сегодня. -2010. -20 авг. -            

                            С.1

Ключевые слова: храм Рождества Христова., конкурс Малая Родина-центр Вселенной, команда "Горячие сердца", Арзамас

→ Комментировать (1)

Зюванова Наталья Евгеньевна Арзамасская сторона

страницы: 1 2